Обычно под «социальной политикой» понимают политику, проводимую государством, однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и отдельные предприятия. Социально ответственной можно считать компанию (корпорацию), которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы.
28 октября 2010 г. был опубликован Международный стандарт ИСО (ISO)[12] 26000 «Руководство по социальной ответственности», который был подготовлен с участием более 400 экспертов и около 200 наблюдателей из 94 стран-членов ИСО.
Эксперты представляли различные группы заинтересованных сторон, среди которых: потребители; представители государства; предприниматели; профсоюзы; неправительственные организации; организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности.
Принципами социальной ответственности являются: подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона, международных норм поведения и прав человека.
|
|
К основным аспектам социальной ответственности относятся:
- права человека,
- трудовые отношения,
- окружающая среда,
- добросовестное деловое взаимодействие,
- проблемы, связанные с потребителями,
- участие в жизни сообществ и их развитие.
Государственные организации могут по желанию использовать этот Международный Стандарт. Он, однако, не предназначен для того, чтобы заменить, изменить или каким-либо образом поменять обязательства государства.
Наиболее ярким проявлением социальной ответственности бизнеса является благотворительная деятельность (разовые пожертвования, адресная поддержка, благотворительные акции). Она сохраняет свое значение и в настоящее время. При наличии целого ряда благотворительных программ компания может принять решение о создании собственного благотворительного фонда, разделив, таким образом, профессиональную коммерческую и профессиональную благотворительную деятельность.
В каждой стране корпоративная социальная ответственность имеет свои характерные особенности. В США и Канаде она часто сводится к корпоративной филантропии и социальному маркетингу. В Китае у бизнеса в приоритете здоровье и безопасность сотрудников, в Индии – благотворительность и минимизация последствий плохой общественной инфраструктуры, в Австралии – решение экологических проблем.
Проект национального стандарта ГОСТ Р ИСО 26000 разработан и в России и в декабре 2011 г. представлен в Росстандарт для принятия.
|
|
Однако пока Россия занимает предпоследнее место в рейтинге стран, применяющих на практике принципы корпоративной социальной ответственности.[13] Хуже, чем в России, дела обстоят только в Турции, которая и замыкает рейтинг. Большая часть населения по-прежнему враждебно относится к бизнес-сообществу, его социальная, (в том числе благотворительная) и экологическая деятельность воспринимается как PR и реклама. Это происходит на фоне нестабильной экономической и политической ситуации в стране и способствует её обострению. Между тем, корпоративная социальная ответственность и социальное партнёрство могут стать одной из основ стабильности, гармонизации общественных интересов, смягчения противоречий.
Вывод: социальная политика государства и социальная ответственность бизнеса позволяют смягчить внешние эффекты рынка. Факторное распределение доходов дополняется участием государства в их перераспределении, что приводит к уменьшению степени дифференциации доходов населения.
БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:
Коэффициент фондов – отношение доли дохода 10% наиболее богатого к доли дохода 10% наименее обеспеченного населения страны.
Коэффициент Джини – индекс концентрации доходов, характеризует степень неравенства распределения доходов населения.
Кривая Лоренца – графическая модель, каждая точка которой показывает, какую долю совокупного дохода имеет та или иная доля семей с определенным уровнем дохода.
Социальная ответственность – ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения.
Социальная политика государства (в узком смысле слова) – действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных индивидов и групп общества.
Социальная политика государства (в широком смысле слова) – действия правительства, направленные на обеспечение стабильности общества, развитие отраслей социальной сферы, поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости.
Черта бедности – уровень дохода, который необходим для того, чтобы поддержать прожиточный минимум.