Социальная ответственность бизнеса

Обычно под «социальной политикой» понимают политику, проводимую государством, однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и отдельные предприятия. Социально ответственной можно считать компанию (корпорацию), которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы.

28 октября 2010 г. был опубликован Международный стандарт ИСО (ISO)[12] 26000 «Руководство по социальной ответственности», который был подготовлен с участием более 400 экспертов и около 200 наблюдателей из 94 стран-членов ИСО.

Эксперты представляли различные группы заинтересованных сторон, среди которых: потребители; представители государства; предприниматели; профсоюзы; неправительственные организации; организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности.

Принципами социальной ответственности являются: подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона, международных норм поведения и прав человека.

К основным аспектам социальной ответственности относятся:

  • права человека,
  • трудовые отношения,
  • окружающая среда,
  • добросовестное деловое взаимодействие,
  • проблемы, связанные с потребителями,
  • участие в жизни сообществ и их развитие.

Государственные организации могут по желанию использовать этот Международный Стандарт. Он, однако, не предназначен для того, чтобы заменить, изменить или каким-либо образом поменять обязательства государства.

Наиболее ярким проявлением социальной ответственности бизнеса является благотворительная деятельность (разовые пожертвования, адресная поддержка, благотворительные акции). Она сохраняет свое значение и в настоящее время. При наличии целого ряда благотворительных программ компания может принять решение о создании собственного благотворительного фонда, разделив, таким образом, профессиональную коммерческую и профессиональную благотворительную деятельность.

В каждой стране корпоративная социальная ответственность имеет свои характерные особенности. В США и Канаде она часто сводится к корпоративной филантропии и социальному маркетингу. В Китае у бизнеса в приоритете здоровье и безопасность сотрудников, в Индии – благотворительность и минимизация последствий плохой общественной инфраструктуры, в Австралии – решение экологических проблем.

Проект национального стандарта ГОСТ Р ИСО 26000 разработан и в России и в декабре 2011 г. представлен в Росстандарт для принятия.

Однако пока Россия занимает предпоследнее место в рейтинге стран, применяющих на практике принципы корпоративной социальной ответственности.[13] Хуже, чем в России, дела обстоят только в Турции, которая и замыкает рейтинг. Большая часть населения по-прежнему враждебно относится к бизнес-сообществу, его социальная, (в том числе благотворительная) и экологическая деятельность воспринимается как PR и реклама. Это происходит на фоне нестабильной экономической и политической ситуации в стране и способствует её обострению. Между тем, корпоративная социальная ответственность и социальное партнёрство могут стать одной из основ стабильности, гармонизации общественных интересов, смягчения противоречий.

Вывод: социальная политика государства и социальная ответственность бизнеса позволяют смягчить внешние эффекты рынка. Факторное распределение доходов дополняется участием государства в их перераспределении, что приводит к уменьшению степени дифференциации доходов населения.

БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

Коэффициент фондов – отношение доли дохода 10% наиболее богатого к доли дохода 10% наименее обеспеченного населения страны.

Коэффициент Джини – индекс концентрации доходов, характеризует степень неравенства распределения доходов населения.

Кривая Лоренца – графическая модель, каждая точка которой показывает, какую долю совокупного дохода имеет та или иная доля семей с определенным уровнем дохода.

Социальная ответственность – ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения.

Социальная политика государства (в узком смысле слова) – действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных индивидов и групп общества.

Социальная политика государства (в широком смысле слова) – действия правительства, направленные на обеспечение стабильности общества, развитие отраслей социальной сферы, поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости.

Черта бедности – уровень дохода, который необходим для того, чтобы поддержать прожиточный минимум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: