Выборы: сущность, функции и принципы

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выборы - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают: прямые, косвенные; президентские, парламентские, муниципальные; очередные, внеочередные, дополнительные; национальные, региональные.

В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах различен, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза[9]. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопартийной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.

В политической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидатов на выборные должности является в основном прерогативой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осуществления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. К наиболее распространенным социально-политическим функциям выборов можно отнести:

- смену власти мирным путем;

- осознание и представление социальными группами своих интересов, включенными в предвыборные программы партий, отдельных кандидатов;

- легитимацию и стабилизацию политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти;

- политическую социализацию граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток политической информации и

- пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

- рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

- соревновательность интересов различных социальных групп;

- институционализацию отношений представительства. Кандидат, собравший необходимое количество подписей в свою поддержку, приобретает собственную базу для ведения избирательной компании, материальные и идеологические средства, предусмотренные законом;

- формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является контроль за деятельностью правящей элиты.

Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

В узком значениитермин «избирательное право» предусматривает право гражданина участвовать в выборах в качестве либо избирающего (активное избирательное право), либо избираемого (пассивное избирательное право).

Выборы, являясь основой демократии, определяются целым рядом принципов, имеющих гуманистическую ценность. Эти принципы закрепляются в избирательных законах, они могут существенно отличаться в различных странах, но всегда закрепляют одно из важнейших прав человека - право голоса, аргументируемое всеми политическими теориями. Ф.Энгельс писал, что демократические выборы являют собой не только мирное средство борьбы, но и важную цель - переход к социализму через выборы[10].

Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, непосредственного выбора и тайного голосования.

А. Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов, таких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Возрастной ценз - это признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В большинстве стран, в том числе и в России, активное избирательное право предоставляется лицам старше 18 лет, в Японии - с 20 лет, а в Бразилии - с 16 лет. Для пассивного избирательного права этот ценз выше. Например, главой государства Германии может стать гражданин по достижении 40 лет, России и США - 35 лет.

Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время. Так, для участия в голосовании на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе США - 30 дней, Японии, ФРГ - 3 месяца, Канаде - 12 месяцев. В России установлено единственное ограничение проживания по времени на ее территории для кандидата в Президенты РФ – не менее 10 лет.

Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определенного срока. Например, членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве страны не менее 7 лет, сенатором - не менее 9 лет.

Образовательный ценз означает, что к выборам допускаются лица, обладающие установленным объемом образования. В основном данный ценз ограничивает пассивное избирательное право. К примеру, неграмотные граждане Бразилии не могут быть избраны в представительные органы.

Имущественный ценз состоит в требовании, чтобы избиратель или обладал имуществом на определенную сумму, или уплачивал налоги определенного размера. Это ограничение практически не встречается.

Ценз пола означает лишение избирательных прав женщин. В странах Запада данный ценз был отменен в нынешнем веке: во Франции - в 1944г., в Италии - в 1945, в Греции - в 1956, в Швейцарии - в 1971, а в Лихтенштейне - в 1984 г. Однако в некоторых мусульманских странах он существует и поныне.

Моральный ценз означает определенные нравственные требования, предъявляемые к избирателю. Например, в Мексике лишаются избирательных прав лица, злоупотребляющие наркотиками, во Франции - находящиеся под опекой, в Нидерландах не голосуют лица, лишенные родительских прав. Обычно не допускаются к голосованию лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Россия, Великобритания).

Религиозный ценз означает принадлежность избирателя к определенной религии. Так, членом Иранского парламента могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз военной службы. Так в тексте Конституции РФ не содержится каких-либо ограничений избирательных прав граждан, связанных с прохождением ими военной службы. Однако новый федеральный избирательный закон запрещает включение в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории данного муниципального образования, если они до призыва не проживали на данной территории.

Кроме вышеназванных цензов существуют еще и ограничения избирательных прав, в частности :

1. Дееспособность. Положение о том, что не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными, дословно закрепляется и в статье 32 Конституции РФ, и в статье 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...». Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Причем такое признание возможно только в судебном порядке, а никак иначе.

2. Несвобода. Это ограничение избирательных прав также имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными. Однако часть лиц, находящихся в следственных изоляторах, не лишается активного и даже пассивного избирательного права до вступления обвинительного приговора суда в законную силу.

3. Несовместимость. Данное ограничение присуще только пассивному избирательному праву и заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее какую-либо государственную должность, имеющее какой-либо выборный мандат или определенное занятие. Это диктуется порядком организации государственной власти, основанном на принципе разделения властей.

Помимо государственного регулирования несовместимости, ряд ограничений на совмещение выборных должностей обусловлен принадлежностью к определенным общественным объединениям, в частности религиозным. Так, решением Священного Синода Русской православной церкви от 8 октября 1993г. предписано священнослужителям воздерживаться от участия в выборах в качестве кандидатов в депутаты в органы представительной власти, действующих на постоянной основе. За неподчинение данному требованию Синода наступает суровая ответственность - лишение священного сана.

Общим для всех этих ограничений избирательных прав граждан является их временный характер. Например, после отмены решения суда о признании недееспособным или после отбытия наказания в виде лишения свободы гражданин вправе вновь осуществлять все эти права, в том числе и право избирать и быть избранным в полном объеме.

Таким образом, существующие цензы и ограничения в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цензы, государство с их помощью устанавливает избирательный корпус (электорат[11]), т.е. совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

Б. Принцип равного избирательного права основывается на трех условиях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, в Российской Федерации - два. Это обусловлено действующими в данных странах разными типами избирательных систем. Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны, т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или по численности населения). В- третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов.

В. Принцип непосрественности выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Дания, Российская Федерация), Италии, России. При косвенных (непрямых) выборах граждане избирают выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов избираются, верхние палаты парламентов Индии, президенты, США, Финляндии.

Г. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этот принцип обеспечивается различными техническими средствами, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателей.

Таковы основные принципы избирательного права, за нарушение которых в соответствии с законами государств предусмотрены жесткие меры наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: