Тема 3. Поведение фирмы в рыночных условиях

Примерный план лекции:

1. Фирма: цели, функции. Организационно-правовые формы предприятий в РК.

2. Функционирование механизма рыночного саморегулирования. Спрос, предложение, цена.

3. Издержки производства, структура. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба.

4. Анализ безубыточности. Методы калькуляции. Выбор ассортимента выпускаемой продукции.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятия:

1. Фирма: типы, цели, функции. Организационно-правовые формы коммерческих орга­низаций (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия).

2. Механизм рыночного саморегулирования. Спрос, предложение, цена. Закон убы­вающей предельной полезности.

3. Издержки производства, структура, прибыль. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба.

4. Анализ безубыточности. Определение объема выручки, обеспечивающего покрытие всех затрат. Методы калькуляции. Выбор ассортимента выпускаемой продукции.

Тематика докладов и рефератов:

1. Природа возникновения фирм и их организационно-правовые формы.

2. Взаимодействие государства и фирмы в условиях рыночных отношений.

3. Анализ хозяйственной деятельности фирмы.

4. Монополия, дуополия, олигополия в РК и их модели.

При раскрытии данной темы, прежде всего, необходимо показать, что такое фирма. Фирма - это основной экономический агент рыночной экономики; юридически само­стоятельная организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность. Фир­ма может включать одно или несколько предприятий.

Первоначально слово "фирма" (от итальянского firma - подпись) означало "торговое имя" коммерсанта. Первые фирмы возникли более 100 лет тому назад. В со­временном мире, по ориентировочной оценке, насчитывается более 40 млн. различных фирм.

Разновидности фирм:

аффинированная - близкая, родственная фирма, присоединенная к более крупной ма­теринской кампании в виде филиала, дочерней фирмы;

брокерская - посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действую­щая по поручению и за счет клиентов;

венчурная - мелкая или средняя инвестиционная фирма, финансирующая научные ис­следования, инженерные разработки;

инвестиционная - занятая инвестированием и операциями с ценными бумагами;

инжиниринговая - специализирующаяся на предоставлении инженерно-консульта­ционных услуг;

инновационная - созданная для отработки новых технологий на базе результатов на­учных исследований;

консалтинговая - консультации в различных сферах;

производственная - занятая изготовлением конкретной продукции;

торговая - занимающаяся торгово-посреднической деятельностью;

риэлтерская - занимающаяся операциями в сфере недвижимости.

Фирма:

♦ концентрирует и реализует экономические интересы, возникающие в национальном хозяйстве;

♦ является местом приложения труда, капитала, предпринимательства;

♦ производит товары и оказывает услуги;

♦ обеспечивает получение дохода на капитал;

♦ поддерживает расширение социальной инфраструктуры:

♦ создает рабочие места на самой фирме, у ее поставщиков, в государственном секторе;

♦ генерирует богатство, необходимое для ее собственного роста;

♦ имеет многочисленные взаимосвязи с окружающей средой;

♦ пытается удовлетворить потребности общества.

Те фирмы, которые добиваются средней эффективности в своей деятельности, вы­живают, другие - разоряются; постоянно возникают новые фирмы и исчезают разорив­шиеся.

Фирма как важнейший экономический институт требует создания и соблюдения ряда условий для своего развития.

Фирма имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в соот­ветствии с которыми создает свою внутреннюю структуру.

Организационная форма - это структура фирмы (одно или несколько предприя­тий).

Различают фирмы:

♦ индивидуальные;

♦ партнерские;

♦ корпоративные.

По распределению собственного капитала фирмы подразделяются аа зависимые или независимые от других предприятий.

Понятия "фирма" и "предприятие" не тождественны.

Предприятие как объект права - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещ­ных прав.

В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его дея­тельности, включая:

♦ земельные участки,

♦ здания,

♦ сооружения,

♦ оборудование,

♦ инвентарь,

♦ сырьё,

♦ продукцию,

♦ право,

♦ требования,

♦ долги,

♦ фирменное наименование,

♦ товарные знаки,

♦ знаки обслуживания,

♦ другие исключительные права.

Предприятие - это производственная организация, осуществляющая с технической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг и т.д.)

Фирма может заниматься различными видами деятельности, совершенно не свя­занными между собой.

Как правило, подавляющее большинство современных предприятий входит в со­став тех или иных фирм.

Понятия фирма и предприятие совпадают, если фирма имеет только одно пред­приятие.

В рыночной экономике формы фирм многообразны. Они -занимаются:

♦ производством товаров и его реализацией;

♦ оказанием самых различных услуг (финансовых, посреднических, информацион­ных, консультативных, научно-исследовательских и т.д.).

По сферам предпринимательской деятельности фирмы могут быть:

♦ промышленными,

♦ агропромышленными,

♦ сельскохозяйственными,

♦ строительными,

♦ транспортными,

♦ телекоммуникационными,

♦ торгово-посредническими.

♦ венчурными,

♦ рекламными,

♦ инжиниринговыми,

♦ юридическими и т.д.

Согласно ГК РК, могут создаваться фирмы с правом юридического лица, пресле­дующие цель - извлечение прибыли.

По правовому статусу фирмы, могут быть:

хозяйственными товариществами,

♦ хозяйственными обществами,

♦ производственными кооперативами,

♦ государственными предприятиями,

♦ муниципальными унитарными предприятиями и т.д. Допускается их объединение в ассоциации, союзы.

Основная цель деятельности фирмы:

♦ максимализация прибыли,

♦ минимизация убытков.

По размерам формы подразделяются на:

♦ малые,

♦ средние,

♦ крупные.

По формам собственности фирмы подразделяются на:

♦ частные.

♦ государственные,

♦ смешанные.

По факторам производства фирмы подразделяются на:

♦ трудоёмкие,

♦ капиталоёмкие,

♦ материалоёмкие.

♦ наукоёмкие.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:

Предпри­ниматель Субъект права Форма деятельности Имущественная ответственность
Индивиду­альный пред­приниматель Гражданин (физическое лицо) Индивидуальное предприятие без образования или с образованием юридического лица Отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Коммерчес­кие органи­зации (юри­дические ли­ца) Хозяйствен­ные това­рищества Полное хозяй­ственное това­рищество Участники (полные товарищи) в соот­ветствии с заключенным между ними договором занимаются предпринима­тельской деятельностью и несут ответ­ственность по его обязательствам при­надлежащим им имуществом.
  Коммандитное товарищество Участники товарищества делятся на полных и участников-вкладчиков. Пол
      ные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность и отвечают по обязательствам своим имуществом. Участники-вкладчики несут ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов и не участвуют в предпринимательской деятельности товарищества
Товарищество с дополнительной ответственностью Уставный капитал делится на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах кратной стоимости внесенных вкладов.
Акционерное общество открытого типа Участники товарищества несут ограниченной только суммой вкладов в уставный капитал.
  Уставный капитал делится на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам инесут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество проводит открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры могут свободно продавать и покупать акции без согласия других акционеров. Общество обязано ежегодно публиковать: ♦ годовой отчет; ♦ бухгалтерский баланс; ♦ счет прибылей и убытков.
Акционерное общество закрытого типа Акции общества распределяются только среди его производителей. Общество не в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции
Государственные и муниципальные унитарные предприятия Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения Предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество. Имущество предприятия является неделимым я не может быть распределено по вкладам, в т.ч. между работниками предприятия. Устав должен содержать сведения о: ♦ предмете я целях деятельности: ♦ размере уставного фонда; ♦ порядке и источниках его формирования.
Унитарное предприятие на праве оперативного управления (казённое предприятие) Образуется по решению Правительства РК на базе имущества, находящегося в республиканской собственности. Устав предприятия утверждается Правительством РК, которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам ка­зенного предприятия при недостаточ­ности его имущества. Добровольное объединение граждан для совместной деятельности, основанное на личном трудовом участии и паевых взносах.
Производствен­ный кооператив (артель) Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность.

В самом общем плане в деятельности фирмы заинтересованы: Общество в целом - в: - экономическом росте фирмы;

- поступлении налогов;

- управлении доходами;

- сохранении окружающей среды;

- сохранении природных ресурсов,

Держатели акций - в: - росте доходов;

Кредиторы - в: - росте стоимости акций;

Потребители - в: - стабильности доходов;

- справедливых ценах;

- обеспечении выбора;

- удовлетворении потребностей,

Управляющие - в: - росте доходов;

- профессиональный интерес.

Работники наёмного труда - в: - занятости;

- уровне оплаты;

- досуге;

- условиях труда;

- удовлетворении от работы.

Максимального уменьшения риска в деятельности фирмы можно добиться в ре­зультате;

♦ диверсификации (производство различных видов продукции н распределение кап­вложений по разнообразным видам деятельности);

♦ страхования собственности;

♦ максимализации информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и эконо­мической привлекательности предполагаемых объектов капвложений;

♦ использования новейших технологий производства товаров и услуг;

♦ правильного выбора организационной формы бизнеса;

♦ эффективного использования факторов производства.

В систему организации управления фирмы входит внутрифирменное планирование коммерческой деятельности.

Целью планирования в условиях рынка является приведение возможности фирмы в соответствие с возможностью рынка.

Существуют следующие виды внутрифирменного планирования:

♦ стратегическое;

♦ среднесрочное;

♦ краткосрочное.

Планирование осуществляется поэтапно. На первом этапе необходимо:

1) поставить цели;


2) проанализировать;

♦ экономическую и политическую ситуацию в стране,

♦ состояние отрасли, рынка, ресурсов;

3) дать оценку:

♦ текущего положения (анализ сильных и слабых сторон фирмы с точки зрения воз­можностей достижения поставленных целей);

♦ факторов окружающей среды.

На втором этапе:

♦ дается оценка возможностей (с точки зрения получения прибыли, жизнеспособности, риска);

♦ осуществляется выбор производственной программы;

♦ принимаются управленческие решения.

На третьем этапе осуществляется:

♦ выбор вариантов развития фирмы;

♦ составление:

а) бизнес-плана;

б) производственного плана;

в) маркетингового плана;

г) финансового плана.

Планирование, как управленческий процесс, может быть эффективным только, ес­ли базируется на достаточно аргументированных предложениях, основанных на анализе всесторонней информации.

Планирование основывается на статистических данных работы фирмы за про­шедшее время и требует анализа по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности, В основу планирования кладется маркетинговый подход, т.е. все техниче­ские, коммерческие, сбытовые мероприятия рассматриваются комплексно.

К количественным целям фирмы относятся:

♦ повышение объемов продаж, прибыли:

♦ снижение себестоимости;

♦ увеличение производительности труда;

К качественный целям фирмы относятся:

♦ повышение престижа;

♦ забота об охране окружающей среды;

♦ поддержание образовательных, культурных и иных акций.

Приоритет целей определяется в зависимости от прибыльности фирмы, которая может соответствовать;

♦ уровню выживания;

♦ умеренному уровню;

♦ высокому уровню.

Стратегическая цель фирмы - победа над конкурентами.

Тактические цели - повышение эффективности функционирования отдельных под­разделений или производства какой-либо определенной продукции.

Задачи планирования - сопоставление выгодности использования различных ре­сурсов за какой-либо период.

Общие показатели эффективности деятельности фирмы:

рентабельность всего капитала

Ра = П/А, где П - прибыль

А - капитал (активы фирмы);


♦ оборачиваемость всего капитала

Ко = Q/А, где Q – объем реализации продукции;

♦ издержки на единицу реализованной продукции 5 = И/ О., где И - общие издержки:

♦ рентабельность производства

Р =П/Ф, где Ф - среднегодовая стоимость основных и оборотных фондов.

Обобщающими показателями являются:

♦ рентабельность всего капитала;

♦ окупаемость средств.

В условиях рыночной экономики государство принимает активное участие в регули­ровании экономических процессов. Оно влияет на экономическую деятельность фирм через систему общегосударственных рычагов.

Во-первых, через развитие инфраструктуры (банков, денежной системы, коммуни­каций, транспорта и т.д.). Без хорошо отлаженной инфраструктуры экономическая дея­тельность фирмы неэффективна.

Во-вторых, государство создает и совершенствует правовую основу, регули­рующую экономические отношения между юридическими и физическими лицами.

В-третьих, а зависимости от того, как развивается экономика, государство и сп ользует прямые и косвенные субсидии.

В-четвертых, государство защищает право интеллектуальной собственности.

3-пятых, государство:

а) регулирует:

♦ деятельность монополий (через антимонопольное законодательство), ограни­чивает сферу их деятельности и выдачу на нее лицензий:

♦ организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

♦ амортизационную политику, систему налогообложения;

♦ социальные проблемы.

б) устанавливает:

♦ льготы по инвестициям;

♦ процентные ставки на капитал.

в) стимулирует:

♦ предпринимательскую деятельность.

Во взаимодействии между фирмой и государством, с одной стороны, учитываются интересы фирмы, а с другой, - устанавливаются приоритеты в распределении ресурсов, стимулируется широкое использование достижений науки, а техники, управленческих решений.

При рассмотрении вопроса "Функционирование механизма рыночного саморегули­рования. Спрос, предложение, цена" необходимо, прежде всего, раскрыть основы теории рыночного равновесия спроса и предложения, показать, что закон спроса и предложе­ния исследовали меркантилисты, физиократы. Ими были созданы классические и со­временные маржиналистические теории. Начало классической экономической теории связывают с именем А.Смита. Это касается и теории рыночного равновесия, экономиче­ских законов формирования конкурентной цены, спроса и предложения, объема пред­ложения товаров и их потребления обществом. 3 поисках законов рыночного ценообра­зования А.Смит создал трудовую теорию стоимости, которую К.Маркс положил а основу своей теории эксплуатации наёмного труда.

Законы спроса и предложения:

♦ влияют на формирование равновесной конкурентной цены;

♦ определяют количество производимых я потребляемых благ.


Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах и услугах, обеспеченная покупательной способностью.

Спрос на товары изменяется в обратной зависимости от цены. На изменение спро­са влияют следующие неценовые факторы:

♦ экономическая политика государства;

♦ изменение доходов населения;

♦ изменение структуры населения;

♦ изменение цен на товары-заменители;

♦ реклама, мода и др.

Предложение - это количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

По мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество то­варов, а по мере их падения - меньшее.

На предложение влияют следующие неценовые факторы:

♦ изменение издержек производства в результате внедрения достижений НТП;

♦ выход на рынок новых фирм:

♦ изменение цен на другие товары;

♦ природные катастрофы, войны и т.д.

Рыночная цена устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложе­ния.

Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет. Наоборот, если при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится, - цена понизится.

Необходимо раскрыть суть цены потолка (это искусственно заниженная цена), це­ны пола (это искусственно завышенная цена).

В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование инте­ресов продавца и покупателя на рынке:

1) фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, т.е. они свободны в выборе объема и структуры выпуска;

2) цены гибкие и меняются под воздействием спроса и предложения;

3) существует конкуренция, без которой рыночный механизм спроса и предложе­ния действовать не будет.


Если на рынке произойдет какое-либо событие, которое нарушит сложившееся равновесие, то:

♦ фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий;

♦ начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируется новая рыночная цена и новый объем производства, соот­ветствующий изменившимся условиям.

Величина спроса зависит от:

♦ цены товара;

♦ доходов потребителей;

♦ цены на взаимодополняемые товары (например, автомобильный бензин и т.д.);

♦ цены на взаимозаменяемые товары.

С повышением цен на продукты фирмы:

♦ произойдет снижение спроса;

♦ активизируется деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители.

С ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение спроса и увеличение сбыта продукции.

Необходимо раскрыть понятия:

эластичность предложения - реакция предложения на изменение цены. Определяется как прирост объема предложения товара в результате роста его цены на 1 %, при условии неизменности всех остальных факторов, влияющих на уровень предложения;

пластичность спроса - реакция спроса на изменение цены. Определяется как прирост объема спроса, возникающий в результате сокращения цены на 1%, при условии не­изменности всех остальных факторов, влияющих на уровень предложения.

При рассмотрении вопроса "Издержки производства. Структура издержек фирмы. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба." прежде всего следует показать, что по­нимается под производством. Под производством в современной экономической науке понимается любая деятельность членов общества по использованию естественных ре­сурсов. Целью производственной деятельности является создание необходимых об­ществу материальных и нематериальных благ.

Цель производственной деятельности - максимализация прибыли. Этого можно добиться двумя путями:

1) интенсифицировать использование наличных производственных мощностей;

2) осуществить инвестиции, т.е. расширить мощности и привлечь новых работни­ков.

Издержки производства - это сумма затрат фирмы на производство товаров я услуг, проданных в течение определенного периода.


Различают следующие издержки производства:

♦ постоянные,

♦ переменные.

♦ валовые,

♦ средние,

♦ предельные,

♦ бухгалтерские,

♦ экономические,

♦ явные,

♦ альтернативные.

Постоянные издержки - издержки, независящие от объема производства (аренда помещений, банковский кредит и т.д.).

Переменные издержки - издержки, зависящие от количества производимой продук­ции, складываются из затрат на сырьё, материалы, заработную плату и т.п.

Валовые издержки - сумма постоянных и переменных издержек.

Средине издержки - валовые издержки в расчете на единицу продукции. Рассчиты­ваются как отношение совокупных издержек к объему выпуска продукции и равны сум­ме средних постоянных и средних переменных издержек.

Предельные издержки - дополнительные издержки (величина прироста совокупных издержек), возникающие при производстве дополнительной единицы выпуска продук­ции.

Явные издержки - расходы фирмы на оплату используемых факторов производства (природных ресурсов, труда, капитала, предпринимательской способности), не являю­щихся собственностью фирмы.

Сумма явных издержек выступает как себестоимость продукции.

Альтернативные издержки - издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам.

Как уже отмечалось, целью предпринимательской деятельности является получе­ние прибыли.

Прибыль - это экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Различают следующие виды прибыли:

♦ валовая,

♦ чистая,

♦ экономическая,

♦ бухгалтерская,

♦ нормальная.

Валовая (общая) прибыль - прибыль, полученная фирмой за определенный период.

Чистая прибыль - разница между доходом, полученным от реализации продукции и услуг и всеми явными и альтернативными издержками.

Экономическая прибыль - разница между валовым доходом и всеми издержками.

Бухгалтерская (финансовая) прибыль - разница между валовым доходом фирмы и явными издержками.

Нормальная прибыль - прибыль, равная альтернативным издержкам, вложенным в дело владельцем фирмы.

Фирма может находиться, а краткосрочном и долгосрочном периодах.

Фирма находится в краткосрочном периоде, если у нее осталось неоплаченным хо­тя бы одно постоянное обязательство. В этот период она может выйти из дела, но мо­жет объявить себя банкротом.

Фирма находится в долгосрочном периоде, когда погашено последнее обязатель­ство по постоянным издержкам. В этот период она может продолжать или прекратить

свою деятельность. Фирма остается в деле, если предполагаемый доход от реализации се продукции больше, чем валовые издержки фирмы.

Банкротство - это устойчивая неспособность должника, индивидуального пред­принимателя, юридического лица удовлетворить требования своих кредиторов, выпла­тить налоговые платежи вследствие превышения пассивов над активами.

Пассивы - это обязательства хозяйствующего субъекта, состоящие из заёмных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолжность.

Активы - это имущество хозяйствующего субъекта, в состав которого входят все основные и оборотные средства.

Банкрот - это должник, факт несостоятельности которого подтвержден решением

суда.

Кредитор - это физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные тре­бования к должнику.

Банкротство влечет за собой:

♦ опись имущества,

♦ его продажу,

♦ оплату долгов из вырученных сумм.

Если фирма объявлена судом банкротом, то:

♦ создается ликвидационная комиссия;

♦ фирма не производит никакой продукции;

♦ не получает доход;

♦ её валовые издержки равны постоянным издержкам;

♦ она существует за счет либо поступления доходов от ранее реализованной продук­ции, либо за счет поступлений от продажи имущества фирмы;

♦ распродается все имущество, оборудование, сырьё, готовая продукция.

♦ этот процесс требует времени (до нескольких лет);

♦ фирма старается обеспечить минимизацию убытков.

При раскрытии этого вопроса необходимо также дать понятие эффекта масштаба, подчеркнуть, что он бывает положительным и отрицательным.

Положительным - если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются и отрицательным - если они увеличиваются.

Крупное предприятие может:

♦ использовать специализацию и сокращать управленческие расходы;

♦ использовать достижения НТП, дорогое оборудование;

♦ развивать побочное производство по переработке отходов основного производства.

Однако в крупном предприятии могут;

♦ нарушаться управляемость производством;

♦ снижаться эффективность взаимодействия отдельных подразделений:

♦ теряться гибкость;

♦ не совпадать интересы структурных подразделений с интересами фирмы;

♦ увеличиваться издержки на передачу информации.

Оптимальные размеры фирмы - это когда издержки на единицу продукции сни­жаются, что происходит за счет:

♦ специализации.

♦ использования более производительного оборудования.

Экономия от масштаба производства в разных отраслях достигается по-разному.

При рассмотрении вопроса "Анализ безубыточности. Методы калькуляции. Выбор ассортимента выпускаемой продукции" необходимо показать, что для того, чтобы фир­ма получала прибыль, необходимо чтобы объем выручки от продажи превышал сумму постоянных и переменных издержек.


Точка безубыточности - это такая выручка и такой объем производства фирмы, ко­торые обеспечивают покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Точка безубыточ­ности называется также пороговой выручкой.

При анализе безубыточности составляется калькуляция.

Калькуляция - это расчет затрат на производство и реализацию единицы товара.

Существует два метода калькуляции:

1. Метод полной себестоимости - это метод, который предусматривает расчет всех из­держек (постоянных и переменных), связанных с производством и продажей единицы товара (услуг).

2. Метод по величине покрытия предусматривает расчет только переменных издержек, связанных с производством и реализацией единицы товара (услуги).

Переменные издержки на единицу продукции включают затраты на:

♦ сырье, материалы, топливо, электроэнергию;

♦ заработную плату;

♦ накладные расходы;

♦ сбытовые расходы.

Постоянные издержки на единицу продукции включают затраты:

♦ производственные,

♦ административные,

♦ сбытовые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: