Ключевые слова. Издержки производства (С) –совокупность материальных и трудовых затрат на производство продукции

Издержки производства (С) – совокупность материальных и трудовых затрат на производство продукции. Это экономическая категория, которая отражает отношения, возникающие между субъектами внутри предприятия; между данным предприятием и поставщиками материалов, топлива, комплектующих изделий; между данным предприятием и предприятиями, которые используют эти продукты, сырье для производства своей продукции. Издержки всегда принимают количественное выражение, и они рассматриваются через систему натуральных и стоимостных показателей.

Явные (бухгалтерские, внешние) издержки – затраты факторов производства, которые не принадлежат фирме и покупаются ею на стороне (стоимость сырья, полуфабрикатов, топлива, амортизацию оборудования, заработную плату со всеми начислениями по социальному страхованию, административные расходы).

Неявные издержки (издержки упущенных возможностей, внутренние, альтернативные издержки) – затраты принадлежащих фирме факторов производства; это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы их предоставить за рыночную плату другим лицам (упущенный процент на собственный капитал, упущенная арендная плата за помещение, упущенная заработная плата за менеджерскую работу самого предпринимателя). Так, вместо того, чтобы вкладывать личный капитал в развитие своего предприятия, предприниматель мог бы ссудить другому лицу и получать доход в форме процента. Вместо того чтобы трудиться на собственном предприятии, он имеет возможность работать в другой фирме и получать заработную плату. Величина этих неполученных доходов и должна учитываться при расчете внутренних издержек. Неявные издержки включают нормальную прибыль.

Экономические издержки – сумма бухгалтерских (явных) издержек и неявных издержек.

Постоянные (фиксированные) издержки (FC)– издержки, которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции (затраты на эксплуатацию здания, оборудования, арендную плату, административно-управленческие расходы, некоторые виды налогов).

Переменные издержки (VC) – издержки, которые изменяются с изменением объема выпуска продукции (затраты на материалы, на рабочую силу, топливо и энергию для производственных целей).

Общие издержки (TC) – совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо продукта или экономического блага. Равны сумме общих постоянных и общих переменных издержек (TC = FC + VC).

Средние издержки (AC) – издержки на единицу продукции. Ониравны общим издержкам, деленнымнаобъемвыпуска продукции, АС = ТС/Q.

Средние постоянные (АFС) – постоянные издержки, деленные на объем выпуска продукции, АFC = FC/Q. При увеличении объема производства средние постоянные издержки снижаются, и величина их стремится к нулю.

Средние переменные издержки (АVС) – переменные издержки, деленные на объем выпуска продукции, АVC = VC/Q.

Предельные издержки (МС) – это прирост издержекв результате производстваещеоднойдополнительной единицыпродукции. Таккакпостоянныеиздержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равнынулю. Поэтому предельные издержки – это всегда предельные переменныеиздержки. Количественно предельные издержки представляют частное от деления приращенных полных издержек (постоянные плюс переменные), которые были затрачены на привлечение дополнительной единицы ресурса, на приращение объема выпускаемой продукции, МС = ΔТС/ΔQ.

Предельные издержки на ресурсы – дополнительные затраты на приобретение еще одной единицы ресурса.

Правило минимизации издержек – издержки на производство определенного объема продукции становятся минимальными, если отношение предельного продукта одного фактора производства к его цене равно отношению предельного продукта другого фактора производства к его цене. Предпринимателю выгодно будет приобретать дополнительную единицу ресурса, пока величина предельного дохода от его использования будет больше величины предельных издержек на ресурс. Цены на рынке факторов производства складываются так же, как и на потребительском рынке, только главным в формировании цены будет соотношение спроса и предложения на данный вид ресурса. Полезность ресурса для предпринимателя выражается в его продуктивности, определяемой показателем производительности. Предприниматель знает о действии закона убывающей отдачи, когда принимает решение о покупке дополнительной единицы ресурса, т. е. учитывает его предельную производительность.

Правило использования ресурсов – производитель приобретает дополнительные ресурсы до тех пор, пока величина предельного продукта в денежном выражении не сравняется с предельными издержками на ресурсы.

Закон возрастающих предельных (вмененных) издержек – при росте объема производства (при условии, что другие переменные не изменяются, в т. ч. объем применяемых факторов и технология) предельные издержки увеличиваются. Данный закон фактически является следствием закона убывающей предельной производительности.

Издержки обращения – расходы, связанные со сбытом товаров и приобретением необходимых ресурсов. По содержанию близки к понятию трансакционные издержки.

Дополнительные издержки обращения – расходы, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (доставка, доработка, фасовка товаров).

Чистые издержки обращения – затраты, связанные с куплей-продажей товара.

Трансакционные издержки – издержки, связанные не с производством, а с заключением сделок. Дуглас Норт классифицирует их следующим образом: издержки обмена (банковские и финансовые услуги, страхование, оптовая и розничная торговля, юридическое оформление прав, бухгалтерские расходы по учету); издержки поиска информации о товаре, о контрагентах, о ценах; издержки разделения прав собственности между покупателем и производителем, в том числе право на возврат товара, замену; издержки ведения переговоров, включая сами переговоры и выбор формы сделки; издержки измерения, связанные с измерением качества товаров по которым предстоит сделка; издержки заключения контрактов (юридическое оформление); издержки мониторинга, то есть расходы за соблюдением и контролем условий сделки; издержки спецификации и защиты прав собственности, в том числе расходы на содержание судов, затраты на восстановление нарушенных прав и т.д.; затраты на защиту от третьих лиц части полезного эффекта, получаемого в ходе сделки. В современных условиях доля трансакционных издержек в структуре национального дохода достигает 45 %.

Выручка – денежные поступления от продажи товаров (услуг).

Валовая (общая) выручка – общая сумма выручки от всех видов деятельности (выручки от реализации продукции, работ и услуг, выручки от реализации материальных ценностей (выбывшего имущества), а также выручки от прочей реализации). Валовая выручка определяется в фактических ценах реализации.

Средняя выручка –общий размер выручки от продажи продукции, деленный на количество проданной продукции (или на количество продукции, на которую предъявлен спрос); равна цене единицы товара, по которой изделие продано при условии, что все единицы изделий проданы по одинаковой цене.

Предельная выручка — это приращение всей выручки при увеличении количества выпускаемой продукции на одну единицу.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг – важнейший результат производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия; в основном соответствует принятому в мировой практике показателю «объем продаж». Под выручкой от реализации продукции понимается сумма денежных средств, фактически поступившая на счета предприятия в банке, в кассу предприятия, и другие поступления в оплату реализованной продукции (работ, услуг) за данный период – месяц, квартал, год. Зависит от объема реализованной продукции, ее ассортимента, качества и сортности, уровня цен.

Выручка от реализации материальных ценностей (выбывшего имущества) – денежные поступления от продажи излишних и ненужных машин, оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей за вычетом расходов, связанных с их ликвидацией.

Выручка от прочей реализации – денежные поступления от реализации продукции непромышленного характера.

Доход – денежные или иные средства, получаемые в результате какой-либо деятельности за определенный период времени. Выделяют доходы населения, предприятий, государства.

Валовой доход (TR) – показатель суммарного дохода предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности. Состоит из валовой выручки от реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учитывающего внереализационную деятельность предприятия. Понятие «валовой доход» используется как показатель дохода, полученного от продажи данного продукта (или нескольких продуктов), TR = P x Q.

Средний доход (AR) – доход, получаемый от продажи единицы продукта, AR = TR/Q.

Предельный доход (MR) – дополнительный доход, полученный в результате роста объема продаж товара на единицу. Предельный доход определяется как отношение прироста валового дохода к приросту объема продаж, MR = ΔTR/ΔQ.

Правило равенства предельного дохода и предельных издержек – производство продукции будет продолжаться фирмой до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с предельным доходом; производство каждой дополнительной единицы продукции приведет к снижению прибыли.

Прибыль – количественноэторазница между выручкой и издержками. В марксистской политической экономии прибыльтрактуется какформа существования прибавочной стоимости, как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда. В неоклассической теории прибыль – это вознаграждение за предпринимательскую деятельность, своего рода плата за риск и неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Источники возникновения прибыли: связанная с риском деятельность предпринимателя; предвидение; умелое сочетание предпринимателем в процессе изготовления продукции факторов производства; монополизация рынка; тайный сговор между предпринимателями; умелая дифференциация выпускаемого продукта; инновации; ценовая дискриминация потребителей и т. д.

Валовая (бухгалтерская) прибыль разница между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними (бухгалтерскими, явными) издержками, связанными с их производством и реализацией.

Экономическая прибыль – разница между совокупной выручкой от продаж и экономическими издержками, включающими внешние и внутренние издержки. Экономическая прибыль равна бухгалтерской прибыли за минусом нормальной прибыли.

Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) – минимальное, нормальное вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Нормальная прибыль является необходимым условием заинтересованности предпринимателя в продолжении своей деятельности – в ином случае ему было бы выгоднее свернуть свой бизнес и продавать на сторону находящиеся в его собственности факторы производства.

Средняя прибыль – прибыль на единицу продукции; определяется как разница между средним доходом и средними общими издержками, р = AR – AТC.

Правило максимизации прибыли – прибыль фирмы становится максимальной, если отношение предельного продукта в денежном выражении одного фактора производства к его цене равно отношению предельного продукта в денежном выражении другого фактора производства к его цене, при этом и то и другое отношения равны единице.

Равновесие фирмы на рынке – состояние фирмы (как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде), в котором обеспечивается самый выгодный объем производства, т. е. соблюдается условие равновесия фирмы (правило предельного выпуска).

Условие равновесия фирмы (правило предельного выпуска) – такой объем производства, при котором предельные издержки равны предельной выручке (предельному доходу), МС = МR.

Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочный период – такой объем выпуска продукции, при котором предельные издержки равны предельному доходу и равны цене, МС = МR = Р.

Условие прекращения производства на рынке совершенной конкуренции в краткосрочный период – равенство цены минимуму средних переменных издержек: Р = min AVC. Если цена выше средних переменных издержек (Р > AVC), то доход, приносимый каждой единицей выпуска, полностью покрывает переменные издержки и частично постоянные. Если цена ниже средних переменных издержек (Р < AVC), то ни постоянные, ни переменные издержки не покрываются полностью. Поэтому целесообразным становится приостановить производство, сэкономив на переменных издержках и ограничив затраты только величиной постоянных издержек.

Равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции в долгосрочный период – такой объем выпуска продукции, при котором соблюдается условие равновесия фирмы, и при этом цена равна минимальным средним издержкам, MR = MC = P = AC = LAC. Это означает, что при условии P = AC фирма использует наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов. Условие AC = LAC предусматривает, что фирма имеет оптимальные размеры.

Равновесие фирмы-монополии – наилучшие условия рынка для чистой монополии: P > MR = MC < AC, т.е. цена превышает предельный доход, а также предельные издержки и средние издержки, так как монополист обладает рыночной (монопольной) властью и имеет возможность получать экономическую (монопольную) прибыль за счет установления монопольных цен, осуществления ценовой дискриминации. Выгодность для монополиста возможна, если предельные издержки меньше величины средних издержек.

Ценовая дискриминация – продажа отдельных единиц товара (услуги), произведенных с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям в зависимости от их платежеспособности. Различия в цене отражают способность монополии произвольно устанавливать цены. Для этого необходимы следующие предпосылки: продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль нал производством и ценами; продавец имеет возможность сегментировать рынок, т. е. разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене; потребитель, приобретающий товар по более низкой цене, не может затем перепродать его дороже. Цены могут различаться в зависимости от качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.). Это – билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электроэнергию для фирм и домохозяйств, билеты в музей для.взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка. В зависимости от способа осуществления ценовой дискриминации ее делят на 3 степени.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) – продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса на нее, ведущая к изъятию монополистом всего излишка покупателя. При этом Q (выпуск) = МR (предельная выручка). В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Приближение к ней возможно при индивидуальном производстве, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками (деятельность хорошо знающих своих клиентов частнопрактикующих врачей и юристов, что в значительной степени объясняет их высокие гонорары).

Ценовая дискриминация второй степени – продажа различных объемов товаров (услуг) по разным ценам, так что цена единицы товара (услуги) дифференцируется в зависимости от величины партии (оптовые закупки, применение кумулятивных скидок или скидок в зависимости от времени реализации товара (услуги)).

Ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка) – продажа единицы товара (услуги) по разным ценам на различных сегментах рынка. Сегментация или разделение рынка на отдельные подгруппы покупателей, каждая со своими особыми характеристиками спроса, позволяет фирмам проводить стратегию дифференциации продукта чтобы удовлетворить потребности различных групп покупателей, увеличивая возможности сбыта своей продукции. В этом случае предельный доход (МR) на каждом сегменте рынка одинаков, и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам (МС) на весь объем выпуска.

Излишек производителя – разница между рыночной ценой единицы товара и тем минимумом, который производители готовы за него получить; это разница между его выручкой и суммарными переменными издержками. Графически это площадь фигуры, образуемой слева от точки равновесия кривой предложения, горизонталью рыночной цены и вертикальной осью.

Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта в краткосрочный период – соответствует рынку чистой монополии, так как фирма в своем сегменте выступает как монополист, т. е. P > MR = MC < AC.

Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта в долгосрочный период – соответствует рынку совершенной конкуренции, т. к. под влиянием монопольных цен в данный сегмент стремятся новые фирмы с аналогичным продуктом, т. е. P = MR = MC = AC.

Равновесие фирмы в условиях олигополии – обеспечение устойчивости цен и объемов выпуска каждым олгиполистом. Это объясняется моделью лидерства в ценах, моделью ломаной кривой спроса и моделью Курно.

Модель лидерства в ценах – описывает действие фирм, не состоящих в тайном сговоре и действующих самостоятельно. Цены устанавливает лидер как самая крупная фирма. Он устанавливает уровень цены, устраивающий не только его, но и остальных участников рынка. В противном случае возможны изнурительные ценовые войны, от которых проигрывают все.

Модель Курно – описывает действия дуополистов, производящих однородный продукт, принимающих решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга; каждая фирма предполагает выпуск конкурента постоянным, им известна кривая рыночного спроса. Фирма снижает цену ради увеличения продаж, пока выигрыш от увеличении доли рынка перекрывает потери от снижения цены. Когда достигается точка единичной ценовой эластичности, снижение цены делается бессмысленным для обеих фирм. В результате оба участника рынка делят рынок меду собой, сохраняя масштабы производства и уровень цен. Предложена в 1838 г. французским математиком, экономистом Антуаном Огюстеном Курно (1801–1877).

Темы докладов:

1. Трансакционные издержки: их классификации и соотношение с издержками обращения.

2. Поведение фирмы в условиях неопределенности рынка.

3. Факторы роста прибыли фирмы.

4. Формирование цены в условиях монополии и олигополии.

5. Структура затрат на рабочую силу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: