Термин «Хозяйственный механизм» широко использовался при анализе процессов развития социалистической экономики.(Полтерович?). Однако, но мой взгляд, его с успехом можно применять и в современных условиях.
К основным составляющим хозяйственного механизма как системы управления относятся: организационная структура, механизмы планирования и стимулирования, правовые нормы.
1. Организационная структура:
перечень элементов (субъектов) управления в системе;
общий список управляющих параметров и распределение их по элементам;
приоритеты и уровни ответственности;
информационная структура - потоки информации, необходимые для принятия решения.
2. Механизм планирования - порядок разработки, доведения и согласования планов, в том числе:
система планируемых показателей;
совокупность рациональных форм и способов производственно-экономической деятельности (оптимизация расхода ресурсов, планирование под заказ, критерии отбора инвестиционных проектов и т.д.) Выбор системы планируемых показателей должен обеспечивать "сквозной" характер, т.е. показатели всех элементов системы снизу доверху должны быть однотипны. Система планирования (оперативного, среднесрочного и стратегического) должна способствовать повышению эффективного совместного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
|
|
3. Механизм контроля и стимулирования (согласования) интересов:
система критериев оценки деятельности элементов и всей системы в целом;
механизмы согласования выбранных критериев (порядок образования и распределения средств фондов, расчетные цены и тарифы, механизм финансирования общих проектов и т.д.);
механизмы, согласующие процесс оптимизации выбранных критериев с социально-экономическими потребностями и интересами субъектов и социальных групп, участвующих и/или заинтересованных в результатах функционирования системы. К интересам субъектов различного уровня можно отнести выполнение государственных заказов, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, дивиденды акционеров, оплата работников и т.д.
Механизмы согласования интересов являются стержнем устойчивой работы социально-экономической системы. Разработка их очень сложна и требует применения оригинальных теоретико-игровых моделей и методов.
4. Правовые нормы, регулирующие производственно-экономическую деятельность:
налоговое и др. законодательство;
внутрихозяйственные нормативные акты;
нормативы экологии и штрафы за их нарушения;
законодательно закрепленные договоренности, в том числе и международные.