1. Психика – состояние постоянства в общении, поступках.
Сознание – трезвая оценка происходящих событий.
Деятельность – то, чем занимаемся.
Представление – предложение знакомства с кем-то.
Речь – способ выражения своей мысли.
Память – способность сохранения нужной информации.
Внимание – сосредоточенная направленность.
Воля – желание победить (достичь).
Чувства – отношение к окружающему.
Характер – внутренний, человеческий мир, время от времени или постоянно выходящий наружу.
Способности – неограниченное познание чего-то.
2. Психика – выражает собой состояние человека, его отношение ко всему.
Сознание – значит понимать, нести ответственность за свои поступки.
Деятельность – выражение своих желаний в действии.
Представление – ассоциация.
Речь – владение словарным запасом и умение им пользоваться.
Память – фотографирование в нашем мозгу, неважно через что, через зрение, слух и т.д.
Внимание – обращение с целеустремленностью на кого-то или что-то.
|
|
Воля – сильное желание.
Чувства – эмоции внутри человека, возникающие относительно чего-либо или кого-либо.
Характер – качества человека, которые характеризуют его как индивидуальность.
Способности – в како-то степени талант.
3. Психика – объект изучения психологии.
Сознание – свойство человека, выраженное в способности человека жить «правильно», не нарушая правил и норм, установленных другими.
Деятельность – работа, выполняемая людьми, будь то физическая, умственная и т.д.
Представление – возможность человека выдумывать, обыгрывать то, чего не было на самом деле, но хотелось бы, чтобы было.
Речь – средство общения, с помощью которого происходит обмен информацией; неотъемлемая часть жизни человека.
Память – свойство человека, основанное на восприятии, запоминании и обратной выдаче полученного материала (т.е. информации).
Внимание – свойство организма, основанное на концентрации, одновременном отвлечении от других предметов.
Воля – качество человека, характеризующееся способностью противостоять другим людям и настоять на своем.
Чувства – ответ организма на все происходящее вокруг.
Характер – совокупность свойств, качеств человека, формирующихся в течение всей жизни.
Способности – характеристика человека, выраженная в его умениях, навыках, которые нужно вырабатывать в течение жизни.
4. Психика – состояние души.
Сознание – внутренний мир человека, свое «я».
Деятельность – активность.
Представление – образы.
Речь – способ общения, какие-либо звуки, слова, группа слов и т.д.
Память – способность что-либо запоминать, воспроизводить.
|
|
Внимание – концентрация на чем-либо.
Воля – нечто сильное в характере человека.
Чувства – внутреннее и внешнее проявление на какое-либо событие.
Характер – невидимый портрет человека.
Способности – умение что-либо делать.
5. Психика – индивидуальная особенность личности, одушевленного предмета.
Сознание – психическое качество, способность осмысливать собственное поведение, присущее лишь человеку.
Деятельность – в како-то отрасли активность личности.
Представление – психический процесс, дающий возможность воспроизвести по прошлому опыту какие-либо ощущения (визуальные, слуховые, обонятельные и т. п).
Речь – компонент общения, средство, с помощью которого личности могут обмениваться информацией.
Память – свойство головного мозга удерживать в коре информацию, которая каким-либо образом привлекла внимание (эмоциональная окраска, полезность).
Внимание – способность концентрироваться на каком-либо виде деятельности, воспринимать предложенную информацию достоверно.
Воля – способность сдерживать себя от негативных действий.
Чувства – яркие эмоции по отношению к чему или кому-либо.
Характер – индивидуальное свойство личности, складывающееся под влиянием жизненного опыта (традиции, воспитание и т.п.) на основе наследственно полученного типа нервной системы.
Способности – предрасположенность личности успешно выполнять данную работу в заданные сроки.
6. Психика – совокупность психологических явлений, свойств и т.д..
Сознание – осознание того, что ты человек, личность, индивид. Конкретная оценка себя. Умение оценивать, понимать происходящее вокруг. Способность реагировать на происходящее.
Деятельность – занятие человека, крупномасштабное занятие, т.е. готовка на кухне – не деятельность, но работа педагога – деятельность. Деятельность – вообще претворение способностей в жизнь, воспроизведение предназначения.
Представление – появление внутренних образов, возможно фантазий.
Речь – набор связанных по смыслу слов между собой (или мыслей, если речь внутренняя, не разговорная).
Память – способность запоминать, воспроизводить услышанное или увиденное.
Внимание – умение быстро реагировать на ситуации; если внимание присутствует, человек запоминает, осознает и может воспроизвести запомненное и осознанное.
Воля – способность принимать решения независимо от другого мнения, например, сила воли.
Чувства – некие природные качества, как бы выражающие внутри человека то, что он видит, слышит, знает, например, любовь, привязанность, униженность и т.д..
Характер – совокупность качеств (внутренних) индивида.
Способности – умение что-либо делать, предрасположенность к отдельным действиям.
2. В таблице 2 приведены различия в частоте встречаемости параметров описания психической реальности в текстах определений студентов-психологов 1-го и 5-го курсов. Проанализируйте эти данные, попытайтесь их проинтерпретировать.
Таблица 2.
Различия в частоте встречаемости параметров
описания психической реальности в текстах
определений студентов-психологов 1 и 5 курсов
Параметры описания психической реальности | Частота встречаемости % | φ*-критерий | Уровень значимости Р | |
1 курс | 5 курс | |||
1.Статус описываемой реальности, сущность психического, способ его существования | -1,27 | |||
2.Состав (компоненты) психической реальности | -0,86 | |||
3.Носитель психического (и уровни его организации) | 1,72 | ** | ||
4.Экстрапсихическая реальность (внешняя и внутренняя), связь с ней | -1,25 | |||
5.Характеристики носителя психики как субъекта деятельности | -0,49 | |||
6.Характеристики (атрибуты) психической реальности | -1,34 | |||
6а. пространственные (в т.ч. телесная локализация) | 1,66 | ** | ||
6б. временные | -1,39 | |||
6в. структурные | -4,16 | *** | ||
6г. функциональные | 1,59 | * | ||
6д. статические | 0,4 | |||
6е. динамические (процессуальность и результативность) | -1,84 | ** | ||
6ж. Интенциональные | -1,39 | |||
6з. Генез | -4,37 | *** | ||
6и. соотнесенность с внешними формами проявления | 4,22 | *** | ||
6к. социальная природа психического | -0,69 | |||
6л. потенциальная природа психического | 0,96 | |||
6м. универсальность и уникальность психического | 1,4 | |||
6н. описание психики в терминах физической реальности | 1,57 | * | ||
7.Проекция на материальное | 5,01 | *** | ||
8. Наличие дихотомий | -2,6 | *** | ||
9. Наличие категорий психологии | -2,98 | *** | ||
10. Отнесенность к определенной области знаний | -1,96 | ** |
Примечание:
|
|
** Р ≤0,01
***Р ≤0,001
* Р ≤0,05
[1] Автор раздела О.И. Кильченко
1 Автор раздела Н. А. Шиленкова.
1 Автор параграфа А.Ю. Бергфельд
1 Автор параграфа Е. В. Шевкова (Фирулева).
1 Автор параграфа Л.В. Ширинкина
1 Понятие в данном случае рассматривается как логически оформленная общая мысль о чем-либо.
1 Автор параграфа О.И. Кильченко.
1 Совокупность полученных от одного испытуемого рассматривается здесь как один текст