Традиционные методы принятия плановых решений

Метод творчества в обосновании плановых ре­шений занимает наиболее важное место. Однако в теории управления процесс творчества на­именее изучен. Его обычно связывают с личност­ными характерис­тиками менеджера: его представлениями о цен­ностях; самосозна­нием; жизненной позицией; отноше­нием к риску; ролью личностных мотивов; авторитетом; уровнем образования и твор­ческим потенциалом. Эффективность плана определяется не столько наличием отдельных признаков и уров­нем личных качеств плановика сколько его интуи­цией, новаторством, изобретательностью, опытом, способностью к творчеству. Поэто­му представляется целесообразным уделить внимание творчеству при рассмотрении методов обос­нования плановых ре­шений.

Встречающиеся в литературе определения термина «твор­чест­во» отражают множество различных точек зрения. Нас будет инте­ресовать связь творчества с процес­сом планирования, который можно оп­ределить как способность плановика разрабатывать и применять новые решения, выходить за привычный образ мыслей и вопло­щать в плане оригинальные идеи.

Следует обратить внимание на одно обстоятельство, со­держа­щееся в данном определении. Необходимо различать идеи, вопло­щенные в плане, и идеи, реализованные на практике. Идеи сами по себе, если они не воплощаются в действительности по намечен­ному плану, не являются производительными. Дж. Стейнер по этому по­воду пишет: «Дорога от ценной идеи до воплощения ее в конеч­ный коммерческий продукт и прибыль длинна и опасна, и твор­чество может и должно охваты­вать весь этот путь». В этом смысле творчество является главной предпосылкой успеха пред­приятия.

Многие специалисты по управлению считают, что единст­вен­ная возможность сохранить жизнеспособность предприятия зак­лючается в создании условий для творчества. Организации, у кото­рых процесс производства и управления жестко регламенти­рован, а условия для творчества ограничены, считаются недоста­точно гибкими и, как правило, не выдерживают темпов конку­рентной борьбы. В то же время опыт многих фирм показывает, что стиму­лирование творческой активности работников вообще и планови­ков в частности в направлении снижения затрат, повы­шения каче­ства продукции весьма эффективно сказывается на увеличении прибыли.

Проведенные исследования показывают, что структура про­цесса творчества схожа со структурой процесса реше­ния проблемы. Несмотря на некоторые различия можно выделить сле­дующие этапы: подготовка и изучение про­блемы; получение идей и сбор данных; накопление гипотез и аль­тернатив; временное прекращение работы над проблемой, в про­цессе которого человек ждет озарения, думая о других вещах; синтез, то есть соединение всех частей проблемы воедино; четкое формулирование идей; проверка путем эксперимента. Однако в процессе творчества редко можно выделить четко очерченные стадии. Поэтому такая структура носит больше умо­зрительный, чем рабочий характер. Чаще процесс творчества определяется длительными задержками, состоянием покоя, а затем резкими, непредвиденными рывками вперед.

Огромную роль в этом процессе играют предчувствие и интуи­ция, которые не тождественны творчеству, а являются его состав­ными частями и могут его стимулировать.

Предчувствие — это сильное, неосознанное ощущение того, что нечто произойдет или может произойти; предугадыва­ние, ос­нованное на здравом смысле.

Интуиция — это способность к знанию или знание, полу­чен­ное без логического рассуждения, без помощи умозаключе­ний. Это мышление в спешке, врожденное инстинктное знание. Уста­новлено, что интуиция отличается от обдуманного сужде­ния или проницательности.

Проницательность означает способность видеть внутрен­ний характер явления, понимать подлинную природу вещей или распо­знавать скрытую истину путем абстрактного видения или интуи­тивного понимания.

С творчеством тесно связано новаторство и изобретатель­ст­во. Ко­гда говорят об изобретательстве, то обычно имеют в виду, что чело­век что-то придумал, создал, изобрел. Новаторство же заключается в нахождении возможно­сти применения нового на практике. Один япон­ский бизнес­мен на вопрос о причинах успеха своей фирмы отве­тил, что специалисты его компании замечают в чужих изобрете­ниях такие свойства, которых не видят сами изобретатели, «приправляют» их оригинальными идеями и делают продукты, пользующие­ся спросом.

Люди должны иметь определенные склонности к творче­ской работе. Следующие характе­ристики могут быть полезны при оценке способностей спе­циалиста-плановика к твор­честву: быстрота мышления; гибкость мышления; оригинальность; тяготе­ние к сложному; независимость суждения; импульсивность и т.п.

Метод адаптивного поиска основан на личном знании вопроса. Строго го­воря, дан­ное обстоятельство относится скорее к требованиям, ко­торые предъявляются к плановым работникам, чем к методам. С течени­ем времени большое число решений повторяется в работе плано­вика. Прошлые реше­ния становятся шаблоном при реализации текущих задач. В плановой работе много решений принимается на основе интуиции. При пристальном рассмотрении оказывается, что это старый опыт, сформулированный приме­нительно к новым условиям. Однако он не всегда является хорошим средством в плани­ровании. Во-первых, проблема может быть той же самой, но текущие условия могут отличаться от условий в прошлом. В результате решение может привести к со­вершенно другим последствиям. Во-вторых, плановик может забыть, как он решал аналогич­ную проблему в прошлом, и не осознавать этого, что может при­вести к ошибочным решениям. В-третьих, отрицательные результаты, полученные в про­шлом, могут негативно сказаться на действиях плановика, напри­мер вызвать чувство страха, сковывающего инициативу.

Общее знание проблемы позволяет четко сформулировать ее в процессе поиска планового решения. Иногда данную процеду­ру, с учетом ее важности при обосновании плановых решений, рассматривают как самостоятельный метод, поскольку коррект­ное решение проблемы невозможно, если она была неверно сфор­мулирована. Четкая постановка проблемы, в свою очередь, стимулирует адаптивный поиск путей ее решения на основе пос­троения различных качественных моделей, имитирующих пла­нируемое явление, например схем, диаграмм, изображающих ин­формационные и материальные потоки и т.п. Следует добавить, что такие несложные модели стали прототипами многих новых экономико-математических методов.

Метод бухгалтерского учета в планировании рассматривается как один из источников данных, позволяющих сформировать ин­формационную базу. Очевидно, что система такого учета является не столько источником данных, сколько хорошей моделью, отражающей с достаточной простотой всю деятельность предприятия. Хотя большая часть данных в этой системе имеет денежное выражение, в ней существуют натуральные показатели, позволяющие оценить результативность плановых ре­шений, принятых в предшествующих периодах.

Ценность бухгалтерского учета для планирования определя­ется тем, что он прекрасно представляет результаты деятельнос­ти предприятия. Например, с его помощью можно увидеть финансовое положение фирмы на текущий мо­мент времени. На основе данных о движении денежных средств легко прогнозировать все основные источники и направления их расходования.

Наиболее важные показатели, с помощью которых планируется стратегия деятельности фирмы, получаемые из данных бух­галтерского учета, можно свести в четыре группы:

-показатели платежеспособности;

-источники формирования средств;

-использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной дея­тельности;

-рентабельность.

Метод предельного анализа позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Ес­ли получение прибыли является основной целью предприятия, то предельный анализ — важный метод ее достижения. При планировании на предприятии он может быть использован различными путями, например, для установления цен на продук­цию (услуги), для определения объемов производства и т. д.

Методом предельного анализа, к примеру, можно сравнить затраты на наем дополнительного коммивояжера с той пользой, которую он может принести компании.

Одним из вариантов метода предельного анализа является так называемая точка безубыточности, характеризующая объем про­даж, при котором выручка от реализации продукции (В) совпадает с издержками производства (И).

 
 

 

Стоимостные показатели, тыс. р.

В

И

Ипс

0 Объем реализации, шт.

При определении этого показателя принимается, что издерж­ки на производство продукции могут быть разделены на услов­но-постоянные (Ипс) и условно-переменные (Ипр) (на единицу продукции). -

Выручка от реализации продукции (В) определяется произве­дением количества единицы продукции (К) на цену единицы продукции (Ц):

В = К ? Ц.

Совокупные текущие расходы (И) составляют:

И = Ипс + Ипр ? К.

Под точкой безубыточности понимается такое соотношение показателей, когда разность между всеми доходами и расходами равна нулю, то есть В = И.

Подставив соответствующие значения в это равенство, получим:

К ? Ц = Ипс + Ипр ? К.

Количество единиц реализованной продукции, необходимое для достижения точки безубыточности, будет равно

При расчете планируемых показателей необходимо следить за тем, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее (надежнее) план.

Метод нормы прибыли на вложенный капитал (НВК) применяется практически во всех компаниях при планировании В его основе лежит простой расчет, пока­зывающий связь между доходами предприятия и его капиталом. НВК является важным инструментом планирования затрат. С помощью такого критерия можно определить целесообраз­ность капитальных вложений в различные мероприятия, напри­мер в постройку нового здания, покупку станка или на найм талантливого инженера. В то же время НВК служит важной мерой оценки эффективности про­шлых плановых решений. Вследствие своей простоты норма прибыли стала показателем эффективности управления как фирмой в целом, так и ее отдельными структурными подразделениями, особенно в современных условиях.

Среднегодовая норма прибыли на вложенный капитал рассчитывается как:

,

где Дс — среднегодовой доход (прибыль) от применения ме­роприятия, р.;

Кп — первоначальные капиталовложения, р.

Преимущества НВК:

• соответствует в большей степени главной цели деятельнос­ти предприятия (получению прибыли);

• является хорошим мерилом эффективности использования капитала;

• дает конкретный норматив, используемый в планировании;

• может применяться для контроля;

• позволяет четко сформулировать задачи для менеджеров предприятия и его отделений;

• не связан с изменениями объема продаж.

Недостатки НВК:

• не является всеобъемлющим (универсальным) при оценке различных вариантов капитальных вложений;

• не учитывает влияние других ресурсов, кроме капитальных;

• не стимулирует эффективность работы подразделений пред­приятия;

• не стимулирует долго­срочное планирование. Отдавая предпочтение краткосрочным планам, управ­ляющий может сократить товарные запасы, не заменять устарев­шее оборудование, отменить программы переподготовки кадров и тем самым создать предпосылки для банкротства предприятия.

Разновидности метода:

• расчет нормы прибыли на используемый капитал (НИК);

• расчет нормы прибыли на собственный или акционерный ка­питал (НСК).

В практике планирования НВК чаще всего приме­няется при определении целесообразности реализации различных инновационных мероприятий, НИК является показателем деятель­ности предприятия, а НСК характеризует финансовые результаты работы.

Например, НИК широко применяется для оценки деятельности менеджеров отделений компаний, поскольку основное внимание управляющих сосредоточено на используемых фондах, а не толь­ко на акционерном капитале. При таком подходе НИК служит сти­мулом к увеличению объема реализации и снижению издержек, что не всегда имеет место при использовании НСК.

Применение НСК эффективно в тех случаях, когда необходимо учитывать интересы владельцев акций.

Ни один из перечисленных показателей не является достаточ­ным для обоснования в плане того или иного мероприятия. Каж­дый из них имеет свои достоинства и недостатки и должен приме­няться в сочетании с другими показателями. Только в таком случае он может стать инструментом планирования, контроля и оценки хозяйственной деятельности предприятия.

Основным недостатком описанных выше методов расчета НВК является то, что при их использовании не учитываются изменения стоимости денежных доходов и затрат в течение периода ре­ализации планируемого мероприятия. Поэтому важным дополне­нием к расчету НВК является метод дисконтирования дохода, то есть приведение его к моменту осуществления капиталовложений по формуле

,

где Дд—приведенный (дисконтированный) доход, тыс. р.; Дг — ежегодный доход от капитальных вложений, рассчитанный на мо­мент их осуществления, тыс. р.; Кд — коэффициент дисконтирова­ния; t — порядковый номер года приведения (проектного года).

Чем выше дисконтированный доход при сос­тавлении плана, тем предпочтительнее данное мероприятие. Если имеются альтернативные варианты решения какой-то хозяйствен­ной задачи, то в план целесообразно включать вариант с макси­мальной положительной разностью между суммой приведенного дохода и первоначальным вложением.

Девиз дисконтирования: «Рубль, заработанный сегодня, доро­же рубля, заработанного завтра».

Основным показателем дисконтирования является норма дис­конта (Нд) — условный процент по альтернативным инвестициям. При ее расчете может быть применено несколько методов.

В первом методе Нд принимается равной ставке банковского депозита, как наиболее безопасной форме инвестиций. Следует иметь в виду, что при норме дисконта, равной 30 %, чистая дисконтированная стоимость производственного проекта окажется ниже нуля. Поэтому для стран с высокими ставками банковских депо­зитов целесообразно применять второй и третий методы.

Второй метод предусматривает, что Нд считается равной процентной ставке по кредиту.

При третьем методе норма дисконта принимается равной поро­говой норме рентабельности по отрасли (в отраслях, которые по своей специфике не могут обеспечить высокую доходность, напри­мер, общественный транспорт, социальная сфера).

Норма дисконта служит для расчета коэффициента дис­контирования (Кд) в формуле:

Об эффективности конкретного мероприятия можно судить по чистой дисконтированной стоимости.

Чистая дисконтированная стоимость (ЧДС) мероприятия рас­считывается по формуле:

ЧДС = И+(ДД1Д2Д3+…+ДДt),

где И — инвестиции; ДД — приведенный дисконтированный доход за каждый про­ектный год, тыс. p.; t — номер проектного года.

Внутренняя норма доходности (ВНД) проекта — это ставка дисконта, при которой ЧДС проекта равна нулю. В процессе планирования данный показатель может быть рассчитан путем простого перебора норм дисконта и расчета ЧДС для каждой нормы.

Для большинства производственных проектов показатель ВНД может составлять от 5 до 20 % при нормальной доходности и устой­чивости проекта. Если ВНД превышает эти показатели, то в ходе пла­нирования необходимо обратить внимание на объективность оценки затрат, правильность расчета цен и объемов продаж.

Аналогично доходам приводятся затраты, которые предпола­гается осуществлять в планируемые периоды. Этот процесс полу­чил название компаундинга. Если дисконтирование доходов уменьшает их номинальную величину, то компаундинг капиталь­ных вложений увеличивает их. Это позволяет привести в плане к одному периоду времени как поступления доходов, так и денеж­ные затраты.

Методы оперативно-календарного плани­рования (ОКП) помогают осуществлять координацию дея­тельности предприятия, направленную на оптимальное использо­вание ресурсов в процессе достижения целей компании. При­меняются для решения широкого круга задач, начиная с составле­ния несложного графика сменности и заканчивая большими производственными программами.

В ОКП применяют­ся различные методы. Но наибольшее распространение получили следующие:

· графики Ганта;

· планы-графики с выделением промежуточных этапов работ;

· система обеспечения сбалансированности материальных за­пасов и производственной программы (LOB).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: