СПРОС – это количество продукта, которое потребитель желает и может купит по одной из возможных цен в определенное время.
На спрос влияет множество факторов. Самый главный из которых – ЦЕНА. Между ценой и ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА существует обратная связь, которая называется законом спроса.
Впервые её сформулировал и проанализировал французский математик Антуан Августин Курло в работе «Исследование математических принципов теории богатства».
Д=f (р) спрос есть функция цены, чем меньше цена, тем больше величина спроса.
Р
Рс C
Ро А
В
Рв Д
Qс Qо Qв Q
В основе этой зависимости лежит:
1. эффект дохода, суть его в том, что снижение цены повышает покупательную способность денежного дохода потребителя и он в состоянии приобрести больше данного товара, т.е. снижение цены равносильно увеличению дохода;
2. эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести подешевевший товар в большем количестве вместо аналогичных других товаров, которые стали теперь относительно дороже;
|
|
3. нисходящий характер кривой спроса определяется законом убывающей предельной полезности.
Спрос зависит не только от цены, но и от ряда других факторов (неценовые факторы):
1) от вкусов и предпочтений потребителей;
2) от числа потребителей на рынке;
3) от денежных доходов потребителей;
4) от цен на сопряженные товары;
5) от потребительских ожиданий относительно будущих цен и будущих доходов.
Эти факторы влияют как на спрос, так и на цены. Графически это изображается через сдвиг кривой спроса.
Когда речь идет о неценовых факторах, то речь идет об изменении в спросе.
C A B
Pconst
D2
D
D1
Qc Qa Qb Q