1. Сопоставьте дизартрию с функциональной дислалией, ринолалией, механической дислалией, нарушениями голоса. Составьте таблицу по предполагаемому ниже образцу:
Нарушения речедвигательного анализатора | |
центрального характера | периферического характера |
функциональные, органические | функциональные, органические |
2. Подготовьте сообщение на тему «Специфика нарушения звукопроизношения при дизартрии».
3. Законспектируйте главу «Клинические формы дизартрии» из книги «Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей» К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.М. Смуглина (М., 1972).
4. Составьте общий план основных направлений обследования.
5. Объясните, в чем заключается реализация принципа системности при обследовании детей с дизартрией. Приведите примеры.
6. Из каких разделов состоит обследование ребенка с дизартрией (составление анамнеза, исследование двигательной функции и т.д.)? Обоснуйте значение этих разделов.
7. Подберите вопросы для выявления особенностей общего, речевого и моторного развития ребенка и оформите этот материал в виде вопросника.
8. Подберите упражнения для обследования двигательных возможностей ребенка.
9. Подберите упражнения для выявления недостатков строения и подвижности артикуляционного аппарата. Обратите внимание на строение губ, челюстей, языка, неба; на их подвижность, т.е. на качество движений, их объем, переключаемость, умение удерживать принятое положение.
10. Составьте схему обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата ребенка с дизартрией.
11. Проведите обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребенка с дизартрией.
12. Подберите лексический и наглядный материал для обследования у ребенка звукопроизношения.
13. Дайте медико-психолого-педагогическую характеристику дислалии и дизартрии и проведите сравнительный анализ по предлагаемой схеме.
Аспекты анализа | Дислалия | Дизартрия |
· Причины нарушения
· Неврологическая симптоматика
· Физическое состояние
· Движения артикуляционного аппарата: объем, подвижность, качество движений, переключаемость
· Состояние голосовой функции: сила, высота, тембр голоса
· Состояние дыхательной функции
· Состояние звуковой стороны речи: звукопроизношение, темп, ритм, выразительность
· Состояние устной речи: словарь грамматический строй, фразовая речь
· Состояние письменной речи и чтения
· Психическое развитие
· Система коррекционной работы
|
14. Проведите обследование звукопроизношения у ребенка с дизартрией.
15. Подберите упражнения и другой материал для исследования состояний мимической мускулатуры у детей с дизартрией.
16. Подготовьте реферат на тему: «Фонематический слух и пути его развития у детей дошкольного возраста».
17. Составьте план-конспект индивидуального занятия с ребенком с дизартрией.
18. Подберите упражнения для развития силы, высоты и тембра голоса.
19. Составьте план-конспект фронтального занятия с детьми с дизартрией.
20. Подберите упражнения для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Вопросы для самостоятельной работы
(в виде тестовых заданий)