Процедуры технического регулирования

Процедуры технического регулирования (стандартизации и сертификации) основываются на положениях, сформулированных в Федеральном законе «О техническом регулировании» (далее Закон).

Техническое регулирование представляет собой правовое регули­рование отношений в области установления, применения и испол­нения обязательных требований к продукции, процессам производ­ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуа­тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполне­нию работ или оказанию услуг и правовое регулирование отноше­ний в области оценки соответствия.

Новым для российского законодательства является понятие технический регламент. Технический регламент может предусматривать особые требования к продукции, процессам производства и эксплуатации. Это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке (Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации), и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Существует два режима процедуры принятия технического регламента:

– общий(с публичным обсуждением и принятием федерального закона о соответствующем техническом регламенте);

– особый(без его публичного обсуждения; путем принятия международного договора или постановления Правительства Российской Федерации).

Технический регламент должен соответствовать определенным требованиям:

1) технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. Кроме того, в техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

2) технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента;

3) технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями;

4) технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит;

5) технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования;

6) технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении;

7) иные требования, установленные в Законе.

Виды технических регламентов:

– общие технические регламенты

– специальные технические регламенты.

Общие технические регламенты – регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Эти регламенты принимаются по вопросам:

- безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

- пожарной безопасности;

- биологической безопасности;

- электромагнитной совместимости;

- экологической безопасности;

- ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты – регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Обязательные требования к отдельным видам продукции, про­цессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа­ции и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

В отличие от общих технических регламентов, специальные устанавливают требова­ния только к тем отдельным видам продукции, процессам произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции, в отношении которых цели, определенные Федеральным зако­ном для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Существуют пять стадий принятия технических регламентов:

Первая стадия: возбуждение дела о разработке проекта технического регламент. Любое лицо, которое может быть разработчиком проекта, уведомляет в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регу­лированию (таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме о разработке проекта технического регламента. Началом стадии является дата опубликования уведом­ления.

Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какой продук­ции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регла­мента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положе­ний соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о спосо­бе ознакомления с проектом технического регламента, наименова­ние или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для оз­накомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может пре­вышать затраты на ее изготовление.

На второй стадии процедуры принятия технического регламента происходит публичное обсуждение и доработка предлагаемого проекта.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересован­ных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержа­ния данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу прини­маемого соответствующим нормативным правовым актом техниче­ского регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной вла­сти и экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта техниче­ского регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее двух месяцев.

На третьей стадии происходит завершение публичного обсуждения. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта техниче­ского регламента должно быть опубликовано в печатном издании фе­дерального органа исполнительной власти по техническому регулиро­ванию и в информационной системе общего пользования в электрон­но-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На четвертой стадии происходит рассмотрение законопроекта о техническом регламенте.

Проект федерального закона о техническом регламенте вносится в Государственную Думу Российской Федерации при наличии следующих документов:

– обоснования необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые от­личаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации, в момент разработки проекта технического регламента;

– финансово-экономического обоснования принятия федерального закона о техническом регламенте;

– документов, подтверждающих опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;

– документов, подтверждающих опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регла­мента;

– перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный соответствующий проект федерального зако­на о техническом регламенте с приложением указанных документов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв на про­ект, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по тех­ническому регулированию.

Проект федерального закона о техническом регламенте, приня­тый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печат­ном издании федерального органа исполнительной власти по тех­ническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту закона после окончания срока их подачи публикуются в информационной сис­теме общего пользования в электронно-цифровой форме не позд­нее, чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта этого закона во втором чтении.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подго­товленный ко второму чтению, направляется Государственной Ду­мой в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. На этот проект Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Госу­дарственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители:

– федеральных органов исполнительной власти;

– научных организаций;

– саморегулируемых организаций;

– общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию регламентирован Положением о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию. Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

На пятой стадии происходит принятие закона о техническом регламенте. В случае несоответствия технического регламента инте­ресам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

Без публичного обсуждения Президенту Российской Федерации предоставлено право в исключительных случаях издать технический регламент:

1. при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружаю­щей среде, жизни или здоровью животных и растений;

2. в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте.

Технический регламент может быть принят международным до­говором (в том числе договором с государствами — участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае проект технического регламента разрабатывается при помощи публичного обсуждения, с использованием первых трех стадий общего режима процедуры принятия технического регламента.

До вступления в силу федерального закона о техническом рег­ламенте Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответ­ствующем техническом регламенте, также разработанном при по­мощи публичного обсуждения, с использованием первых трех ста­дий общего режима процедуры принятия технического регламента.

Продукция, соответствие которой требовани­ям технических регламентов подтверждено в порядке, установлен­ным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображе­ние знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обраще­ния на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. В случае несоответствия продукции требованиям тех­нических регламентов, она не может быть маркирована знаком об­ращения на рынке.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производ­ства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

В соответствии с Законом стандартизация осуществляется в целях:

– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содейст­вия соблюдению требований технических регламентов;

– повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– обеспечения научно-технического прогресса;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

– рационального использования ресурсов;

– технической и информационной совместимости;

– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

– взаимозаменяемости продукции.

Законодатель также выделил принципы осуществления стандартизации:

– добровольность применения стандартов;

– максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

– применение международного стандарта как основы разра­ботки национального стандарта, за исключением случаев, если та­кое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географи­ческим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Рос­сийская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдель­ного его положения;

– недопустимость создания препятствий производству и об­ращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в боль­шей степени, чем это минимально необходимо для выполнения це­лей стандартизации;

– недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

– обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

– национальные стандарты;

– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

– применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и соци­альной информации;

– стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой нацио­нальную систему стандартизации.

Национальный стандартприменяется на добровольной основеравным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок, лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандар­тов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распро­странения и использования полученных в различных областях зна­ний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания ус­луг, видов или особенностей сделок, лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Законом установлены правила разработки и утверждения национальных стандартов.Особенностью является то, что разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Он направляет уведомление о разработке в национальный орган по стандартизации и публикует в информа­ционной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

К обязанностям разработчика относится обеспечение дос­тупности проектанационального стандарта заинтересованным ли­цам для ознакомления, предоставление копии (при этом плата, взимаемая за предоставление, не может превышать затраты на ее изготовление).

После получения в письменной форме замечаний разработчик дорабатывает проект, проводит публичное обсуждение проекта (срок не может быть менее чем два месяца) и составляет перечень полученных замечаний с кратким изложением содержа­ния данных замечаний и результатов их обсуждения. Публичные слушания завершаются уведомлением, которое должно быть опубликовано в печатном из­дании федерального органа исполнительной власти по техническо­му регулированию и в информационной системе общего пользова­ния в электронно-цифровой форме.

Далее проект национального стандарта одновременно с перечнем по­лученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется в технический комитет по стандарти­зации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании полученных документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит моти­вированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Затем данное предложение направляется в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании докумен­тов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполни­тельной власти по техническому регулированию и в информацион­ной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

Если национальный стандарт отклонен, то мотивирован­ное решение национального органа по стандартизации направляет­ся разработчику проекта национального стандарта.

Сертификация – форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, стандартов, а также условиям договоров.

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандар­тов или условиям договоров.

Этот порядок осуществляется на основе специальных принципов:

– доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

– недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

– установления перечня форм и схем обязательного подтвер­ждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

– уменьшения сроков осуществления обязательного подтвер­ждения соответствия и затрат заявителя;

– недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной сис­теме добровольной сертификации;

– защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осу­ществлении подтверждения соответствия;

– недопустимости подмены обязательного подтверждения со­ответствия добровольной сертификацией.

На территории Российской Федерации действуют три формы подтверждения соответствия.

1. добровольное подтверждение соответствия (добровольная сертификация);

2. принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия);

3. обязательная сертификация.

Последние две формы относятся к так называемому обязательному подтверждению соответствия.

Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Она может осуществляться для установления соответствия нацио­нальным стандартам, стандартам организаций, системам добро­вольной сертификации, условиям договоров.

Документом, удостоверяющим соответствие объекта требовани­ям, является сертификат соответствия.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объ­екты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; предоставляет заявителям право на применение знака соот­ветствия, если применение знака соответствия предусмотрено соот­ветствующей системой добровольной сертификации; приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, несколькими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертифика­ции, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется доб­ровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сер­тификации. Системой добровольной сертификации может преду­сматриваться применение знака соответствия.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) ведет единый реестр зарегист­рированных систем добровольной сертификации, содержащий сведе­ния о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимате­лях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соот­ветствия и порядке их применения. Он должен обеспечить дос­тупность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрирован­ных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добро­вольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Таким образом, обязательное подтверждение соответствия явля­ется средством государственного контроля за безопасностью про­дукции, а добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции и служит определенной гаран­тией ее доброкачественности.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного под­тверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.

Процедура декларирования соответствия осуществляется по од­ной из следующих схем:

– принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

– принятие декларации о соответствии на основании собст­венных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации, аккредитованной испытательной лабора­тории (центра) (то есть третьей стороной).

Заявителем может быть заре­гистрированное в установленном порядке юридическое лицо или инди­видуальный предприниматель, являющиеся изготовителями или продавцами, либо лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательст­венные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательствен­ных материалов используются техническая документация, результа­ты собственных исследований (испытаний) и измерений, другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказа­тельств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам:

– включает в доказательственные материалы протоколы ис­следований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредито­ванной испытательной лаборатории (центре);

– предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертифи­кации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой про­дукции, за исключением случая, если для такой продукции техни­ческими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать наименование и местонахождение заявителя; на­именование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие тре­бованиям которого подтверждается продукция; указание на схему дек­ларирования соответствия; заявление заявителя о безопасности про­дукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных иссле­дованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения со­ответствия продукции требованиям технических регламентов; срок, действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответ­ствующими техническими регламентами сведения.

Срок действия декларации о соответствии определяется техни­ческим регламентом.

Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Оформленная по установленным правилам декларация о соответ­ствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.

Для регистрации декларации о соответствии заявитель пред­ставляет в федеральный орган исполнительной власти по техниче­скому регулированию оформленную в соответствии с установлен­ными требованиями декларацию о соответствии.

Порядок ведения реестра деклараций о соответствии, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и по­рядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений определяются Правительством Российской Федерации.

Декларация и доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр хранится в федеральном органе испол­нительной власти по техническому регулированию.

Несмотря на обязательный характер, обязательная сертификация осуществляется на основании договора с заявителем. Схемы сертифика­ции, применяемые для сертификации определенных видов продук­ции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя: наименование и ме­стонахождение заявителя; наименование и местонахождение изго­товителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяю­щую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испы­таниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соот­ветствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия.

Федеральное агентство по стандартизации и метрологии ведет единый реестр выданных сертификатов соот­ветствия.

Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о под­тверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследо­ваний (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных государственных учреждений.

К основному объекту государственного контроля относится контроль за соблюдением технических регламентов в отношении:

– продукции;

– процессов производства;

– эксплуатации, хранения;

– перевозки;

– реализации;

– утилизации.

Органы государственного контроля вправе:

– требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

– осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

– приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

– привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

– принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля обязаны:

– проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

– соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

– принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

– направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Основаниями ответственности органов государственного контроля и их должностных лиц являются: ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов; совершение противоправных действий.

Органы государственного контроля несут материальную ответственность в случае нарушения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей противоправными действиями должностных лиц этих органов при осуществлении государственного контроля. Споры о возмещении причиненного вреда разрешаются в порядке гражданского судопроизводства (в арбитражном суде).

Должностные лица органов государственного контроля несут дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: