Матрица линейного оператора в новом базисе

Матрица линейного оператора в новом базисе вычисляется по формуле , где - матрица перехода от старого базиса к новому. Особый интерес представляет тот случай, когда новый базис или полностью, или хотя бы частично состоит из собственных векторов линейного оператора. При этом строение матрицы линейного оператора сильно упрощается, а если все n векторов базиса – собственные векторы, то матрица будет диагональной, причём по диагонали расположены n собственных чисел. Допустим, что - собственный вектор, соответствующий собственному числу . Тогда этот вектор отображается оператором в вектор , то есть . Это и означает, что первый столбец матрицы оператора состоит из чисел . Аналогично , то есть во втором столбце - все нули кроме элемента , который равен собственному числу . Таким же образом для остальных столбцов получается, что единственный ненулевой элемент столбца будет расположен на диагонали матрицы. Если все n векторов базиса – собственные, то матрица оператора диагональная, а если только первые m векторов собственные, то только в первых m столбцах все элементы кроме диагональных будут нулевые.

3.5. Построение матрицы оператора по известным собственным числам и векторам. (Обратная задача к задаче о нахождении собственных векторов). Если известно n собственных чисел и n собственных векторов, можно однозначно определить матрицу оператора, для которого данные числа и векторы будут собственными.

Доказательство. Пусть новый базис состоит из собственных векторов линейного оператора. Матрицу перехода от старого базиса к этому базису обозначим . Верна формула , где - матрица оператора в новом базисе, она является диагональной и содержит n собственных чисел по диагонали. Умножая это матричное равенство справа на , а слева на , получим формулу для вычисления матрицы оператора: .

Пример. Найти матрицу линейного оператора, для которого собственными числами являются 1, 2 и 3, а собственными векторами соответственно , , .

.

В §5 приведены варианты задач по теме «собственные числа и векторы».

В задачах (1-90) есть 3 различных характеристических корня. В задачах (91-180) есть один корень кратности 2. Во всех задачах корни – целые действительные числа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: