Методика Валентины Константиновны Воробьевой

(+Филичева, Чиркина)

1. Развитие психологической базы речи.

Цель: развитие внимания, памяти, мышления, восприятия – как психической основы речи.

В игровой форме логопед проводит занятия, не требуя речевого участия, на зрительное восприятие, слуховую память, слухоречевую память, мышление.

2. Развитие понимания речи.

Цель: преодоление импрессивного аграмматизма.

3. Работа над экспрессивной речью.

a. Формирование основных параметров слова.

· Слоговой структуры слова. (Маркова А.К. «Хрестоматия»).

· Морфемной структуры слова. (Алилова) => 2 пути

1. Накапливать слова с помощью слов корней – лексический путь.

2. Интегративный путь через процесс словообразования => суффиксы, приставки => новые слова.

b. Формирование фразовой связной речи.

Воробьева В.К. «Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи», Астрель.

· Устной.

· Письменной.

3 основных этапа:

1. Стихийное формирование связной речи, т.е. составление связных высказываний без опоры на правила. => Формируется мотивация устных высказываний.

2. Формирование учебных действий анализа, построения текста с введением правил его организации.

Тексты 2 вида:

· цепной структуры (последовательное повествование),

· описательные (параллельной структуры).

Комбинированный текст более сложный, используют подстановочные таблицы. В цепной структуре: субъект, объект, индикат; соединены предложения средствами лексической связи (союзы, контекстуальные синонимы).

3. Формирование связного сообщения на основе применения изученных правил.

Самостоятельное самое сложное задание: составить опорные схемы по заданному тексту.

+ Очень эффективная методика у Глухова, больше подходит для ОНР.

Прогноз при Моторной Алалии.

После оценки комплексных факторов.

Прогноз лучше, если имеются показатели:

· Неязыковые расстройства, выраженные негрубо.

· Благоприятная микросоциальная среда.

· Есть потребность в речи (хотя бы min).

· Развиты согласования слов (хоть немного).

· Есть предикативные слова (глаголы).

· Медико-педагогическое воздействие осуществляется на ранних этапах развития ребенка.

Хуже, если показатели имеют отрицательное значение и встречаются в комплексе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: