Двусторонний подход к ценности экономических благ
Понятию ценности хозяйственных благ российские ученые придавали первостепенное значение, так как «основанию», на котором
«утверждается экономия политическая»[38].
Такой подход родоначальников отечественной политэкономии стал и до сих пор является отправным пунктом российской академической экономической науки: «То или иное решение проблемы стоимости (ценности. - В.П.), - писал А.С.Мендельсон. - предопределяет собою ответ на все остальные проблемы теоретической экономии»[39]. Я.А.Певзнер отмечал: «Вся ее (политэкономии - В.П.) история являет собой столкновение разных подходов к вопросу о закономерностях, лежащих в основе измерения ценности товаров и услуг»[40]. «Характеризуя многовековую историю размышлений о феномене стоимости (ценности), представляется правомерным признание статуса теории стоимости на всем протяжении развития экономической науки не просто особенным, а основополагающим»[41].
Аналогичную позицию занимала и занимает зарубежная экономическая наука: «Теория ценности является исходной точкой экономического анализа», она служит «фактическим основанием всех экономических теорий»[42]. «Концепция стоимости (ценности. - В. П.) является неотъемлемым теоретическим инструментом для любого экономиста, независимо признается это или нет»[43].
|
|
При разработке проблем ценности Шлёцер, Шторх, Балугьянский, Бекетов, Вирст, Стройновский и другие авторы проявляли большую самостоятельность и оригинальность мышления, уточняя идеи официально признанных авторитетов мировой экономической мысли. Так, анализируя экономическое учение Смита, Шторх писал: «Смит бесконечно выше экономистов (т. е. физиократов. – В.П.). Но когда дело идет об указании происхождения цены товаров, философ этот по примеру экономистов незаметно приходит к убеждению, что та же причина, которая обусловливает существование вещественных предметов, служит источником и мерою их ценности»[44], недооценивая условий рыночного спроса и предложения, влияющих на величину ценности товара.
Таким образом, Шторх критиковал подход к ценности товаров Смита, связывавшего ее образование только с з атратами факторов производства, предложением товаров и недооценивавшего спроса на них, их полезные качества для потребителей. Такую же позицию занимал и Шлёцер: «ценение всякого имущества в своем первом начале основывается единственно на способности удовлетворять потребностям человека»[45]. Второе начало «ценения», оценки вещи он связывал с «количеством производящих сил, употребленных для произведения оной вещи»[46]; «производящие силы», по Шлёцеру, «состоят частию из употребления работы (т.е. труда. – В.П.), частию из употребления капитала»[47].
|
|
Как видно, задолго до Дж. Ст. Милля, справедливо уподобившего процесс ценообразования одновременно разрезающим лист бумаги «двум лезвиям ножниц» (где роль «лезвий» играют спрос на товар и его предложение, основывающиеся на полезности товара и издержках его производства) и А. Маршалла, углубившего и развившего взгляды Дж.Ст.Милля[48], - отечественные экономисты еще в первой четверти ХIХ века объективно подходили к ценности – цене товара. Именно такой подход к рассматриваемой проблеме[49] является общепризнанным в современной экономической теории.
Остановимся несколько подробнее на данной проблеме, диалектического решения которой остро недоставало в период господства в российской политэкономии советского периода смитианско-марксистских односторонних представлений. Это позволит объективно оценить заслуги основоположников российской политэкономии в области методологии ценообразования, а следовательно, в значительной мере и всей экономической науки.
Концепция полезности благ
Отправным пунктом исследования российскими экономистами
первой четверти ХIХ в. ценности товара являлась оценка его полезности. «Для создания ценности нужны три обстоятельства:
1) чтобы человек чувствовал или сознавал потребность;
2) чтобы существовал предмет, годный для удовлетворения этой потребности и
3) чтобы суждение признало полезность предмета».
Поэтому ценность предметов состоит прежде всего «в их пользе, признанной лицами, которые употребляют их для удовлетворения потребностей»[50].
Следовательно, по Шторху, «ценность рождается из потребностей человека и из годности предметов,...суждению представляется открывать отношение, существующее между этими двумя элементами,... большая часть предметов имеет ценность лишь потому, что они удовлетворяют потребностям, вызванным мнением».
Шторх подчеркивал, что ценность товаров зависит в первую очередь не «от мнения продавца, а от мнения покупателя. Например, как бы ни предлагались книгопродавцами книги в деревне, где никто не умеет читать, – они не имели бы меновой ценности, потому что никто бы их не требовал. Таким образом, запрос устанавливает ценность предметов и для их сбыта нужно, чтобы нашлись лица, которые признали бы в них ценность; кто же захочет приобрести вещь бесполезную?». Как видно, данная сторона отношения между потребителем и продавцом связывалась с понятием «спроса».
Теория стоимости, или издержек производства товара
Осуществляя двухкритериальный подход к ценности товаров, российские экономисты указывали и на «второе начало», лежащее в основе их оценки, – это затраты факторов производства, с которыми «сообразуется» потребитель, желающий приобрести данную вещь. «Если какой-нибудь предмет стоил нам больших усилий, то мы ценим его дороже; ясно, что здесь мы ценим наш труд, а следовательно, наше время, нашу жизнь. Это придает новое свойство вещи – стоимость. Стоимость равна массе усилий, употребленных для образования годности в предмете»[51].
Теория стоимости, или издержек производства, как составная часть учения о ценности, подразделялась на относительно самостоятельные концепции, раскрывавшие сущность и функциональную роль каждого фактора производства в процессе создания и реализации товаров в их натурально-вещественной и денежной формах. Эта сторона отношений между производителем и потребителем характеризовалась категорией «предложение» товаров. Экономисты показывали обратно пропорциональную зависимость между предложением товаров и их ценностью-ценой.
В отличие от зарубежной классической политэкономии, в российской экономической науке уже на этапе ее формирования был выработан научный подход к делению труда на производительный и непроизводительный. Если Смит, Рикардо, Мальтус, Маркс и другие считали производительным труд занятых только в материальном производстве, то первые профессиональные российские экономисты исследовали эту проблему объективнее.
|
|
К производительному труду они относили деятельность человека, занятого в любой сфере общественно полезным трудом, значимость которого выявляется на рынке: «труд, равно как и природа, по политико-экономическим понятиям, производительны настолько, насколько они доставляют ценность. Поэтому работник, чтобы сделать производство свое производительным, должен сообразовываться с мнением потребителя»[52], – касается это продукта материального производства или услуги врача, учителя, работника правосудия, военнослужащего и т. п.
В российской политэкономии с самого начала ее существования важное место занимала концепция капитала, под которым понимались: «запас для воспользования», или «собранный запас имуществ», для дальнейшего производства (Шлёцер); «накопленные богатства, назначенные для промышленного потребления, т. е. для производства» (Шторх); «накопленный избыток» жизненных средств (Балугьянский).
В качестве относительно самостоятельной производительной силы рассматривалась и земля, которая, имеет «производительную силу» и «способствует производству чрезвычайно полезным образом».[53]
Уделялось внимание и такому фактору производства, как предпринимательство, не являющемуся, следовательно, открытием ХХ века. «Хозяйство, - отмечал Шторх, - составляет как бы известную фабрику для произведения благосостояния, в которой один класс представляет предпринимателей, другие – различного рода деятелей, которые все имеют свое определенное значение и приносят своего рода плоды»[54]. Источник предпринимательства – «знания, способности, опытность и труд человека», - указывал Шторх в главе XIII 3-ей книги своего сочинения.
|
|
Деятельность каждого из названных четырех факторов, «если только она имеет в виду общую пользу и определена рационально, т.е. не мешает и не противодействует деятельности другого, производительна в смысле достижения цели»[55], т. е. способствует созданию экономической ценности и прибыли.