Мировая политика и международные отношения

Мировая политика - совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и др. законных органов и учреждений мирового сообщества. Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств,составляющей живую ткань международных отношенийи связей; политическими акциями региональных межгосударственных и общественных структур, группировок, союзов и др. объединений такого рода; глобальной деятельностью ООН и др. организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Сфера мировой политики охватывает весь спектр политических отношений,сложившихся между государствами и в надгосударственных рамках; ее главные приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Это, прежде всего война и мир, всеобщая безопасность, охрана окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты. На мировой политический процесс все более возрастающее влияние оказывает интернационализация производства, банковского дела, сферы обращения и кредита, динамичное формирование единого мирового рынка и нового мирового порядка. Сближение народов и государств в социальной, политической и культурной областях способствует большему узнаванию и пониманию, общению и доверию между людьми, что крайне важно для политики.

Все основные элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части целого. Эффективность мировой политики зависит от многих факторов, в том числе от действенности принимаемых политических решенийи рекомендаций, соответствия внешней политикигосударств реально складывающейся обстановке. Народы заинтересованы в последовательном осуществлении демократизации, гуманизации и демилитаризации мировой политики, в разработке мер, обеспечивающих выживание человечества в условиях кризиса современного общества и резкого ухудшения качества природных факторов.

Решение глобальных проблем мировой политики во многом определяется динамикой хозяйственного развития, развертыванием научно-технической революции, перспективными интеграционными процессами, которые ведут к усилению взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мирового хозяйства и мирового рынка и тем самым создают экономическую основу для прогресса мирополитических отношений.

Международные отношения. С глубокой древности и до наших дней международные отношения государств занимают важное место в политической жизни человечества. Политическими мыслителями разных эпох велись постоянные поиски и разрабатывались проекты установления на Земле «вечного мира», строительства «общеевропейского дома», создания «единого мирового кооператива», идеального общественного устройства в планетарном масштабе. В наше время мировой порядок зависит от поведения на международной арене около 200 государств, находящихся на разных уровнях исторического, социально-экономического и культурного развития.

Сегодня усилия большинства стран мирового сообщества направлены на то, чтобы главными приоритетами внешней политики стали выживание человечества, поиск мира, сотрудничество добрососедство, совместное решение насущных проблем творческое использование взаимного опыта.

В политической науке существует немало различных подходов к пониманию природы и сущности международных отношений. Так, на Западе весьма распространен биологический подход. Его сторонники исходят из «инстинктивной агрессивности», вытекающей из врожденного эгоизма людей. Тем самым объясняется «естественность» и «неизбежность» политической агрессивности государств в прошлом и настоящем. Сторонники психологического подхода утверждают, что международные отношения и сопутствующие имвоенные конфликты определяются эмоциональным состоянием руководящих кругов и общественности, энергией «жажды стресса», мечтой о национальном величии и т.п.

В определенной мере с этим можно согласиться. Однако как показывает практика, все же в принятии политических решений в сфере международных отношений верх берут объективные интересы. Политические действия вызываются не столько эмоциями, сколько жизненно важными потребностями государства, его народа, социальных групп. Следовательно, международные отношения в конечном итоге складываются по поводу государственных и международных, региональных и глобальных (мировых) интересов и проблем. Они являются своего рода инструментом их сопоставления, согласования, координации, конкуренции, выявления и реализации.

В отечественной политологии международные отношения определяются чаще всего как совокупность политических, экономических, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества.

Главными субъектами международных отношений являются государства; международные (межправительственные и неправительственные) организации; многочисленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социальных, правовых, военных, гуманитарных и других отношений; конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений.

Типология международных отношений как в отечественной, так и в зарубежной литературе неоднозначна. Так общепринятой считается классификация их на следующие виды:

- политические (правовые, дипломатические, протокольные, организационные);

- экономические (торговые, финансовые, кооперативные);

- идеологические (психологическая война, идеологические диверсии);

- военно-стратегические (гонка вооружений или разоружение, блоковое противостояние или сотрудничество).

Некоторые ученые следуют типологии, предложенной в конце XIX в. юристом-международником Ф.Мартенсом, суть, которой состоит в хронологическом подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго (до Венского конгресса 1815г.) характерно «политическое равновесие», для третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный в XX в. принципом «господства права».

Другие исследователи (американцы П.Морган, Дж.Модельский и др.) в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной системы». По их мнению, история международных отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914г., получив название «американский век».

Авторитетной среди политологов мира является типология, предложенная польским ученым В.Маровецким, который подразделил международные отношения на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Он делает вывод, что доминирующим типом может быть только взаимное приспособление государств друг к другу.

Международные отношения различаются не только по своему содержанию, но и по уровню их достижения. Общепринято в современных международных отношениях выделять следующие уровни:

1. глобальные (ООН);

2. межрегиональные (движения неприсоединения);

3. региональные (Европа, Ближний Восток, Азия);

4. локальные (отношения Россия – США, КНР – Индия, Россия – Китай и др.).

Рассматривая действие механизма международных отношений, следует отметить, что им движет международная политическая власть. В отличие от внутригосударственной, внутриполитической власти международная власть воплощает волю международного сообщества. Эта сила (власть) опирается на военный, экономический, социальный, информационный, идеологический потенциал объединившихся государств. Она способна влиять на политическое поведение участников в направлении реализации принятых общих правил игры, а в случае необходимости - принуждать следовать им, контролировать динамику международных отношений в соответствии с господствующими в объединении интересами и общими целями.

Это объединенные правительственные, а также неправительственные общественно-политические организации, которые способны по своему международному статусу принимать решения, обязательные для всех членов сообщества (Совет Безопасности ООН) или же решения рекомендательного характера. Так, Совет Безопасности ООН имеет право принимать экономические санкции к стране (Югославия, Ирак), не выполняющей его решения. Совет Безопасности может применять военную силу к агрессору, использовать вооруженные силы в миротворческих целях.

В основе реализации международных отношений наряду с принуждением используется принцип консенсуса, т.е. взаимного согласия сторон. Участник разработки Устава ООН, А.А.Громыко в своих мемуарах описывал острую борьбу за установление права «вето». Противники этого права стремились закрепить в Уставе ООН только один принцип - принцип подчинения меньшинства большинству, что на практике означало узаконение в международных отношениях диктата США, ибо большинство стран в то время следовало в фарватере их политики.

Вместе с тем заметим, что в международных отношениях силовые методы и в наше время играют ведущую роль. Как бы ни противилась Россия расширению НАТО на Восток, процесс этот идет вопреки нашим интересам, ибо сила на стороне США и их союзников.

Все это подводит нас к вопросу о легитимности международной власти. Она легитимна, если опирается на признанные международным сообществом нормы и институты, которые ориентируют на цивилизованность взаимоотношений, содержат общечеловеческую мораль и полезные традиции. Важное значение имеют факторы легитимации, такие как мировое общественное мнение, идеология, религиозное сознание.

Среди основных тенденций современных международных отношений можно выделить следующие.

1. Переходный характер современного состояния международных отношений, становление нового международного порядка. Доминантой международного политического процесса последнего десятилетия является укрепление международной безопасности, так как международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия.

2. Рост взаимозависимости государств и интеграционных процессов. Он наблюдается особенно там, где созданы благоприятные условия для международных инвестиций, кооперирования производства и кредитно-финансовых связей.

3. Возрастание роли научно-технических и социокультурных факторов во взаимодействии государств.

Таким образом, международные отношения - это сложная система, охватывающая все международные явления, события и процессы. Это - механизм корректировки государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: