Марксистская концепция возникновения и сущности религии

Марксистское понимание религии базируется на научном исследовании, осмыслении и критической переработке всей совокупности предшествовавших идей, учений и концепций возникновения и сущности религии. Эта концепция возникла в середине XIX века – в эпоху начала бурного развития науки, техники, культуры, социальных и философских учений в форме научного атеизма.

Марксизм, рассматривая религию, как одну из форм общественного сознания, находит ее истоки не в «потустороннем» мире, не в небесах или глубинах человеческой психики, а в реальных общественных отношениях, в земных условиях, в которых живет человек. Эти условия и отношения имеют двоякий характер: отношения человека и природы и отношения человека и общества. При этом практические отношения людей к действительности выражаются, с одной стороны, в господстве объективных условий жизни над людьми, с другой – в господстве людей над объективным миром. Это соотношение исторически меняется по мере развития производительных сил общества в пользу второго фактора. То есть люди постепенно высвобождаются от зависимости перед стихийными силами природы. С другой стороны, в среде социальных отношений, с возникновением классового общества на арену истории выступают не менее враждебные человеку, чем стихийные силы природы, социальные силы – господство и угнетение человека человеком.

С учетом сказанного, марксистская, или научная, концепция нашла выражение в определении религии, данном Ф. Энгельсом: «… всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»(1). В этом определении Энгельс указывает во – первых, на то, что именно отражается в сознании людей, во – вторых, в какой форме оно отражается. Религия отражает господство над человеком реальных, земных (природных и социальных) стихийных сил, которые превращаются в воображении и воспринимаются как неземные, сверхъестественные силы. Согласно данной концепции, такое восприятие обусловлено социальной ограниченностью и незнанием людьми подлинных причин господствующих над ними природных и социальных факторов, практическое бессилие перед этими силами, неспособность противостоять враждебным стихийным силам природы и освободиться от социального гнета.

Одним из аспектов марксистской концепции является единство и взаимосвязь социологического и гносеологического анализа религии: социологический подход к религии представляет собой основу, базу развития и углубления гносеологического анализа; гносеологический же анализ не только не исключает социологического анализа, напротив, предполагает его как важную теоретическую предпосылку. При этом, здесь должно провестись параллель с соотношением бытия и сознания.

Относительно сущности религии марксистская концепция полагает, что религия возникла как иллюзорное восполнение человеческого бессилия: не будучи в состоянии обеспечивать желаемый результат своих действий реальными, практическими средствами, человек прибегал к религиозным предписаниям и установкам, культовым действиям в надежде обеспечить при их воздействии желаемый практический результат.

И, наконец, марксистский атеизм концептуально рассматривает религию не как исконно данное человеку свыше (богом, богами, духами, абсолютом и т.д.), а как явление историческое, закономерно возникшее на определенной стадии развития общества, и, которая, с исчезновением вышеназванных предпосылок, воспроизводящих и способствующих сохранению и укреплению религии в общественном сознании, то есть зависимости человека от природных и социальных факторов, а также в результате развития науки и просвещения, постепенно исчезнет, как иррациональная форма общественного сознания и мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: