Интеграционные объединения мира

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного развития мировой экономики. Слово «интеграция» происходит от латинского integer – целый. Международная экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Наибольшее развитие интеграционные объединения между странами различного типа получили во второй половине ХХ века. Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, которые различаются степенью либерализации взаимных экономических отношений между интегрирующимися странами.

Выделяют 6 форм региональной интеграции (или уровней, этапов развития интеграционного объединения).

На первом уровне, когда страны делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения – о снижении таможенных пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле товарами и услугами.

На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей не простое сокращение, а полную отмену таможенных пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле товарами и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза – согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Координируют проведение согласованной внешнеторговой политики на периодических совещаниях министров, руководящих соответствующими ведомствами.

На четвертом уровне интеграции – общем рынке – интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Координация экономической политики на уровне общего рынка осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств участвующих стран, частых встречах министров финансов, руководителей центральных банков, опирающихся на постоянно действующий секретариат.

На пятом уровне интеграция превращается в экономический и валютный союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Правительства стран экономического союза согласованно отказываются от части своих функций и уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.

Принципиально возможно и существование шестого уровня интеграции -политического союза, который предусматривал бы превращение интеграционного объединения в конфедеративное государство (превращение наднациональных органов в центральные, которым передается большая часть функций национальных правительств в отношениях со странами, которые не входят в союз). Так, лидеры Франции и Германии призывают страны ЕС к созданию единого европейского государства и принятию единой Конституции ЕС.

В мире к началу ХХI в. насчитывалось около 40 интеграционных объединений, рассмотрим некоторые из них.

Европейский союз – самое совершенное интеграционное объединение мира (экономический и политический союз). С 1 мая 2004 года в него входят 25 стран (ФРГ, Франция, Финляндия, Дания, Испания, Италия, Ирландия, Греция, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Швеция, Англия, Португалия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Кипр, Мальта), население 500 млн. человек. ЕС последовательно прошел все этапы интеграции. Ведущие страны-члены ЕС, «моторы» интеграции: Франция и ФРГ. С 1993 г. введено единое гражданство, которое существует параллельно с национальным гражданством.

Началось формирование политического союза, вырабатываются единые принципы внешней политики. В 2002 г. единая валюта (евро) заменила национальные валюты 12 стран ЕС. Циркуляцию евро регулирует Центральный банк ЕС. Со временем центральные банки стран ЕС полностью передадут свои функции Банку ЕС и прекратят свое существование. Ожидается, что евро станет сильнейшей валютой мира и потеснит доллар США в международных платежах.

В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается системой органов:

1) Совет ЕС - два раза в год проводятся встречи глав государств и правительств, а также ежемесячно собираются министры государств. Совет ЕС обладает важнейшими нормотворческими функциями;

2) Комиссия ЕС - исполнительный орган, правительство ЕС. Находится в Брюсселе. Сроком на 5 лет национальными правительствами назначаются 20 членов правительства ЕС. Правительство ЕС совместно с 15000 штатом специалистов разрабатывает и реализует конкретные предложения относительно функционирования и развития ЕС;

3) Европейский парламент - в Страсбурге, избирается прямым голосованием с 1979 г. гражданами стран ЕС. Контролирует деятельность правительства, принимает бюджет, совместно с Советом принимает решения по вопросам законодательства ЕС;

4) Европейский суд - обеспечивает реализацию законодательства ЕС;

5) Аграрный фонд - на который идет большая часть бюджета ЕС. Обеспечивает продовольственную независимость ЕС и поддержку производителей с/х продукции;

6) Европейский социальный фонд – помогает адаптироваться рабочей силе к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (переподготовка, перемещение внутри ЕС); Европейский фонд регионального развития - содействует структурной перестройке кризисных регионов;

7) Европейский инвестиционный банк - предоставляет кредиты госструктурам стран ЕС.

НАФТА - Североамериканская ассоциация свободной торговли между США, Канадой и Мексикой (зона свободной торговли). Создана в 1994 г. с целью сохранения конкурентоспособности американских корпораций на мировом рынке. Ведущие компании США, Канады, Мексики соединили финансовые, научно - технические потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. В частности, один час рабочего времени в Канаде в 1993 г. стоил 5,8 долл., в США – 4,5 долл., в Мексике – 50 центов. Совокупный валовый продукт составляет 11,6 трлн. долл., население 410 млн. человек.

МЕРКОСУР – Общий рынок южного конуса (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), создан в 1991 г., население 200 млн. чел. и более 1 трлн. долл. ВНП. Ведущие страны – Аргентина и Бразилия. На их долю приходится 90 % ВНП, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности – производство компьютеров и телекоммуникационного оборудования.

СНГ – Содружество независимых государств (экономический и политический союз), создано в 1991 г. В СНГ входят 12 из 15 республик бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан). Россия - естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

Структура органов СНГ:

1) Совет глав государств - высший орган Содружества, принятие основных решений, собирается 2 раза в год;

2) Совет глав правительств – координирует сотрудничество правительств стран СНГ, встречи 4 раза в год;

3) Совет министров иностранных дел – дипломатические отношения в рамках Содружества и за его пределами;

4) Совет министров обороны – поддержание мира и строительство вооруженных сил СНГ;

5) Совет командующих погранвойсками – совместная охрана внешних границ;

6) Экономический совет и Исполнительный секретариат – главные постоянные исполнительные и координирующие органы СНГ, разрабатывают предложения по экономическим, политическим, социальным вопросам и содействуют их реализации;

7) Экономический суд – решает межгосударственные споры возникающие в процессе хозяйственных отношений;

8) Межгосударственный банк – вопросы платежей между странами СНГ;

9) Межпарламентская ассамблея – состоит из представителей парламентов стран СНГ, обеспечивает проведение межпарламентских консультаций, обсуждение вопросов в рамках СНГ, разрабатывает совместные предложения, касающиеся деятельности национальных парламентов;

10) Комиссия по правам человека – консультативный орган СНГ, контролирующий выполнение обязательств в области прав человека, принятых на себя государствами Содружества.

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные части были очень тесно связаны друг с другом. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей). Восстановление и развитие взаимных связей на территории бывшего СССР – основа для сохранения и развития совместно накопленного потенциала и экономического роста в странах СНГ.

Тенденция к объединению порождается следующими основными объективными факторами:

1) сложившееся разделение труда, которое соответствует природно-климатическим и историческим условиям развития;

2) единые технические стандарты;

3) глубокие культурные, исторические и родственные связи (смешанные браки), отсутствие языкового барьера, желание широких масс населения стран СНГ поддерживать тесные связи, заинтересованность людей в свободном перемещении;

4) потенциал увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ сегодня крайне ограничен из-за жесткой конкуренции, отсутствия благоприятных условий доступа на внешние рынки;

5) совершенствовать продукцию легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля;

6) в конкурентной борьбе выигрывают те участники мировой экономики, где внутренний спрос ориентирован прежде всего (или сначала) на продукцию внутренних (предприятия СНГ), а не внешних производителей (если внешних равноценных по объемам рынков сбыта нет).

Интеграционные процессы на территории СНГ наталкиваются на сознательное противодействие со стороны:

1) правящих кругов в бывших советских республиках, рассчитывающих на получение западной финансовой поддержки при дистанцировании от России и от интеграции в рамках СНГ;

2) Запада, с неодобрением встречающего любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривающего их как попытки «воссоздания СССР». Сначала скрыто, а теперь и открыто Запад активно противодействует интеграции во всех сферах, учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран – членов СНГ от Запада.

Окончательный результат действия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих внутренних факторов (состояние экономик стран СНГ, результаты реформ, политика правящих кругов стран СНГ, осознание народами важности сближения) и внешних (политика стран Запада). Главным фактором будут результаты развития российской экономики – естественного интеграционного ядра и мотора СНГ.

Некоторое оживление и изменения внесла в интеграционые процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами совместной деятельности. За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные интересы стран-членов СНГ в различных областях.

Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем разделения труда и взаимозависимости. Бедная природными ресурсами Беларусь получает почти все сырье и топливо, а также технологическую оснастку, многие виды машин и оборудования из России. В свою очередь Белоруссия, обладающая развитым машиностроительным и химическим комплексами, поставляет в Россию пропашные тракторы и карьерные самосвалы (соответственно 80 и 40 % всего парка России), холодильники, часы, ткани, мотоциклы, уникальную продукцию для ВПК, в значительных объемах – продовольствие.

Свыше 1/2 всей внешней торговли приходится на Россию. Почти 70 % всей российской внешней торговли проходит через территорию Белоруссии. Значительное большинство белорусского народа и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.

В 1996 году был заключен Договор о союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества (отмена таможенных пошлин и других препятствий во взаимной торговле, сближение налогообложения и др.), договор предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнение в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т. д. Положительный эффект от реализации этого договора очевиден: только в 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос на 32 %.

К 2005 году на территории Союза государства Белоруссии и России планируется ввести единую валюту - российский рубль, а к 2008 году союзное государство Белоруссии и России будет иметь единую валюту с новым названием. С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В 1996 г. к нему присоединилась Киргизия.

В 1996 г. создан «союз четырех» (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия), который охватывает сотрудничество в национальной и гуманитарной областях (науке, образовании, культуре), предполагает гармонизацию экономической и социальной политики. В мае 2004 года главы четырех стран СНГ - России, Украины, Казахстана и Белоруссии подписали договор о создании Единого экономического пространства, целью которого является создание общего рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: