Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства. Автоматические стабилизаторы

Финансы – это отношение по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой; самими юридическими лицами; отдельными государствами. Система этих отношений получила название финансовой системы. Она включает следующие сферы:

  • государственные финансы, основу которых составляют бюджеты различных уровней;
  • валютные резервы государства;
  • частичные фонды имущественного и личного страхования;
  • денежные фонды предприятия, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур.

Система государственных финансов – главное средство воздействия государства на развитие страны в условиях рыночной экономики. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП. Государственные финансы состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. Федеральный бюджет – это главный закон экономической жизни, страны, в котором фиксируются не только доходы и расходы казны, но и все главные параметры экономического развития. Поэтому он должен рассматриваться, как главный инструмент, объединяющий все звенья финансовой системы Российской Федерации.

К важнейшим функциям федерального бюджета страны относятся:

  • аккумуляция финансовых ресурсов в целях распределения и перераспределения между отраслями, сферами, регионами и т.п.;
  • повышение уровня жизни населения и его социальной защиты;
  • обеспечение соответствующих темпов экономического роста, удовлетворяющих потребностям социально-экономического развития страны в конкретном периоде;
  • обеспечение содержания институтов государства, реализующих его функции.

Формирование бюджетов связанно со сбором налогов – обязательных платежей государству. Классификация налогов осуществляется в зависимости от:

  • субъектов налогообложения (налоги с физических и юридических лиц);
  • объектов налогообложения (прямые и косвенные налоги);
  • экономического воздействия на уровень доходов (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные);
  • уровня бюджета (федеральные, региональные, муниципальные).

Основными функциями налогов являются фискальная, регулирующая и социальная.

Если государственные расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит. Общая сумма накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет составляет государственный долг. Долг своему населению называется внутренним долгом. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Внешний долг (долг иностранным государствам, организациям и лицам) ложится на страну наибольшим бременем, так как его необходимо возвращать в первую очередь. Способы покрытия бюджетного дефицита:

1. Выпуск государственных займов.

2. Усиление налогообложения.

3. Сокращение государственных расходов.

4. Монетизация бюджетного дефицита посредством сеньеража. Сеньераж – доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег.

5. Внешние заимствования.

Существуют различные подходы к проблеме регулирования бюджета. Одни экономисты считают, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, но это может быть осложнено циклическим развитием экономики. Другие выступают за функциональное финансирование, т. е. основная цель федеральных финансов – стабилизация экономики, а наличие дефицита имеет второстепенное значение. Третьи – сторонники циклически балансируемого бюджета – доказывают, что бюджет может выступать инструментом антициклической политики. Дефицит допускается на фазах спада и депрессии, а на фазе подъема при повышении налогов и сокращении правительственных расходов может возникнуть положительное сальдо бюджета.

Бюджетно-налоговая политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.

Различают пассивную и активную бюджетно-налоговую политику, последняя отражает кейнсианский подход к макроэкономическому регулированию. В рамках кейнсианского подхода бюджетно-налоговая политика рассматривается как наиболее действенный инструмент государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. В зависимости от механизмов воздействия бюджетно-налоговую политику подразделяют на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика проводится по усмотрению правительства, на основе его решений и осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Это приводит к увеличению совокупных расходов на рынке и стимулирует рост совокупного спроса, а, следовательно, производство ВВП. Соответственно снижение государственных расходов будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного уровня ВВП.

В зависимости от стадии экономического цикла дискреционная бюджетно-налоговая политика может носить экспансионистский, нейтральный или рестриктивный характер. Для стимулирования объема производства, увеличения занятости государство проводит стимулирующую политику. В ситуации экономического бума или высокой инфляции – сдерживающую политику. Применение инструментов бюджетно-налоговой политики представлено в Таблице 10.

Таблица 10

Сравнительная характеристика стимулирующей и сдерживающей бюджетно-налоговой политики

Инструмент регулирования Стимулирующая политика Сдерживающая политика
Налоговая ставка Снижает Повышает
Государственные расходы Повышает Снижает

Недискреционная бюджетно-налоговая политика построена на автоматических стабилизаторах, которые смягчают колебания ВВП. Наиболее важными автоматическими стабилизаторами считаются подоходный налог и пособие по безработице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: