Типология и особенности нетрадиционных религий

В настоящее время, как за рубежом, так и в нашей стране, в том числе и в Дагестане, наблюдается необычайный рост нетрадиционной религиозности, суть которой состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными, традиционными религиями. Что касается Дагестана, то здесь, наряду с возрождением интереса к традиционным для данного региона религиям, наблюдается увлечение неканоническими, нетрадиционными, непривычными культами, такими как кришнаизм, «сатанизм», Церковь Осанны, Свидетели Иеговы, Адвентисты 7 дня, организация Сатьи Саи, Пятидесятники, баптисты и др.)

В религиоведении применительно к нетрадиционным культам употребляют такие термины, как «внеисповедная религиозность», «эзотерическая (т.е. предназначенная для посвященных) культура», «новые религии», «нетрадиционные религии», «внеконфессиональные (т.е. вневероисповедные) религии», «религии нового века». В нашей стране традиционно к религиозно-мистическим течениям употребляли термин «секта».

Появление новых форм религиозного сознания, возрождение старых суеверий и их расцвет в современную эпоху невозможно объяснить только лишь конфессиональным плюрализмом, рассматривая изолированно от повседневной реальности, кризисных явлений в традиционных религиях, неприятия смысла жизни в традиционном понятии, моральной деградации общества, социальной неустроенностью и т.п. По данным Британской энциклопедии на 2000г. в мире насчитывалось ок. 121 млн. человек, последователей нетрадиционных религий, а по последним статистическим данным насчитывается около 160 млн.

В современном религиоведении, хотя и предложено множество классификаций нетрадиционных религий, но общепризнанной всеми исследователями типологии пока еще нет.

В настоящее время существует множество новых религий, которые условно можно объединить, на наш взгляд, в 6 групп: неохристианские объединения, неориенталистские направления, синтетические религии, неоязыческие организации, сциентологические организации.

1. Неохристианские объединения - это многочисленные разновидности церквей протестантского направления христианства, возникшие как в период Реформации, так и послереформационный период, вплоть до конца ХХ века.К ним относятся «Свидетели Иеговы», «Дети Бога», Мормоны, «Церковь Тела Христова» и др.

2. Неориенталистские направления - это распространившиеся религиозные учения, не связанные с европейской культурой, а представляющие собой восточные, главным образом, индийские культы, впоследствии широко распространившиеся в европейских государствах. Например, это «Общество сознания Кришны», трансцендентальная медитация и др.

3. Не менее популярны и такие культы, которые трудно назвать религиозными в полном смысле этого слова, поскольку они тяготеют к вне- вероисповедной мистике и магии, к оккультным «наукам», проповедуют общение с мистическими источниками зла- сатаной, демонами и т.д. К данному типу нетрадиционной религиозности можно отнести, например, «сатанизм», т.е. прославление дьявола и ведьм.

4. Что касается сциентологических культов, то здесь научные достижения соединяются с религиозными откровениями. К ним относятся «космические» религии, в которых обожествляются внеземные цивилизации, древние ритуальные методы исцеления, религиозные трактовки опыта клинической смерти и т.п. К ним относятся, например, «Церковь сайентологии», «Христианская наука», «Учение разума» и др.

5. Неоязыческие организации существуют в настоящее время во многих странах мира (Германии, Греции, Англии, Америке, Латвии, Литве и др.). Неоязыческие организации нацелены на возрождение древних языческих религий, имевших место у тех или иных народов. В нашей стране существуют такие неоязыческие организации, как «Стрелы Урилы» (славянское язычество), «Удмурт Вось» (удмуртское язычество, шаманизм), «Школа Диворга» или «Школа русской магии» и др.

Данная типология в известной мере условна, т.к. конкретные нетрадиционные религии могут соединять различные компоненты. Например, в современных «космических» религиях обнаруживаются и отдельные научные положения, и элементы восточных учений, и древние мессианские сюжеты. Таким образом, большинство нетрадиционных вероучений носит синкретический (смешанный) характер: в них сочетаются философские учения, религиозные доктрины, мистика и т.д. Тем не менее, приведенная выше типология поможет нам разобраться в огромном количестве нетрадиционных культов, к которым более подробно мы обратимся несколько позднее.

Что же характерно для новых культов? Это, прежде всего, специфическая организационная структура, выстроенная по образу и подобию традиционных церквей, («ашрам», «семья», «Церковь»), в которых лидера считают «отцом».

Другой особенностью является то, что во все времена сектанты считали и считают себя «избранными мира сего». Независимо от того, кому они поклоняются - богу или дьяволу, они верят в свою исключительность, элитарность, верят в то, что именно основателю их секты открылась «абсолютная истина».

В большинстве случаев к нетрадиционным религиям обращается молодежь, которая пережила разочарование, не может найти свое место в жизни, разуверилась в пропагандируемых традиционных человеческих ценностях, в смысле жизни, прошла через нравственные страдания, болезненные переживания, страх перед смертью, одиночеством. Об этом говорят и исследования зарубежных психиатров.1

Во главе движения или организации стоит харизматический (т.е. обладающий якобы божественной силой) лидер, который «получил» новое «откровение» относительно бога, и смысла жизни. Именно оно является истинным, а все, кто не разделяет его взглядов являются последователями сатаны.

Устанавливаются обязательные для всех нормы поведения.

Группа придерживается, как правило, апокалипсического взгляда на мир. Очень часто члены группы покидают свою семью, меняют местожительство, отказываются от собственного имущества в пользу коммуны, принимают новые имена вступая в общину.

Применяется определенная техника контроля над поведением новообращенных, часто включающая изоляцию от внешнего мира, используются психотропные препараты и т.п.

И все же, чем объяснить столь необычайный интерес людей к нетрадиционным культам и столь широкие масштабы и темпы их распространения? Вот что об этом было сказано во французской прессе еще в конце 80-х годов XX в.: «Разница между традиционными церквами и сектами сразу бросается в глаза: вторые умеют подавать и продавать себя. Церкви же погрязли в консерватизме, склерозе и конформизме. Секты кажутся рядом с ними молодыми, динамичными, оригинальными... Кроме того, социальные и социологические завихрения выгодны для них. Все это проверено и испытано еще во времена Римской империи: секты расцветают в период кризиса - экономического и духовного».1 На наш взгляд, лучше и не скажешь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: