3.5. В качестве расчетной схемы нагружения конструкции колесом автомобиля принимается гибкий круговой штамп диаметром D, передающий равномерно распределенную нагрузку величиной р.
Величины расчетного удельного давления колеса покрытия р и расчетного диаметра D, приведенного к кругу отпечатка расчетного колеса на поверхности покрытия, назначают с учетом параметров расчетных типов автомобилей.
В качестве расчетного типа используют наиболее тяжелый автомобиль из систематически обращающихся по дороге, доля которых составляет не менее 10 % (с учетом перспективы изменения состава движения к концу межремонтного срока).
Приведение различных типов автомобилей к расчетному типу и приведение расчетного типа к расчетной схеме нагружения осуществляется в соответствии с указаниями приложения 1.
Величину р принимают равной давлению воздуха в шинах. Диаметр расчетного отпечатка шины D определяют из зависимости:
(3.1)
где Qрасч - расчетная величина нагрузки, передаваемой колесом на поверхность покрытия, кН;
р - давление, МПа.
(Значения D и р для расчетной нагрузки типа А см. приложение 2).
3.6. Учет характера действующей нагрузки (кратковременное многократное нагружение, статическое нагружение) осуществляется через принятие соответствующих расчетных значений расчетных характеристик конструктивных слоев, а также через введение коэффициента динамичности при назначении величины нагрузки.
3.7. В зависимости от вида расчета конструкции используют различные характеристики, отражающие интенсивность воздействия на нее подвижной нагрузки:
N - перспективную (на конец срока службы) общую среднесуточную интенсивность движения;
Nр - приведенное к расчетной нагрузке среднесуточное (на конец срока службы) число проездов всех колес, расположенных по одному борту расчетного автомобиля, в пределах одной полосы проезжей части (приведенная интенсивность воздействия нагрузки);
ΣNp - суммарное расчетное число приложения приведенной расчетной нагрузки к расчетной точке на поверхности конструкции за срок службы.
3.8. Перспективную общую среднесуточную интенсивность устанавливают по данным анализа закономерностей изменения объема перевозок и интенсивности движения при проведении титульных экономических обследований.
3.9. Величину Np приведенной интенсивности на последний год срока службы определяют по формуле
(3.2)
где fпол - коэффициент, учитывающий число полос движения и распределение движения по ним, определяемый по табл. 3.2;
n - общее число различных марок транспортных средств в составе транспортного потока;
Nm - число проездов в сутки в обоих направлениях транспортных средств m-й марки;
Sm сум - суммарный коэффициент приведения воздействия на дорожную одежду транспортного средства m-й марки к расчетной нагрузке Qpacч, определяемый в соответствии с приложением 2.
3.10. Суммарное расчетное число приложений расчетной нагрузки к точке на поверхности конструкции за срок службы определяют по формуле
(3.3)
или по формуле
(3.4)
где n - число марок автомобилей;
N1m - суточная интенсивность движения автомобилей m-й марки в первый год службы (в обоих направлениях), авт./сут;
Np - приведенная интенсивность на последний год срока службы, авт./сут;
Трдг - расчетное число расчетных дней в году соответствующих определенному состоянию деформируемости конструкции (определяемое в соответствии с приложением 6);
kn - коэффициент, учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от среднего ожидаемого (табл. 3.3):
Кс - коэффициент суммирования (см. приложение 6 табл. П.6.2) определяют по формуле
(3.5)
где Тсл - расчетный срок службы;
q - показатель изменения интенсивности движения данного типа автомобиля по годам.
Таблица 3.2
Число полос движения | Значение коэффициента fпол для полосы с номером от обочины | ||
1,00 | - | - | |
0,55 | - | - | |
0,50 | 0,50 | - | |
0,35 | 0,20 | - | |
0,30 | 0,20 | 0,05 | |
Примечания:1. На многополосных дорогах допускается проектировать одежду переменной толщины по ширине проезжей части, рассчитав дорожную одежду в пределах различных полос в соответствии со значениями Nр, найденными по формуле (3.3). 2. На перекрестках и подходах к ним (в местах перестройки потока автомобилей для выполнения левых поворотов и др.) при расчете одежды в пределах всех полос движения следует принимать fпол = 0,50, если общее число полос проезжей части проектируемой дороги более трех. |
Таблица 3.3
Тип дорожной одежды | Значение коэффициента kn при различных категориях дорог | ||||
I | II | III | IV | V | |
Капитальный | 1,49 | 1,49 | 1,38 | 1,31 | - |