Нормы коэффициента сцепления для дорог технических категорий 1-3

Условия движения   Характеристика участков дороги Коэффициент сцепления на дорогах
новых[16] эксплуатируемых
Легкие Участки прямые или на кривых радиусами 1000м и более, горизонтальные либо с продольными уклонами не более 30%, с элементами поперечного профиля, соответствующими нормам табл. 2.2.2 приложения 3 к данному пособию, с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне, при уровне загрузки не более 0,3   0,45   0,28
Затрудненные Участки на кривых в плане радиусами от 250 до 1000м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60%, участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузки в пределах 0,3-0,5   0,50   0,30
Опасные Участки видимостью менее расчетной, подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свыше 0,5   0,60   0,32

3. Находится ли в технической причинной связи отклонение от нормы выявленного дорожно-технического фактора с фактом ДТП?

При анализе обстоятельств ДТП в предшествовавших особых дорожных условиях (ДУ) целесообразен такой алгоритм исследования:

а) установление наличия отклонения какого-либо дорожного фактора от нормы путем диагностирования эксплуатационных качеств дороги, ее обустройства и т.д.

Например, величина и неравномерности φ по ширине проезжей части (см. пример ДТП в приложении 4);

б) проверка «адекватности стимула», например, соответствия направления фактического разворота автомобиля направлению поворачивающего момента, возникающего вследствие торможения на дороге с неравномерным по бортам автомобиля распределением сцепных качеств (см. пример ДТП в приложении 4). Это один из формально-логических приемов (подходов) в экспертных исследованиях;

в) при положительном результате по этапу «б» определяется техническая составляющая причинной связи между отклонением этого фактора от нормы и наступлением ДТП (каузальные исследования). В данном примере проводят расчеты при фактическом и нормативном значениях φ и оценивают изменение выводов на противоположные.

В качестве примера (для наглядности) рассмотрим анализ заключения эксперта по конкретному ДТП (здесь выявленный экспертом ДТФ - неравномерность сцепных качеств) - приложение 4 к пособию.

4. В чем состоит конкретный дефект дороги на участке ДТП?

Если в результате исследований по решению задачи 2 (см. выше) эксперт установил, что по выходному показателю (например, значению коэффициента сцепления) участок дороги, включающий место ДТП, не соответствует норме, и это несоответствие, с технической точки зрения, находится в причинно-следственной связи с фактом ДТП (задача 3), то ему следует определить возможную техническую причину (непосредственный дефект автодороги, вызвавший отклонение ее характеристики от нормативных требований).

Для этого в большинстве случаев требуется поэлементная диагностика участка дороги по данному эксплуатационному качеству (см. раздел 3 данного пособия). Например, недостаток сцепных качеств дороги может быть обусловлен снижением в течение длительного срока ее эксплуатации степени шероховатости покрытия дороги.

Эксперту следует по методике, изложенной в разделе 4 данного учебного пособия, определить степень шероховатости покрытия, и результат сравнить с нормой. Если норма не выполняется, то конкретный дефект покрытия заключен в его сверхнормативном эксплуатационном износе.

Покрытие требует проведения внеочередной поверхностной обработки с целью повышения его шероховатости, как минимум, до достижения нормы.

5. Время образования дефекта дороги, время фактического обнаружения дефекта дороги и возможность его устранения.

ГОСТ Р50597-93 наряду с техническими нормами содержит нормы времени, регламентированные для дорожников на устранение всех важнейших дефектов. Поэтому, для расследования ДТП имеет юридическое значение время возникновения и время обнаружения выявленного дефекта.

Это - судебно-следственная задача и решается она путем юридической оценки всех документов, входящих в уголовное дело, по их совокупности, в частности и заключения эксперта. Среди этих документов: акты выявленных дефектов, дефектные ведомости, указания и предписания должностных лиц по устранению дефектов, режимы работы дорожной техники и другие.

В ряде случаев здесь может быть назначена дорожно-технологическая экспертиза, например, по установлению состава смеси асфальтобетона, давности укладки нового слоя этой смеси, глубины слоя и т.д. на месте ДТП на момент ДТП. Такие вопросы не входят в компетенцию САДЭ, и решаются дорожниками-технологами в специальных материаловедческих лабораториях путем углубленных экспертных исследований. Здесь требуется применение иных специальных знаний и методов, чем при САДЭ. Пример таких исследований дан в разделе 3 данного учебного пособия.

6. Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке ДТП?

Снижение ряда технических характеристик автодороги (сцепления, ровности, видимости и др.) по соответствующим требованиям НТД должно быть до времени их восстановления сопряжено (в целях обеспечения БДД) установкой временного информационного обеспечения водителей о данных дорожных обстоятельствах. Это: дорожные знаки, табло, разметка, ограждения и другие средства организации дорожного движения. Их неустановка является невыполнением НТД.

Кроме этого, обычно актуальным является определение зоны действия знака 3.24. «Ограничение скорости» и зоны действия знаков «Пешеходный переход» на участке ДТП и оценка наличия (отсутствия) парного регулирования приоритета проезда перекрестка с помощью знаков 2.4. (2.5.) и 2.1.

Оценка «правильности» установки этих знаков и зоны их действия требует применения специальных знаний и является отдельной экспертной задачей этого вида СДТЭ.

7,8. Какими требованиями НТД должны были руководствоваться должностные лица организации, ответственные за эксплуатацию дороги, для обеспечения безопасности движения на данном участке? Соответствовали ли их действия (должностных и иных лиц ДЭУ, ДРСУ) этим требованиям?

Здесь эксперт указывает те технические требования из специальных нормативных источников, которые адресованы указанным в вопросе лицам в отношении обеспечения тех или иных эксплуатационных качеств автодороги на участке ДТП.

А. Обязанности должностных и иных лиц дорожных эксплуатационных и дорожных ремонтно-строительных организаций по содержанию и эксплуатации дорог регламентированы главным образом «Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД» п.13, ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения БДД», ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения», ВСН 25-86 Минавтодора РСФСР «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», ВСН 20-86 Минавтодора РСФСР «Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах» и другими нормативно-техническими документами.

П.13 Основных положений…: «Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии;

принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения».

В связи с запретом на перепечатку ГОСТов все требования ГОСТов Р50597-93 и 23457-86 в пособии не приводятся. В дальнейшем авторы указывают лишь конкретные требования в целях иллюстрации, подтверждения либо уточнения какого-либо тезиса по данному материалу.

В экспертных исследованиях требования ГОСТ Р50597-93 и ГОСТ 23457-86 рекомендуется использовать в первую очередь и в полной мере.

П.1.1.1. ВСН 25-86: «Обеспечение безопасности движения и высоких транспортных качеств автомобильных дорог является первоочередной обязанностью всех дорожных организаций, как проектных, так и эксплуатационных».

Б. Обязанности должностных и иных лиц в области производства ремонтно-восстановительных работ на дорогах содержатся главным образом в п.14 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД», ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», Инструкции по ограждению мест в условиях дорожного движения в городах, ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения», атакже СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».

П.14 Основных положений…: «Должностные и иные лица, ответственные запроизводство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и т.п., которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов».

В. Если ДТП произошло на участке дороги, документально находящемся в стадии ремонтно-восстановительных работ, то на его техническое состояние и на действия должностных и иных лиц ДЭУ, ДРСУ распространяются требования, указанные в пункте Б (см. ранее).

Если ДТП произошло на участке дороги, находящемся в стадии эксплуатации, то на его техническое состояние и на действия должностных и иных лиц ДЭУ, ДРСУ распространяются требования, указанные в пункте А (см. выше).

Технические требования, предъявляемые к должностным и иным лицам, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт автодорог, в отношении конкретных элементов автодорог и их эксплуатационных качеств приведены в приложении 5 к учебному пособию.

Экспертной оценке подлежат только те действия (бездействие) вышеуказанных лиц, исследование которых требует применения специальных технических познаний. Для их отделения от всех остальных сначала устанавливают соответствие либо несоответствие нормативно-техническим требованиям по техническому состоянию того участка дороги, на котором произошло ДТП. Оценку технического состояния проводят по тому показателю (транспортно-эксплуатационной характеристике, геометрическому параметру и т.д.) автодороги, дорожных условий, которые в данной ситуации могли повлиять на возникновение ДТП.

При наличии нормативного требования в отношении надлежащих действий должностных лиц и иных лиц ДЭУ (ДРСУ) и т.п. по обеспечению должного уровня технического состояния, определяемого конкретной технической характеристикой (показателем) дороги (дорожных условий), эксперту следует сделать вывод о несоответствии таких действий вышеприведенным соответствующим нормативным требованиям в случае, если установлено несоответствие находящейся в компетенции данного лица технической характеристики дороги (свойства, параметра) установленной норме и действия лица по устранению данного несоответствия не регламентированы по времени (либо когда дефект требует немедленного устранения, например, п.4.6.5. ГОСТ Р50597-9З).

П.4.6.5: «Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом осветительных проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после их обнаружения».

Если на конкретные действия должностных и иных лиц установлены нормы времени, то эксперту следует ограничиться указанием этих действий и нормативных требований к ним, а их соответствие (несоответствие) друг другу экспертным путем определить не представляется возможным, так как это требует не технической оценки, а оценки организационно-распорядительного порядка, что не входит в компетенцию судебно-автотехнической (автодорожной) экспертизы, и разрешается судебными или следственными действиями (установление времени возникновения образования снежных валов, выбоин, отказа лампы светильника или снижения характеристики и т.п., времени фактического обнаружения недостатка, обязанности и возможности более раннего обнаружения, возможности устранения и т.д.).

Все технические нормы ГОСТ Р50597-93 за небольшим исключением сопровождены нормами времени на устранение отклонения дорожной характеристики от указанного требования.[17]

Вернемся к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003г. №114, которым были утверждены Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста РФ (приложение №1 к приказу), и Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста РФ (приложение №2 к приказу).

Этим приказом в перечень видов судебных экспертиз в род САТЭ был введен новый вид «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП (САДЭ)». Однако в приложении №2 к этому приказу из пяти видов САТЭ (приложение №1) было образовано четыре специальности путем объединения двух видов «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» и вышеуказанного вида в одну специальность 13.3 «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП».

Определяя и рассматривая основные видовые понятия (предмет, объект), задачи, вопросы, возможности и область компетенции судебной автодорожно-технической экспертизы (САДЭ), авторы пособия показывают, что с технической, юридической и сугубо практической точки зрения такое объединение является нецелесообразным и бесперспективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: