1. Прочитайте предложения, выделите одиночные и повторяющиеся со-юзы. Какие функции они выполняют? Докажите ответ необходимым синтакси-ческим разбором. Объясните постановку знаков препинания.
1. Росы освежительной капли повисли на листьях каштана, И в каждой росинке трепещет Зари догорающей пламя. 2. Ярче и ярче горят планеты. 3. Сонный воздух не колышет Ни волны, ни парусов. 4. И тихо, и ясно, и слышно, как с гулом катится в бездну оторванный камень. (Я. П. Полонский. Стихотворения)
2. Исправьте грамматические ошибки в предложениях. С чем они связа-ны?
1. Изделия Дулёвского фарфорового завода пользуются спро-сом не только в нашей стране, но и экспортируются за рубеж. 2. Об-рядовая пища была связана не только с праздниками, но и состав-ляла нередко часть магического ритуала. 3. Эти вопросы не только решались на собрании, а также и на заседании дирекции. 4. Драма-тический театр поставил в этом сезоне не только спектакли для взрослых, а также для школьников. 5. Я люблю и горжусь своей ро-диной. 6. На городских площадях воздвигнуты не только новые па-мятники, но и реставрированы старые. 7. Студент интересовался и читал научную литературу. 8. Нас не только интересует художест-венная, но и научная литература.
|
|
3. Какие средства связи, кроме подчинительных союзов, используются в структуре СПП? Каковы их отличительные признаки?
4. Определите, в каких из данных сложноподчиненных предложений для связи предикативных частей используются союзы, а в каких – союзные слова. Используйте соответствующие приёмы разграничения.
1. Первое лицо, которое он увидел у Ростовых, была Наташа. (Л. Т.)2. Алпатыч... видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. (Л. Т.)3. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно бла-женное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. (Ч.)4. Он знает, какими травами лечат болезни, не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет. (Ч.)5. И вот теперь Александров с недоумением заметил, чего он раньше не видел или на что почему-то не обращал внимания. (Купр.)6. Но чтобы создать новую Москву на месте старой, почти тысячу лет строившейся кусочками, где какой удобен для строителя, нужны особые, невиданные доселе силы. (Гил.)7. Я прошел в спальню, где из умывального крана быстро капала вода, так как его неплотно завернули. (Грин)8. О чем и отчего в ту ночь она плакала, я так и не понял тогда. (А. Г.)9. Это он в дождь и бурю прятался в саду, выжидая, пока уйдет от меня Федька. (А. Г.)10. Есть даже вешалка, на которую и пристраиваю свой бушлат, как только печка начинает отдавать тепло. (Пол.)11. Утром ранним, утром дымным разглядел я вдалеке, как куски дороги зимней уплывали по реке. (Тв.) 12. Нет одиночества сильней, чем плыть Атлантикой семь дней. (Сим.)
|
|
5. Составьте схему морфологического разбора союзов.
6. Сделайте морфологический разбор встречающихся в текстах союзов (по вариантам).
I. Меня часто спрашивают о том, как я работаю. Трудный во-прос! Боюсь, что, если бы я попытался ответить на него со всей тщательностью, я попал бы в положение сороконожки, которая, ста-раясь объяснить, как она ходит, запуталась и разучилась ходить.
В ранние годы я тщательно разрабатывал план – главу за главой, прежде чем приняться за работу. Потом я стал свободнее обращаться с планом. Я уже знал, что он сильно меняется, когда начинаешь писать. (В. Каверин)
II. Мы с приятелем лежали каждый на своей койке в душном номере гостиницы и размышляли, каким образом нам поскорее уехать в Москву: то ли на поезде, то ли пойти на площадь и голо-совать проходящим машинам, то ли дождаться рейсового автобуса. Мы могли бы немедленно выбрать любой вид транспорта, но нам было лень выходить на жару, и вот мы лежали и думали.
Я первый раз попал в этот городок, хотя услышал о нем двад-цать лет назад. (В. Солоухин)
7.* Объясните написание производных омонимичных союзов тоже, также.
1. В несколько минут снег покрыл все следы и так (же) скоро перестал. (Купр.)2. Чей это был сад, я не знал, не мог так(же)вос-становить последовательность забросивших меня сюда условий. (Грин)3. И птицы то (же),как и мы, привыкают к звукам машин. (Пришв.) 4. Большую часть дня я сплю и вижу тысячи снов, и в этих снах я так (же) вижу себя лежащим на диване, повторяющим одно и то (же), обыкновенно самое глупое слово. Есть так(же) сны повторяющиеся, знакомые каждому человеку. (Купр.)5. Ливень за-тих так(же) внезапно, как и начался. (В. Богомолов)6. При виде счастливого человека всем стало скучно и захотелось то (же)счастья. (Ч.)7. Но так(же), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море. И так(же),как и сотни лет назад, не все возвращаются обрат-но. (Пауст.)8. Подходя к дому, я понял, что продал так (же) ту книгу, где был записан телефон. (Грин)9. День то (же) не радовал, и днем было темно от туч. (Бун.)
8.* Решите орфографические задачи, используя доказательства, которые необходимо представить в виде схем.
1. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы. (Арс.)2. Солнце жжет все нестерпимее, все беспощаднее. Но (за)то и какие же чудеса оно делает. (Купр.)3. Временами он принимался бранить себя (за)то, что ввязался в политику. (Грин)4. (За)то, что всё приключившееся с нашим героем, произошло на самом деле, я не стану ручаться. (Купр.)5. Я люблю Мещёрский край (за)то, что он прекрасен. (Пауст.)6. Спасибо вам и сердцем и душой (за)то, что вы меня – не зная сами! – так любите. (Цвет.)7. А это называется – возмездье (за)то, что каждый раз, стан разгибая над строкой упор-ной, искала я над лбом своим просторным звезд только, а не глаз. (Цвет.)8. (За)то я вами недоволен, что недоволен сам собой. (Барат.)9. Я знаю, ты моя награда за годы боли и труда, (за)то, что я земным отрадам не предавалась никогда. (Ахмат.)10. И много со-творил я зла, но мне (за)то, что много верил, мои отпустятся дела. (Брюс.)
10.* Составьте алгоритм решения следующих орфографических задач. Раскройте скобки и объясните написание омонимичных частей речи. О каких фактах из морфологии союзов свидетельствуют данные орфографические за-дачи и им подобные? Какому орфографическому принципу подчиняется напи-сание омонимичных частей речи?
1. Нужно, что (б) жизнь целиком захватывала душу, что(б) … эта жизнь была полна борьбы и света. (Верес.)2. Что (бы)ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. (Л. Т.)3. Я опустил руку в воду, что (бы)узнать направление течения (Арс.)4. Что (бы)ни случилось, все равно надо идти и делать свое дело – опасное и тяжелое. (Пауст.)5. Казалось, деревья почтительно расступились, что (бы)дать старшему собрату развернуться во всей силе. (Наг.)
|
|
6. На пути оказалась большая поляна, и, что (бы)не выходить на открытое место, пришлось сделать немалый к рюк. (В. Богомолов)
7. Mы втроем, что (бы) не нашуметь, опускаем лодку на воду.
(В. Богомолов)8. И ничего в природе нет, что (бы)любовью не дышало. (А. К. Т.)9. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. (Грин)
Тема 38. Разряды частиц по семантике, структуре