(+Филичева, Чиркина)
1. Развитие психологической базы речи.
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, восприятия – как психической основы речи.
В игровой форме логопед проводит занятия, не требуя речевого участия, на зрительное восприятие, слуховую память, слухоречевую память, мышление.
2. Развитие понимания речи.
Цель: преодоление импрессивного аграмматизма.
3. Работа над экспрессивной речью.
a. Формирование основных параметров слова.
· Слоговой структуры слова. (Маркова А.К. «Хрестоматия»).
· Морфемной структуры слова. (Алилова) => 2 пути
1. Накапливать слова с помощью слов корней – лексический путь.
2. Интегративный путь через процесс словообразования => суффиксы, приставки => новые слова.
b. Формирование фразовой связной речи.
Воробьева В.К. «Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи», Астрель.
· Устной.
· Письменной.
3 основных этапа:
1. Стихийное формирование связной речи, т.е. составление связных высказываний без опоры на правила. => Формируется мотивация устных высказываний.
|
|
2. Формирование учебных действий анализа, построения текста с введением правил его организации.
Тексты 2 вида:
· цепной структуры (последовательное повествование),
· описательные (параллельной структуры).
Комбинированный текст более сложный, используют подстановочные таблицы. В цепной структуре: субъект, объект, индикат; соединены предложения средствами лексической связи (союзы, контекстуальные синонимы).
3. Формирование связного сообщения на основе применения изученных правил.
Самостоятельное самое сложное задание: составить опорные схемы по заданному тексту.
+ Очень эффективная методика у Глухова, больше подходит для ОНР.
Прогноз при Моторной Алалии.
После оценки комплексных факторов.
Прогноз лучше, если имеются показатели:
· Неязыковые расстройства, выраженные негрубо.
· Благоприятная микросоциальная среда.
· Есть потребность в речи (хотя бы min).
· Развиты согласования слов (хоть немного).
· Есть предикативные слова (глаголы).
· Медико-педагогическое воздействие осуществляется на ранних этапах развития ребенка.
Хуже, если показатели имеют отрицательное значение и встречаются в комплексе.