Роль информированности

Покажем на примерах как наличие информации влияет на выбор решения и соответственно на ожидаемый результат.

Пример 1: Информация о выборе партнера

Рассмотрим антагонистическую игру: .

Пусть первый игрок не имеет информации о выборе второго игрока х2 до своего выбора управления х1.

Тогда его оптимальный (максимально гарантированный результат – МГР) равен:

Пусть теперь первый игрок будет иметь информацию о выборе вторым игроком.

Тогда игрок 1 может использовать абсолютно оптимальную стратегию , такую что при любых .

В этом случае оптимальный (МГР) результат игрока1 равен:

Всегда верно неравенство: ,

.

Приведем пример когда :

Пусть функция выигрыша первого игрока имеет вид: , , i=1,2

В этом случае, не имея информации о выборе игрок 1 (ожидая выбора ) может рассчитывать только на глобальный минимум:

Пусть теперь игрок 1 будет знать до выбора . Построим абсолютно оптимальную стратегию игрока 1:

Рис.1.

Итак,

=

Функция

имеет вид (см. рис. 2):

Рис.2.

Тогда оптимальный ответ второго игрока:

Что дает первому игроку:

=

Таким образом, получение своевременной информации о выборе партнера (противника) может дать ощутимый выигрыш.

Пример 2: Роль информации о правиле поведения (о принципе оптимальности) партнера.

Рассмотрим игру: . Предположим, что первый игрок знает, что игрок 2 осторожен, т.е. придерживается принципа максимального гарантированного результата, а, следовательно, выбирает из множества :

, если

Заметим, что осторожность игрока 2 может обуславливаться отсутствием у него информации о правиле поведения (функции выигрыша) игрока 1.

Итак, если игрок 1 не знает правило поведения игрока 2, то его оптимальный (МГР) результат равен:

Если же игрок 1 знает отмеченное выше правило поведения игрока 2, то его оптимальный выигрыш оценивается величиной:

Так как , то всегда

Замечание: Знать правило поведения (принцип оптимальности) это значит знать функцию , множество и принцип выбора (в данном случае МГР).

Покажем, что возможно строгое неравенство .

Пусть, например, функции выигрышей имеют вид:

, i=1,2

Тогда имеем:

,

,


Итак, дополнительная информация – информация о правиле поведения партнера дает дополнительный выигрыш.

Замечание: При моделировании конфликтных ситуаций всегда нужно фиксировать информированность, например, игрока 1 о параметрах модели, описывающих игрока 2: и т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: