Применительно к отдельному человеку можно думать об основных условиях, от которых зависит выразительность его речи. Каковы они? Не претендуя на полноту ответа, остановим наше внимание на следующих.
Первое условие — самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности. К сожалению, несамостоятельность мышления свойственна и людям, которым это категорически запрещено их деятельностью, — пропагандистам, преподавателям, журналистам, администраторам, даже писателям.
Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.
Можно ли представить себе равнодушным А. Пушкина? А А. Блока и А. Маяковского? Л. Толстого и М. Горького?
Третье условие — хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке.
|
|
О чем и что нужно знать? О звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность. Об образовании слов, о частях речи, о предложениях и их членах, об интонации — но все под тем же углом зрения: выразительность.
Четвертое условие — хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей — художественного, научного, публицистического, делового, разговорно-бытового. Каждый из этих стилей налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности. Но может эту выразительность и потеснить, уменьшить, ослабить — из-за неуместного вторжения непригодных к случаю стилевых элементов.
Кроме того, выразительность разных стилей речи достигается не одними и теми же средствами — она специфична в каждом языковом стиле.
Пятое условие — систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Знание должно перейти в навык. Когда мы говорим, мы не можем перемежать речь большими паузами, нужными для подбора тех средств языка, которые могут стать выразительными, — должен срабатывать навык и выдавать нам то, что нужно, или хотя бы оберегать от таких языковых средств, которые выразительности мешают. Но как нужные нам навыки тренировать? Основное средство — внимательное чтение образцовых текстов — художественных, научных, публицистических и иных; полезно вслушиваться в речь людей, которые умеют выразительно говорить. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь вообще, а в частности — ее выразительность.
|
|
Шестое условие, тесно связанное с пятым — сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность. Нужно сказать себе: моя речь невыразительна, бедна и бледна, я буду говорить и писать ярче, выразительнее, для этого, если нужно, я познакомлюсь по книгам с выразительными средствами нашего языка (пословицами, поговорками, крылатыми словами, метафорами и т. д.), я изучу их, овладею ими, приобрету навыки их использования в речи, научусь оценивать свою речь — выразительна ли она? — научусь устранять из нее все, что мешает выразительности.
Седьмое условие выразительности речи — объективное, языковое, не зависящее от воли, желаний, сознания отдельного человека. Это не что иное, как наличие в языке средств, способных сообщать речи качество выразительности. Понятно, что если бы этих средств не было, нечего было бы и говорить о том, чем и как выразительность речи обеспечивается и достигается. Но коль скоро эти средства есть, возникает потребность в каком-то, хотя бы беглом их обзоре.
6. 4. Выразительная роль интонации
Что такое интонация? Это движение, в процессе развертывания речи, высоты ее звучания, силы, темпа, тембра и членение ее паузами. Таким образом, интонация — явление весьма сложное, несмотря на то что слушателем оно воспринимается как нечто целостное, нерасчлененное и потому «простое».
Язык располагает «набором» типовых интонаций, так сказать, инвариантных интонаций, варьируемых в больших пределах говорящими в живой речи. Эти типовые, инвариантные интонации, соответствующие разным синтаксическим структурам и их актуальному членению (т. е. членению, требуемому выражаемым смыслом), и могут быть названы интонационными единицами языка. Каждое из слагаемых интонации (высота, сила, темп, тембр, паузы), будучи компонентом целого, обнаруживает и некоторую автономию. Например, при одном и том же рисунке высоты можно дать изменение тембра: Ты куда? — движение высоты тона будет идти снизу вверх. Однако тембр (и сила) могут меняться в разных условиях и у разных людей.
По-видимому, усваивая язык, мы прочнее усваиваем типы изменений тона по высоте, и мы остаемся более свободными в возможностях варьирования тембра, темпа, силы и пауз. Есть, конечно, какие-то заданные языком модели этих компонентов интонации, но эти модели оставляют большие возможности для личностного их применения.
Интонационные «рисунки» высказываний, предлагаемые и допускаемые свойствами современного русского литературного языка, многочисленны, разнообразны и очень чутки к той информации, которая высказыванием выражается и возбуждается. Именно этим объясняется громадная роль интонации как выразительного средства речи и как средства, усиливающего ее воздействие на сознание людей.
Интонация позволяет выражать не только логическое значение высказывания, но и его эмоциональные и волевые «созначения».
Вот почему интонация высказывания постоянно вторгается в нашу психическую жизнь — на работе, в магазине или ателье, дома. Директор с подчиненными может говорить вежливо и тактично, но твердо — подчиненный не будет таким разговором обижен. Другой директор в подобных же условиях поговорит с подчиненным резко, грубо, бестактно — будет нанесена обида личности подчиненного. Вспомним, как часто грубят продавцы покупателям в магазинах, и эта грубость, черствость, невнимание прорываются прежде всего в интонациях. Вспомним, как часто и бездумно молодые люди бестактно говорят друг с другом и со старшими, и эта бестактность слышна прежде всего в интонации. То же самое нередко происходит в семьях, когда старшие выплескивают в души младших свое раздражение и досаду, не зная или забывая, что ни интонация досады, ни интонация раздражения, ни тем более интонация временного озлобления не могут воспитывать добрые чувства в детях, порождая в ответ старшим замкнутость и отчужденность.
|
|
Что происходит с интонацией, когда речь фиксируется на письме? Пунктуационными знаками интонация почти не обозначается: эти знаки соответствуют грамматическому, а не интонационному членению высказываний. Однако интонация как бы закладывается в грамматическую и лексико-семантическую организацию речи — потому, что существует связь между грамматическим и лексико-семантическим строением высказываний и их интонационным рисунком. Человек, говорящий на родном языке и усвоивший хотя бы основные интонационные «схемы», «рисунки», находит, как правило, интонацию, соответствующую читаемому высказыванию, и «выдает» интонацию слушателям либо представляет ее в своем сознании.
Однако нередко оказывается, что личный речевой опыт человека, его знание языка и навыки его применения в речи — недостаточны, они неизмеримо беднее и уже того, чем располагает язык, уже тех возможностей, которые он предоставляет. Что в этом случае происходит? Появляется скрытый, невидимый и незамечаемый конфликт между автором, написавшим какое-то произведение, и читателем этого произведения. Такой конфликт возникает часто в школах, когда ученику предлагают самостоятельно читать тексты Л. Толстого. Л. Толстой — мастер осложненных синтаксических структур (я не говорю, разумеется, о сказках Л. Толстого), связанных с гибкими и разнообразными интонациями, «заданными» текстом «Войны и мира»; представим себе, что произойдет с выражением и усвоением идейной и эстетической информации, если текст читает не освоивший интонацию русского языка ученик. Часть этой информации будет потеряна, часть искажена. На это можно возразить, сказав, что ведь ученик читает Л. Толстого не вслух, а про себя. Но это слабое возражение. Когда мы читаем текст про себя, мы представляем себе его интонационное оформление. Ученик неизбежно представит его искаженно и бедно, если не владеет как следует интонационными закономерностями языка. Учащихся надо учить читать достаточно сложные тексты, давая этим текстам требуемую их содержанием интонацию.
|
|
В школах многие ребята слабо усваивают поэзию В. Маяковского — по той же причине. Маяковский реформировал интонационно-ритмическую сторону русской стихотворной речи. Его интонации — разговорно-ораторские, гибкие и подвижные. Стихи Маяковского надо уметь читать. Ученик сам с этой задачей, как правило, не справляется, а учитель нередко отказывается от помощи ученику потому, что сам читать стихи нашего крупнейшего поэта не умеет,— опять-таки прежде всего из-за неуверенного владения необходимыми интонационными навыками. А стих Маяковского без нужной интонации лишается своей колоссальной силы воздействия.
Так теоретический вопрос об интонации, ее свойствах и ее типах оборачивается сугубо практическими вопросами повседневной жизни людей, их взаимоотношений, их психического самочувствия и настроения, их учения и труда.
Есть и такие средства языка, которые убивают или резко ослабляют выразительность нашей речи; среди них на первых местах — канцелярские языковые (речевые) штампы и интонационная бедность.
Почему штамп деловой речи ослабляет выразительность? Потому что за штампованной речью, как правило, нет работы мысли и чувства говорящего или пишущего. Штампы известны всем, их много раз слышали или читали, и они поэтому не несут с собой — для слушателя или читателя — никакой новой информации, они привычны.
Текст специальный, научный также начинает испытывать воздействие языка канцелярий. Вот как специалист дает советы своим читателям:
«В основных зонах свеклосеяния в текущем году сложились необычные погодные условия, требующие своеобразных приемов при завершении ухода за посевами и на уборке. Полуторная, а в некоторых местах и двойная норма летних осадков способствовала уплотнению почвы, развитию сорняков на плантациях. Значительные затруднения в работе свеклоуборочных комбайнов могут вызывать цветушные растения, которые забивают выращивающие и режущие механизмы, ухудшают процесс переработки свеклы на заводе. Поэтому сейчас нельзя ослаблять внимания к уходу за посевами сахарной свеклы вплоть до уборки урожая».
Ну, а если так: Погода в этом году дождливая, мешает уборке свеклы. Дождей выпало в полтора-два раза больше обычного. Они уплотнили почву, помогли развитию сорняков. Свеклоуборочным комбайнам могут мешать «цветушные» растения, они забивают механизмы комбайна, ухудшают переработку свеклы на заводе. В этом году нужно особое внимание к свекле, нужны особые приемы ухода за ней.