Контроль в физкультурной деятельности

Для оценки степени адекватности используемых нагрузок и эффективности выполняемой тренировочной программы применяют методы педагогического контроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб, самоконтроля и т.д.

Педагогический контроль направлен на получение информации о физическом состоянии спортсмена. Он включает контроль за тренировочными нагрузками, за состоянием тренирующихся, техникой выполнения движений, учет спортивных результатов и выполняемых контрольных тестов. Главным направлением в педагогическом контроле является оценка физического состояния, в котором находится занимающийся физическими упражнениями или спортом.

Физическое качество быстроты оценивается по результату пробегания коротких отрезков — 30—100 м. Выносливость — преодолением дистанции 2000 м и более. Гибкость — наклоном в положении стоя на возвышении. Сила — прыжком в длину с места, по количеству подтягиваний на перекладине или подъемов туловища или ног из положения лежа на спине.

Оценивать уровень физического развития и степень функциональной подготовленности можно с помощью методов стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб.

Суть метода стандартов заключается в сравнении индивидуальных антропометрических данных со стандартными, полученными в результате массовых обследований представителей конкретной возрастно-половой группы.

Метод индексов. Индексы представляют собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах. Разные индексы включают разное число признаков. Наиболее простые включают два признака. Благодаря несложности определения и достаточной наглядности, индексы пользовались ранее большой популярностью. Однако индексы имеют много недостатков и опираться только на них в оценке физического развития нельзя. Тем не менее для ориентировочной оценки отдельных показателей некоторыми индексами пользуются и сейчас. Например:

Индекс Брока-Бругша (соотношение между весом — Р и ростом — L), P = L — 100 (при L = 155—165 см), P = L — 105 (при L = 166—175 см).

Жизненный индекс — деление ЖЕЛ (мл) на вес (кг), при этом средняя величина для мужчин — 60 мл, для женщин — 50 мл, для спортсменов — до 70 мл.

Индекс Кетле, или весо-ростовой индекс, получаемый при делении веса (г) на рост (см). Для мужчин этот индекс равен 370—400 г, для женщин — 325—375 г.

Метод номограмм основан на приблизительном определении искомого показателя по специальному чертежу не производя вычислений. На номограмме обычно представлены один или два признака, по которым можно предположительно определить искомый. Например, оценить вес тела по росту или ЖЕЛ по росту и окружности грудной клетки.

Функциональные пробы используются для характеристики функционального состояния и степени адаптации организма к внешним воздействиям. Из большого арсенала функциональных проб с физическими нагрузками применяется главным образом проба с 20-ю приседаниями. Если частота пульса после пробы увеличивается не более чем на 70—75% от исходной, то функциональные возможности можно считать хорошими.

Ортостатическая проба характеризует степень восстановления и состояние физической тренированности. При выполнении этой пробы обследуемый, лежа утром в постели (или после 10—15 мин лежания), за 15 с подсчитывает пульс, затем спокойно встает и снова подсчитывает пульс за 15 с. В норме, в связи с повышением тонуса симпатического отдела при переходе в положение стоя, пульс должен учащаться на 12—20 ударов в 1 мин у нетренированного человека и на 8—12 ударов в 1 мин у физически тренированного.

Часто используются пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге, средний показатель 65 с)) и на выдохе (проба Генчи, средний показатель 30 с)). Пробы, оценивающие состояние дыхательного аппарата, — жизненная емкость легких (ЖЕЛ — количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха), максимальная вентиляция легких (количество воздуха, проходимого через легкие за 1 мин при глубоком и частом дыхании), мощность вдоха и выдоха (максимальная скорость потока воздуха при вдохе и выдохе).

В исследовании функции вестибуляторного аппарата используются пробы Барони (вращение в специальном кресле вокруг вертикальной оси) и Яроцкого (вращательные движения головой в одну сторону в темпе 2 оборота в 1 с. В норме время сохранения равновесия должно составить 28 с. Тренированный спортсмен выполняет эту пробу 90 с и более).

В практике врачебного контроля часто применяется комбинированная проба Летунова: 20 приседаний в течение 30 с, 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. В 3-минутные интервалы отдыха между нагрузками и
5-минутный отдых после третьей работы фиксируются ЧСС и АД.

Самоконтроль играет важную роль в формировании осмысленного отношения к режиму дня и тренировкам, повышению личной заинтересованности в укреплении здоровья и росту тренированности. Самоконтроль основывается на простых и общедоступных приемах наблюдения и складывается из субъективных и объективных показателей.

К субъективным показателям относятся самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (глубокий или поверхностный, беспокойный, трудное засыпание, бессонница), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой), работоспособность (высокая, нормальная, пониженная), настроение (нормальное, подавленное, возбужденное), болевые ощущения (в мышцах, в области сердца, головные боли).

Объективными показателями являются пульс (у здоровых людей — 70—75 уд/мин, у тренированных может снижаться до 40 уд/мин и менее), вес тела (в начальный период тренировки снижается, затем стабилизируется, резкое снижение веса тела говорит о чрезмерных нагрузках), динамометрия (при систематических занятиях сила мышц кисти и становая постепенно увеличивается), артериальное давление (в норме систолическое давление находится в пределах 100—130 мм рт. ст., диастолическое — 60—80 мм рт. ст.). Признаками чрезмерных нагрузок будут нарушение сна, аппетита, ухудшение самочувствия, повышенная раздражительность или апатия, снижение желания тренироваться, падение работоспособности, увеличение пульса в покое, резкое снижение веса, увеличение артериального давления.

По результатам самоконтроля, методов оценки физического развития и функционального состояния организма при необходимости вносятся коррекции в двигательный режим занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Важным показателем, характеризующим уровень выполняемых нагрузок, является порог анаэробного обмена (ПАНО) — пороговая скорость передвижения, соответствующая уровню анаэробного порога, т.е. скорость, начиная с которой в мышцах и крови начинается накопление молочной кислоты. При достижении скорости ПАНО в организме включаются анаэробные источники энергообеспечения. Нагрузка ниже уровня ПАНО может выполняться длительное время. Чем нагрузка выше уровня ПАНО, тем меньшее время она может выполняться. ЧСС/ПАНО у здоровых, физически хорошо подготовленных людей находится на уровне 148—155 уд/мин. У слабо физически подготовленных ПАНО может наступить при пульсе 130—140 уд/мин, а у хорошо тренированных спортсменов — на уровне 160—165 уд/мин. Максимальный уровень ПАНО отмечается в возрасте 23—30 лет, затем он постепенно снижается. У женщин ПАНО ниже, чем у мужчин. Повысить ПАНО можно регулярными тренировками, направленными на увеличение функциональных возможностей систем кровообращения, дыхания, крови.

ГЛАВА 7. Спорт. Индивидуальный выбор
видов спорта или систем
физических упражнений

7.1. Спорт и его отличие от других видов занятий
физическими упражнениями

В системе физического воспитания большое место занимает спорт. Это объясняется особой действенностью спорта как средства и метода физического воспитания, его популярностью, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью в современном мире. Основу спорта составляет специфическая соревновательная деятельность.

Спорт — собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические межличностные отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. Отличительной особенностью спорта является обязательный соревновательный компонент.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и развитию множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать в шесть групп [Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991]:

1) виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств (большинство видов спорта);

2) управление специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, яхта, мотоцикл и др.);

3) поражение цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4) модельно-конструкторская деятельность (авиамодели, автомодели);

5) абстрактно-логическое обыгрывание соперника (шахматы, шашки);

6) многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы спорта (охота на "лис", биатлон, триатлон, служебные многоборья).

Во всем мире спорт развивается в основном по двум направлениям: общедоступный спорт (массовый) и спорт высших достижений.

Общедоступный (массовый) спорт включает школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондицион-ный спорт, оздоровительно-рекреационный спорт. Во многих странах мира эти разновидности включены в движение "Спорт для всех", охватывающее миллионы занимающихся.

Спорт высших достижений — деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, на повышение собственного престижа, престижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины. В спорте высших достижений выделяют ряд направлений:

· супердостиженческий спорт (цель — выступление на Олимпийских играх, чемпионатах мира и др. крупных соревнованиях);

· профессиональный спорт (цель — успешное выступление в кубковых и коммерческих соревнованиях);

· профессионально-коммерческий спорт (к этой группе относят спортсменов-ветеранов, специализирующихся в спортивных играх, фигурном катании, поддерживающих средний уровень физической подготовленности, но показывающих высокий технический и артистический уровень и демонстрирующих высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.

Спорт имеет большое социальное значение. Занятия спортом на всю жизнь прививают трудолюбие, упорство, чувство долга, обостренное чувство времени, целеустремленность. Все эти качества являются большим подспорьем в жизни, науке, работе. Эти бесценные психологические качества в сочетании с богатым ситуационным опытом у молодого еще человека дает спорт. Приобретенные качества позволяют, зачастую, в профессиональной области догнать и перегнать сверстников на жизненной дистанции.

Большой спорт предполагает участие в соревнованиях, цель которых победить, установить рекорд, занять призовое место или выполнить требования, необходимые для присвоения спортивного звания. Критерием эффективности являются победы на международных соревнованиях.

Массовый спорт тоже включает соревнования, но их цель иная — стимуляция двигательной активности. Спортивный результат в этом случае является показателем физической подготовленности. Отличительная черта массового спорта — доступность широким массам взрослого населения. Критерий оценки эффективности — широта охвата населения занятиями спортом, регулярность тренировок, уровень физической подготовленности, личный спортивный результат.

Для оценки уровня спортивной подготовленности существует Единая Всероссийская спортивная классификация, которая обновляется один раз в четыре года. По каждому виду спорта в ней представлены требования и спортивные результаты, которых необходимо достичь, чтобы спортсмену был присвоен разряд от третьего юношеского до мастера спорта международного класса, в зависимости от показанного результата. За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание "заслуженный мастер спорта".

Кроме традиционных, существуют национальные виды спорта, культивируемые в различных регионах нашей страны (лапта, городки, славяно-горицкая борьба, борьба на кушаках, метание аркана на точность, скачки на оленях и др.).

Основным структурным звеном студенческого спорта является спортивный клуб. Его задачи — вовлечение в занятия физической культурой и спортом, организация и проведение физкультурно-массовых мероприятий, создание команд по видам спорта, пропаганда физической культуры и спорта, организация спортивных лагерей, регистрация рекордов института. Студенческое спортивное общество называется "Буревестник". Студенческие соревнования проводятся на различных уровнях — от первенства института до Универсиады — всемирных студенческих игр.

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если хорошо отлажена система подготовки спортсмена, включающая в себя четыре крупных блока:

· систему отбора и спортивной ориентации;

· спортивную тренировку;

· систему соревнований;

· внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса (научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение, финансирование, факторы внешней среды).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: