Устное деловое общение неоднородно, оно проявляется в разнообразных формах - деловой беседы, переговоров, устного распоряжения, обсуждения, телефонного разговора.
Деловая беседа - форма межличностного отношения, предполагающая обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленная на решение определенной проблемы. Этот вид общения строится на трех опорных положениях, соблюдение которых обеспечивает участникам деловых бесед определенный успех. Во-первых, это умение заинтересовать собеседника в полезности деловой встречи. Во-вторых, это создание в процессе встречи атмосферы взаимного доверия. В-третьих, это использование методов убеждения при передаче информации во время деловой беседы. Нетрудно заметить, что эффективное использование этих положений основано именно на культуре общения.
Признание решающей роли интересов дела, недопустимости нанесения ему какого-либо ущерба - главное требование, которое ориентирует собеседников на установление деловых отношений.
|
|
К деловой беседе следует готовиться на уровне современных знаний и сложившегося опыта, четко представлять конечную цель и промежуточные задачи для ее достижения, по возможности иметь представление об индивидуально-психологических и социальных качествах собеседников. Помимо учета в деловой беседе общих закономерностей культуры общения (обращения по имени-отчеству, проявления уважения к личности собеседника), необходимы соблюдение норм произношения и ударения, ясность высказываний, продуманный подбор слов, правильное построение предложений, чтобы речевые недостатки не создавали отрицательного представления о деловых способностях и профессиональных качествах говорящего. Интересно, что в вопросах, звучащих в ходе деловой беседы, желательно употребление слов почему, когда, как. При этом исключаются односложные ответы типа да, нет. Напомним также, что важным коммуникативным качеством является элементарное умение слушать. Если мы хотим расположить собеседника к себе и оказать на него убеждающее воздействие, то в процессе деловой беседы приходится сдерживать себя в попытке прервать собеседника.
Деловые беседы часто проходят в разного рода полемических формах - обсуждениях, спорах, дискуссиях. Для спора чрезвычайно важным является определение его предмета, уточнение значений терминов, которые будут предметом спора во избежание "иллюзии понятности" (то есть несоответствия нашего знания смысла слова его действительному содержанию при уверенности в правильном понимании этого слова).
Очевидно, что для спора по самой его сути наиболее важен доброжелательный тон, исключение всего того, что может быть истолковано как отрицательное отношение собеседника, его скрытый негативизм. Поскольку одним из показателей скрытого негативизма является то, что любая реплика начинается с "несогласных" слов ("нет", "я так не думаю", "я не согласен" и т. п.), то не рекомендуется сразу противоречить противнику. Иногда можно как бы согласиться со всеми предлагаемыми доводами, а затем сказать "но..-", "однако...", "в то же время..." и изложить свою точку зрения, что подчеркнет вашу беспристрастность и объективность в обсуждении вопроса. Надо заметить, что если в бытовой речи употребление в начале любой фразы слова лет ("нет, какой арбуз вкусный") - просто не очень хорошая, хотя и распространенная привычка, то в деловой речи это нарушение основных ее правил (исключается максимально доброжелательный тон, нарушаются правила аргументации).
|
|
В любом деловом разговоре, а особенно в управленческом распоряжении и споре, применяется правило "Только вопрос!", которое предполагает активное использование вопросительной формы в качестве аргументов в споре ("Как вы полагаете?...". "Согласитесь ли вы?...") и при формулировке устных распоряжений ("Не считаете ли вы?...", "Есть ли у вас возможность?...", "Сможете ли вы?..."). Применение этого правила нейтрализует негативную установку спорящего (или подчиненного, если речь идет об отдаче распоряжения). К собеседнику как бы обращаются за советом, признают его значимость, авторитет, проявляют доверие к его компетентности, что помогает сохранить интеллигентную, доброжелательную интонацию спора.
Деловые переговоры это обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу. С помощью переговоров устанавливаются деловые связи, заключаются договоры, принимаются решения, подписываются документы, координируется совместная деятельность различных фирм, учреждений, предприятий.
Переговоры - эффективное средство разрешения конфликтов, спорных вопросов, установления доброжелательных отношений и налаживания сотрудничества. Крупный американский бизнесмен Харви Маккей дает лаконичную формулу, которой заканчивает "Краткий курс ведения переговоров": "Кто выиграет? Как всегда, тот игрок, у которого больше информации, лучше план и выше мастерство". На первый план среди слагаемых успеха переговоров выдвигается владение информацией, для сбора которой участники переговоров прилагают немало сил; второе слагаемое - умело разработанный план переговоров. И, разумеется, шанс выиграть в переговорах выше у тех участников, которые имеют хорошую подготовку, большой опыт, владеют культурой устной и письменной речи, - у которых "выше мастерство".
Исследователи обращают внимание еще на один важный аспект ведения переговоров. В переговорах обязателен не только анализ позиций оппонентов, но также учет интересов сторон, разрешение противоречия интересов и поиск путей их "максимального совпадения".
Практика и опыт проведения самых разнообразных переговоров позволили отработать наиболее оптимальную модель процесса переговоров. Она включает несколько основных структурных элементов:
1. Приветствие участников, представление сторон друг другу.
2. Изложение проблем и целей переговоров.
3. Диалог участников, включающий уточнение, обсуждение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов.
4. Подведение итого и принятие решений.
5. Завершение переговоров, после чего целесообразно проанализировать их результаты.
Необходимым средством делового общения является телефон, а видом общения - телефонные переговоры. Существует так называемый парадокс телефона: телефон, будучи одним из самых эффективных средств экономии времени, является одним из самых распространенных "поглотителей времени". На практике уже выявлены основные телефонные "грехи": неясная цель разговора, импровизация в подготовке к разговору, неблагоприятное время для звонка, поиски номера абонента, звонки без предварительной подготовки документации и без объяснения цели разговора, неконкретные договоренности. Американские специалисты по деловому общению утверждают, что одним из факторов бедственного положения некоторых малых предприятий являются скверные манеры их служащих, которые отчетливо проявляются в разговорах по телефону. Хотя в настоящее время не существует стандартов, позволяющих подготовить соответствующих работников (секретарей-референтов, пресс-секретарей, агентов фирм и т.д.) к грамотному ведению телефонных переговоров, но уважающие себя фирмы обращают большое внимание на корпоративную культуру сотрудников во внешнем и внутреннем деловом общении.
|
|
Для того, чтобы телефонный звонок был инструментом современной информации и коммуникации, необходимо, с одной стороны, рационально пользоваться телефоном, а сдругой - соблюдать этикет телефонного разговора.
К телефонному разговору предъявляется ряд требований:
- лаконичность
- логичность
- информативность
- отсутствие повторов и длиннот
- дружелюбный тон
- четкое произношение слов, особенно имен собственных и числительных, средний темп речи, обычная громкость голоса.
Рациональная подготовка телефонного разговора заключается в следующем. Во-первых, перерывы в работе от неожиданных телефонных звонков предупреждаются с помощью "отгораживания": проинформируйте своих постоянных абонентов о том, когда вам не следует звонить, и о том, когда вам лучше всего звонить.
С другой стороны, для рационализации телефонных переговоров используется разговор без откладывания или обратный звонок. От ненужных звонков можно защититься с помощью таких фраз, как "Я перезвоню Вам позже", "Пожалуйста, перезвоните мне в 16 часов". Обратный звонок используется в исключительных случаях,так как вашему абоненту может не подходить время этого звонка.
|
|
Подготовиться к телефонному разговору - значит четко осознать его цель (поддержание контакта, получение или передача информации, обсуждение и оценка идеи, убеждение собеседника в своих намерениях) и выбрать правильный момент для разговора.
Требования речевого этикета, предъявляемые к ведению телефонного разговора, связаны как с культурой общения, так и с рациональными способами использования телефона. На первый план выдвигается доброжелательный тон (мы не можем использовать улыбку и другие средства расположения при помощи "зеркала отношения" - лица) и умение слушать. Телефонный разговор делится на несколько моментов, в каждом из которых применяются особые этикетные формы:
1. Момент установления связи, представления сторон. Оба лица называют себя сразу: "Иванова у телефона", "Сергеева слушает", "К вам обращается...". "Вас беспокоит...". Установление связи воспроизводится в течение всего диалога. Даже тогда, когда диалог переходит в монолог, собеседник через определенные отрезки речи подтверждает, что информация принята. Поскольку мимика и жестикуляция отсутствуют, используются реплики типа "Совершенно верно", "Понятно", "Да, да", "Так, так".
2. Введение в курс дела. Как правило, началом телефонного разговора служит изложение причины, по которой обращаются с вопросом: "Скажите, пожалуйста...", "Прошу дать справку...", "Не могли бы Вы...". Начало разговора определяет его ход и завершение. Отсутствие разговора о семье, отпуске и текущих событиях ни в коем случае не является невежливым, но гарантирует краткий разговор и облегчает рациональное ведение переговоров.
3. Обсуждение ситуации. Служебный диалог по телефону -не подробный обмен мнениями, а обмен информацией оперативного значения для достижения определенных действий. На этой стадии разговора рекомендуются приемы общения и этикетные формы, свойственные деловым беседам, о которых мы уже говорили. Существуют и особые телефонные правила делового общения и рационального использования времени: не отвлекаться на разговор по другому аппарату или с присутствующими; записывать такие важные подробности, как имена, цифры, и основную информацию, с которой могут познакомиться ваши подчиненные и коллеги; следить, особенно при междугородних телефонных переговорах, за продолжительностью разговора. Служебный телефонный разговор часто протекает как бы между юридическими лицами. При выражении интересов говорящий, как правило, формулирует свои мысли от имени коллектива, группы людей:
"Нас беспокоит вопрос", "Нас волнует состояние дел". Когда говорящий произносит "я" ("Я считаю", "По моему мнению"), то это означает, что он выступает как специалист или должностное лицо.
4. Заключительные слова. Последние слова в служебном телефонном разговоре указывают, что разговор окончен. Этикет требует, чтобы заключительные слова произносил инициатор делового телефонного разговора, показывая тем самым, что он получил ответы на все интересующие его вопросы: "Спасибо...", "Благодарю Вас, до свидания...". Полагается, чтобы мужчина опускал трубку после того, как это сделает женщина, молодой человек - после того, как это сделает собеседник старше его по возрасту. Многие телефонные переговоры длятся очень долго из-за того, что оба партнера имеют трудности с их завершением. "Большое спасибо, Петр Сергеевич! Я думаю, этого достаточно. Надеюсь Вас в скором времени увидеть" - фразы такого рода позволяют закончить разговор рационально и кратко, равно как вежливо и с соблюдением психологических правил общения. Вашим стилем телефонных разговоров должно стать сочетание краткости и вежливости. Обратите внимание: последнее впечатление у собеседника должно остаться наилучшим.
Ллойд К. Финч в книге "Телефонный разговор с клиентом. Как добиться успеха" пишет, что служащие, непреднамеренно нарушая этику общения с клиентами, вызывают у них неприятные чувства. Автор приводит несколько фраз такого типа и дает к ним комментарий.
1. К сожалению, г-н N еще обедает. Ключевое слово фразы — еще, оно предполагает длинный перерыв на обед.
2. К сожалению, он еще не пришел. В этом случае слово еще предполагает, что г-н N опаздывает. Более приемлемый вариант ответа: "К сожалению, он не может сейчас подойти к телефону. Могу ли я помочь Вам?"
3. Я не знаю, где он. Может быть, вы оставите свой телефон, и я передам, чтобы он позвонил Вам. Вам не кажется, что произнесено слишком много слов? С самого начала нарушен как один из законов делового общения - "не болтать лишнего", так и первое правило телефонного разговора - лаконичность. Если звонят Вашему сотруднику и Вы не знаете, где он, не обязательно сообщать об этом клиенту. Будет вполне достаточно сказать; "Он не может сейчас подойти. Попросить его перезвонить Вам?"
4. Она, наверное, пьет кофе. Я скажу ей, чтобы она перезвонила. Такие подробности также незачем сообщать посторонним.
5. У нее большие проблемы с одним клиентом. Может, ей что-нибудь передать? Эта фраза сообщает нежелательную для дела информацию, что в Вашей фирме бывают "большие проблемы с клиентами". Скажите просто: "Она не может подойти сейчас" - и спросите, что передать.
6. Она пошла к врачу (за ребенком, встречать поезд). Необсуждайте личные дела Ваших коллег в деловых телефонных разговорах. Лучше сказать: "Ее не будет до 3 часов. Могу я помочь Вам?"
7. Она рано ушла домой. Эта информация также касается личных дел Вашего коллеги; кроме того, она вызывает естественное раздражение у звонящего: человек, который мог бы оказать ему помощь, ушел домой.
8. "Мастер, вероятно, будет у Вас в пятницу". "Наверное, Ваш счет уже оплатили'". В обоих высказываниях отсутствует необходимая уверенность. Лучше избегать вводных слов, выражающих различную степень неуверенности, иначе у звонящего возникнут сомнения в качестве Вашей работы, информированности и т.д.
9. Пройдет целая вечность, пока они снимут трубку. Не следует посвящать посторонних в Ваши внутренние проблемы.
Человеческие контакты разнообразны. Последня делового общения мы погружаемся в общение личное, семейное, дружеское. Правила всех видов общения сходны, но, как мы видим, в различных видах делового общения на первый план выходят те или иные психологические законы, без которых это общение не может быть полноценным и эффективным.