Работа по формированию умений создавать текст

Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, а именно преобладание наглядно-образного мышления, для эффективного формирования продуктивного макроумения создавать текст мы снова рекомендуем использовать наглядность, а именно иллюстрацию текста-дерева, которая наглядно демонстрирует младшим школьникам, почему тексты бывают разные, на каких текстовых понятиях строится текст и каков порядок создания текста. (См. Иллюстрацию № 4 в Приложении.). Корнем этого дерева является ситуация, так как без нее не может быть полноценно реализовано ни одно речевое произведение. Нет ситуации – нет потребности, нет мотива в выражении своих мыслей. Далее, когда из речевой ситуации определяется предметная, формулируется тема текста. Затем коммуникант определяет цель создания текста (стиль текста), форму изложения мыслей (жанр текста), то главное, что он хочет сказать читателю (формулируется основная мысль - главное предложение текста и определяется его месторасположение: в начале текста или в конце). Затем автор решает, какое коммуникативное намерение он будет реализовывать в тексте (тип текста).

Таким образом, все эти понятия - тема текста, стиль, жанр, основная мысль, тип – образуют ствол дерева. Они являются стержневыми в строении текста. Ветвистость дерева определяется количеством предложений в тексте, отсюда тексты различны по объему. На каждой ветке есть свои жители. Обратите внимание, все они являются птицами, хотя и разными. Эти жители непростые, это ключевые слова текста. Но на дереве есть еще одни интересные жильцы. Их место обитания строго там, откуда начинает расти ветка (место соединения со стволом). Жильцы похожи друг на друга, различие заключается в их цвете. Зовут этих жильцов Лошарики или просто опорные слова, которые связывают предложения в тексте. Это слова одного содержания, но разного звукового или графического оформления (относятся к теме и выражают ее разными способами в виде повторов, личных местоимений, синонимов и т.п. Лошарики протягивают друг другу ручки – связывают предложения грамматически в единое целое.

Эта иллюстрация может быть вы вешена в классе и учитель систематически может к ней обращаться в зависимости от ситуации и задач.

Кроме того, чудо-дерево является своего рода алгоритмом последовательности действий детей при создании текста.


Тренировочные задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: