Семья как предмет социологического

АНАЛИЗА

Социологическое понимание семьи и брака. – Основные этапы эволюции семьи. – Родство. – Брак. – Семейный социальный статус и роль. – Структура семьи. – Функции семьи. – Типология семьи. – Современные тенденции развития семьи.

Социология определяет семью как социальную общность (группу), основанную на браке или на кровном родстве, или усыновлении и связанную общностью быта и взаимной ответственностью. Она рассматривает семью как социальную систему, которая сочетает в себе характеристики социального института и малой социальной группы. Как социальный институт, семья изучается исследователями тогда, когда необходимо выяснить ее взаимодействие с обществом, с другими его элементами, понять, насколько ее функции соответствуют общественным потребностям, как меняются нормы, ценности семьи в контексте тех процессов, которые постоянно протекают в обществе и в результате которых оно развивается, изменяется, приобретает новые качественные характеристики.

Как социальная группа, семья изучается тогда, когда необходимо исследовать ее структуру и существующие между ее элементами связи; определить нормы, ценности, на которых построена семья, ее жизненные циклы.

Семья, как важнейший элемент общества, возникла и развивалась вместе с ним и несла в себе одновременно черты социальной группы и социального института. Исторически у большинства народов развитие семьи шло от неупорядоченных половых связей к групповому браку и затем к моногамии (единобрачию). Практически параллельно проходило и развитие системы родства как важной составляющей понятия семьи, под которой принято понимать совокупность социальных отношений, основанных на кровном родстве, биологической связи, браке, правовых нормах, обычаях, традициях и касающихся усыновления, опеки и др.

Сущностная сторона родственных отношений выражается такими понятиями, как отец, мать, дядя, деверь, племянница и т. д. У многих народов существовали и существуют системы родства, системы понятий, которые в состоянии выразить до двухсот различных родственных отношений отдельного индивида. Так, например, исследователи жизни североамериканских индейцев в ХVIII-ХIХ вв. отмечали, что разработанная у них система родства выражала несколько сот различных родственных отношений.

Новые формы брачных отношений, новые виды семей вызывали и новые системы родства, которые постепенно институализировались (признавались) обществом. Согласно теории антропогенеза человечество на ранней стадии своего развития находилось в добрачном состоянии. В тот исторический период при выборе сексуального партнера наши далекие предки, очевидно, «руководствовались» только животными инстинктами. Во всяком случае, в человеческой истории были периоды, когда в отношениях между полами существовал промис куитет (групповой брак или беспорядочное половое общение). Так, известный историк античности Геродот (V в. до н. э.), описывая быт и нравы современных ему народов, отмечал, что у некоторых из них существует общность женщин и что «совокупляются... они с женщинами сообща, не вступая в брак. Но сходятся подобно скоту». Об общности женщин у бриттов писал также Юлий Цезарь в I в. до н.э.

Переломной вехой между добрачным и брачным состояниями общества становится введение запретов (табу) на половые связи между ближайшими кровными родственниками. С этого времени можно говорить о возникновении брака - социального института, регулирующего отношения между полами.

Тогда же возникает одна из древнейших форм семьи -кровнородственная семья, в которой половые отношения между родственниками одного поколения являлись нормой и исключались только между предками и потомками, между родителями и детьми (хотя есть народы, в которых при известных обстоятельствах, допускалось и это).

Очередной шаг вперед в развитии семьи состоял в том, чтобы исключить половые отношения как между внутриутробными сестрами и братьями, так и между индивидами более отдаленного родства. Дальнейшее возрастание запретов половых, брачных связей между всеми или значительной части родственников привело к возникновению парной семьи (муж - жена) и единобрачию, которые в настоящее время являются преобладающими.

Таким образом, исторически развитие семьи, ее генезис проявились прежде всего через изменения форм брака и видов родства, через сокращение, последовательное исключение из круга родственников, свойственников тех, между которыми допускались половые и брачные отношения.

Долгое время в примитивных обществах семья являлась одним из немногих реально функционирующих институтов, поддерживающих существующие нормы, ценности, образцы поведения. В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов. Там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий, семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или, в крайнем случае, на советах нескольких семей. В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там - это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи.

Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным институтом распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев. И только усложнение экономической, социальной жизни людей вызывает потребность иметь и другие институты. Одновременно семья была не только институтом, но и той социальной группой, где прежде всего индивид проходил первый, важнейший этап социализации; более того, она заполняла практически всю жизнь людей, и отношения между членами семьи регулировались обычаями, традициями, авторитетом, религиозными и нравственными представлениями.

Развивалось общество - развивались и семья, ее структура. Под структурой семьи обычно понимается исторически меняющаяся совокупность отношений между ее членами. Исходя из различных уровней родства, семья может быть нуклеарной (супружеской) или расширенной (родственной). В первом случае семья состоит из супругов и их детей, а во втором она может включать кого-либо из родственников мужа или жены, а также семьи взрослых детей. Расширенная семья, независимо от количества ее членов, должна сохранять один из важнейших своих признаков - общность хозяйственной жизни, быта, взаимной ответственности и т. д. Однако в социологии существует и другое понимание расширенной семьи. Оно определяет структуру такой семьи, как объединение на основе родственных отношений нуклеарной семьи и многих других родственников - дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. С учетом большой разницы культур различных народов и особенно тех, кто находится в состоянии автаркии, изолированности, понимание родственников и родственных отношений может быть самым различным. Так, например, у жителей некоторых островов Новой Гвинеи родство прослеживается до уровня понятия «сын сына брата отца отца» и «сын сына сестры отца отца».

Структура семьи тесно связана с такими понятиями, как брак и форма брака. Социология понимает брак как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых двое или более людей составляют семью. С социологической точки зрения вступление в брак означает смену одного из социальных статусов, которыми обладает каждый человек. В данном случае - смену брачного состояния. Под последним понимают положение индивида по отношению к институту брака. Естественно, в каждом обществе существуют свой институт брака, своя система образцов поведения в семье, свое понимание прав и обязанностей супругов и других родственников. Это определяется такими понятиями, как семейный социальный статус и семейная социальная роль. Семейный социальный статус - один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Например, мы говорим: «молодая мама», «почтенный отец семейства» и т. д., подчеркивая тем самым и положение человека в обществе.

Семейные статусы подразделяются на супружеские - жена, муж, на родительские - мать, отец, на детские - сын, дочь, брат, сестра, на межпоколенные - дед, бабка, внук, внучка и т. д.

Семейная социальная роль - это предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом. Исполнение семейной роли во многом зависит от сформировавшегося в процессе социализации ролевого образа. Наиболее интенсивно и эффективно процесс формирования ролевых образов происходит в период семейной социализации ребенка и прежде всего на примерах ролевого поведения своих родителей и других ближайших родственников.

Вступая в брак, разводясь или овдовев, люди меняют свой брачный статус. На уровне всего населения эти случаи образуют массовый процесс переходов, которые в совокупности представляют собой воспроизводство брачной структуры. Последняя представляет собой распределение населения по брачным статусам. Значение брачной структуры населения необходимо для лучшего понимания процессов формирования и распада семей, тенденций изменения рождаемости, смертности, она позволяет прогнозировать демографические процессы.

Исходя из формы брака, структура семьи может быть моногамной и полигамной. Моногамная семья - это семья, основанная на браке одного мужчины и одной женщины. Полигамная семья основана на браке нескольких партнеров. Брак между одним мужчиной - супругом и несколькими женщинами называется полигинией. Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. В основе еще одной структуры семьи лежит групповая форма брака, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях.

Полигамия в истории человечества имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия. По данным американского социолога Дж. Мердока, число культур с преобладанием полигамии почти в четыре раза превышает число тех культур, где преобладает моногамия. Наиболее распространенная форма полигамии - полигиния до сих пор широко практикуется в странах, где исповедуется ислам. Полиандрия существует у некоторых народов Индии и Тибета преимущественно в виде так называемой фратериальной полиандрии, т. е. брак одной женщины с братьями.

Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. Во многих странах, где религиозная мораль допускает и поощряет полигинию, она запрещена законом.

Претерпела эволюцию и моногамная семья, основанная на однобрачии. Культура традиционной, жесткой моногамии, не допускающей повторных браков (преимущественно для женщин), сменилась так называемой последовательной моногамией, которая предполагает возможность повторных браков для мужчин и женщин. Эта тенденция характерна и для современной России. Например, в 50-е гг. ХХ в. доля повторных браков как для мужчин, так и для женщин не превышала 9%. В 1970 г. доля повторных браков составляляет 15,1 % среди всех браков мужчин и 13,8% - среди браков всех женщин. Своего максимума доля вступивших в повторный брак достигла для женщин в 1998 г. - 27,8 %; для мужчин в 1997 г. - 28,5 %, а затем эти цифры несколько снизились.

Структурные параметры семьи также определяются по признаку предпочтительности партнера для брака. В ходе исторического развития каждое общество вырабатывало свои правила, нормы, регулирующие выбор супруга и (или) супруги. Правила, по которым партнера для брака ищут вне определенной социальной группы, общности (семьи, рода, клана, племени и др.), называются правилами экзогамии. В настоящее время они являются преобладающими для большинства народов. Самое известное правило экзогамии - инцест: запрещение браков между людьми, являющимися кровными родственниками.

Долгое время у многих народов существовали и продолжают существовать иные правила, регулирующие выбор супруга или супруги. Они получили название эндогамии и определяют выбор партнера в браке только в пределах своей группы. Наиболее известный пример эндогамии - кастовая система в Индии, при которой браки заключаются только между представителями одной касты и тем самым поддерживаются ее закрытость, изолированность. Но даже в цивилизованных обществах сохраняются элементы эндогамии. Это проявляется на уровне некоторых традиций, обычаев, предрассудков; на основе невежества, снобизма и других социальных норм, которые ограничивают «смешанные» браки и где будущие супруги не могут принадлежать к различным расам, нациям, конфессиям, иметь различное социальное происхождение («плебей» и «аристократка»).

Процесс брачного отбора исторически конкретен; он зависит от демографических, экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные его особенности связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных брачных партнеров, так и степень свободы индивидуального выбора. В некоторых культурах, а в прошлом - практически повсюду, преобладали браки, организуемые родителями или родственниками. В других - доминирует свободный выбор. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и другого характера.

Структура семьи определяется и существующими в тех или иных обществах, у тех или иных народов правилами выбора местожительства. Например, в США молодая семья предпочитает неолокальное местожительство, при котором она живет отдельно от семей своих родителей. Матрилокальная семья - это семья, которая живет в соответствии с нормами, которые определяют местожительство рядом с родителями жены или непосредственно в их семье. В традициях очень многих народов преобладает патрилокальное местожительство, когда молодая семья живет в рамках семьи родителей мужа или поблизости. В отличие от неолокальной семьи патрилокальная и матрилокальная семьи характеризуются высокой степенью вмешательства в жизнь молодой семьи их родителей, которое зачастую приобретает форму деспотической власти со стороны свекрови, свекра, тещи и др.

Сущность семьи как социальной группы и как социального института можно глубже понять прежде всего через ее функции, через решение ею определенного круга социальных задач, проблем, конфликтов. Функции семьи и брака, как правило, меняются в зависимости от изменений, происходящих в самом обществе. Можно выделить некоторые универсальные функции, которые в той или иной мере присущи большинству общественных систем.

Репродуктивная функция (воспроизводство населения) - одна из наиболее значимых и для общества и для семьи. Однако в различных обществах, у различных народов существует ряд факторов, влияющих на репродуктивную функцию семьи. В зависимости от различного рода обстоятельств общество и государство могут использовать и правовые и моральные нормы, чтобы стимулировать рождение новых детей или, наоборот, влиять на семью, добиваясь от нее сокращения деторождения. Кроме того, общество, считая семью основной ячейкой общества, ответственной за воспроизводство ее новых членов, не одобряет появления детей вне семьи, хотя и поддерживает их материально и морально в случае рождения.

Чувственная (сексуальная) функция. Семья - это та социальная группа, в которой большая часть людей стремится удовлетворить свои сексуальные потребности на основе такого чувства, как любовь. Кроме того, семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует сексуальное влечение людей.

Экономическая функция. Долгое время семья повсеместно являлась основной экономической ячейкой общества. Именно в ней было организовано производство всего самого необходимого для членов семьи (натуральное хозяйство). В настоящее время в определенной степенита функция продолжает иметь место даже в индустриально развитых странах. А в большинстве государств Африки, Азии, Латинской Америки семья остается основной производственной единицей.

Хозяйственно-бытовая функция. Семья организует быт, распределяет обязанности между ее членами, заботится об их здоровье. В семье осуществляется уход за детьми и престарелыми.

Повышение благосостояния людей, развитие сферы услуг здравоохранения объясняют общую тенденцию снижения значимости хозяйственно-бытовой функции семьи в индустриально развитых странах.

Статусная функция. На протяжении веков и даже тысячелетий семья играла и продолжает играть важную роль в передаче своим младшим членам многих статусов (как достигнутых, так и предписанных): аристократы передают детям свое знатное происхождение, члены каст, ремесленных гильдий передают свой социальный и профессиональный статус и т. д. Общество стремится регулировать процесс передачи статусов. В частности, в ХIХ-ХХ вв. были ликвидированы привилегии, закрепленные в рамках статуса многих сословий, классов, социальных групп.

Вместе с тем семья всегда будет осуществлять ролевую подготовку детей к статусам их родителей, прививать им нормы, ценности, образцы поведения своей семьи и той общности, которой она принадлежит.

Функция социализации. Во всех без исключения общества семья является главным местом и средством социализации личности. Именно в ней дети усваивают основные знания, умения, необходимые в жизни. И хотя в обществе существуют и другие институты, участвующие в социализации, семья продолжает занимать ведущее место в этом процессе.

Психотерапевтическая функция. Под ней понимаются психологическая взаимопомощь, эмоциональная поддержка, взаимопонимание и любовь, которую находят в семье ее члены. Если семья не в полной мере выполняет эту функцию, то человек в значительной степени лишается жизненно необходимого элемента своего существования. Если члены семьи находят в ней эмоциональное удовлетворение, то это обеспечивает ее стабильность, сплоченность, укрепляет брачные узы. В счастливых семьях происходит взаимообогащение эмоциональной жизни, интересов супругов и их детей.

Досуговая функция. Общий прогресс общества привел к тому, что люди получили больше возможности находиться вне своей работы, хозяйственной деятельности. Увеличилось свободное время - возросла значимость семьи, в которой человек может проводить свой досуг. Однако в реальной жизни это происходит не всегда. Во многих государствах общество, власть озабочены тем, чтобы свой досуг люди проводили как можно чаще в семье и с семьей.

Эти и другие функции семьи позволяют обществу не только сохраняться, обеспечивая преемственность поколений, но и развиваться с известными динамизмом и стабильностью.

В социологии существует определенная типология семьи как малой социальной группы. Наиболее известным типом семьи, не требующим особых комментариев, является тот, где власть супруга или супруги основана на их принадлежности к тому или иному полу. Это патриархальная семья (властные полномочия в руках мужчины) и матриархальная семья (власть в руках супруги). Однако эта типология более применима к анализу семей примитивных обществ, где такое распределение власти в семье жестко им контролируется и поддерживается.

В цивилизованных обществах также можно выделить типы семей на основе такого признака, как распределение власти между супругами. Это эгалитарный тип семьи и традиционный.

Эгалитарная (или демократическая) семья характеризуется отсутствием ярко выраженного лидера или он осуществляет свои властные полномочия на демократической основе, без навязывания членам семьи своих взглядов, мнений. Основные решения в семье принимаются совместно с учетом мнения не только других членов семьи - взрослых (родственная семья), а также и детей. Члены семьи совместно проводят досуг, воспитывают детей. В эгалитарной семье лидерство никогда не связывается с его принадлежностью к тому или иному полу.

Традиционный тип семьи характеризуется властью мужа. Он принимает решение по всем основным вопросам, материально «обеспечивает» семью. Хозяйственно-бытовые функции в семье возложены на жену. Это социальное неравенство в семье обеспечивается и поддерживается обычаями, традициями той общности, к которой она принадлежит.

Исходя из распределения властных полномочий, еще выде­ляют авторитарный тип семьи. В ней власть может принадлежать не только кому-либо из супругов, но также и другим ее членам. Она опирается прежде всего на авторитарный тип характера субъекта власти, на его умение и возможности приказывать, распоряжаться, подавлять членов семьи как личностей.

По числу детей в семье выделяют также такие ее типы, как бездетные, однодетные, среднедетные (двухдетные), многодетные (три ребенка и более). Эта типология достаточно условна, так как в различных обществах существует и различное понимание того, какую семью, например, считать многодетной.

По характеру распределения домашних обязанностей выделяют следующие типы семей:

- традиционная (обязанности традиционно делятся на «мужские» и «женские»);

- коллективистская (распределение обязанностей происходит по взаимной договоренности, по наклонностям супругов и т.п.);

- индивидуалистическая (члены семьи в основном обслуживают себя сами).

На основе материального благополучия, обеспеченности выделяют семьи с высоким, средним, низким уровнями доходов.

По тем целям, задачам, которые ставит перед собой семья, выделяют несколько типов семей. «Закрытые» семьи ориентируются на традиционно семейные ценности. Супруги живут прежде всего интересами семьи, детей. Свободное время проводят вместе. Семья «закрыта» для широких социальных контактов, для проникновения в свой замкнутый внутренний мир.

«Рационалистский» тип семьи характеризуется тем, что супруги в ней прежде всего нацелены на личную карьеру, на реализацию своего потенциала как личностей. Исходя из этого принимаются рациональные решения: иметь только одного ребенка, не ограничивать свободу друг друга, избегать конфликтов и т. д. Зачастую досуг, общение с другими семьями, коллегами подчинены их профессиональному успеху, карьере.

«Досуговый» тип семьи. В такой семье супруги прежде всего стремятся к развлечениям, к досуговой форме жизнедеятельности, другие цели для них вторичны.

В каждый исторический период семья как социальный институт, как малая общность, находясь в определенной динамике, преодолевала трудности своего развития. С какими трудностями сталкивается современная российская семья? Каково ее современное социологическое измерение? Российское общество, находясь в целом на единой социокультурной основе той части государств, которые позициируются как индустриальные и постиндустриальные, закономерно утрачивает многие, только ему присущие характеристики семейно-брачных институтов. В целом усиливаетя тождественность тенденций развития этих институтов в РФ и западных индустриальных государствах. Каждая из них требует специального исследования и научного описания. В самом сжатом виде изложения эти тенденции проявляются в следующем.

Поздние браки. Современная молодежь сначала стремится получить хорошее образование, достичь определенных стандартов жизни, а потом уже создавать семью. Так, если в традиционном обществе мужчины вступают в брак в возрасте 18-20 лет, а женщины - в 16-18, то брачный возраст современных молодоженов колеблется от 22 до 28 лет. Особенно значительно снизилась брачная активность с начала 90-х гг. ХХ в. Так, за последние 10 лет коэффициент брачности у лиц в возрасте до 18 лет упал в два раза, а в возрасте 18-24 лет - на 40%. Отчасти это связано с распространением в РФ новых форм семейной жизни - нерегистрируемых браков, временных сожительств. Исследования конца 1990-х гг. свидетельствуют о том, что нерегистрируемые браки (консенсуальные союзы, пробные браки, сожительства) становятся все более масштабным явлением. В возрасте до 25 лет они достигают 30% и более от общего числа брачных незарегистрированных союзов. Вместе с тем социологические исследования не подтверждают бытующее мнение о том, что стремление избежать брака в молодом возрасте очень велико. Так, например, в России поколения 1925 - 1929 гг. рождения доля женщин, вступивших в брак до 20 лет, составляла 12,9 %, мужчин до 23 лет - 24,2 %. Среди поколения 1955-59 гг. рождения - соответственно 31,9 и 48,9 %. Средний возраст вступления в первый брак составлял в 1994 г. у мужчин - 24 %, у женщин - 21,8% и был таким же, как и сто лет назад: в 1897 г. - 24,2 и
21,4 %. Однако, начиная с 90-х гг. ХХ в., планка вступления в первый брак значительно поднялась: по некоторым оценкам на 2-2,5 года. Вместе с тем, семья продолжает быть для русских значимой ценностью. Так, по переписи 1989 г., мужчины и женщины в возрасте 45-49 лет, никогда не бывшие в браке, составляли соответственно 5,5 % и 4,6 %. Эти цифры фактически не отличаются от тех, которые наблюдались до 1917 г.

Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода. Например, в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости в российских семьях составлял 5,23 ребенка, а в середине 90-х гг. ХХ в. - примерно 1,23, тогда как для простого воспроизводства общества необходимо, чтобы для каждой семьи этот коэффициент в среднем составлял 2,5. В конечном итоге поэтому за 1992-1999 гг. население России сократилось на 3,2 млн. человек, причем естественная убыль (без учета мигрантов) превысила 5,8 млн. человек. Вместе с тем нельзя утверждать, что падение рождаемости - это фатальное последствие только социально-политических реформ 90-х гг. ХХ в. и их экономических последствий, отразившихся на российской семье. В настоящее время текущий уровень рождаемости сравнялся с уровнем в таких странах, как Германия, Италия, Португалия, Греция, Япония. Несомненно, определенное воздействие на динамику рождаемости оказывают кризисные ситуации в стране. Но их влияние на итоговые показатели рождаемости поколений пока обнаруживается слабо, ее трудно отделить от общей тенденции к снижению рождаемости, характерной для развитых стран. Кризисы скорее приводят к откладыванию рождения, как правило, второго ребенка на более позднее время, чем к окончательному отказу от них.

По выходе из системного социально-экономического кризиса российское население, вероятнее всего, не вернется к прежней модели рождаемости и брака. Традиционная слитность трех видов поведения в браке - сексуального, матримониального и репродуктивного - окончательно уходит в прошлое. Раннее начало сексуальной жизни не будет сопровождаться немедленной регистраций брака, рождение детей будет происходить во все более позднем возрасте - по мере достижения социальной и экономической независимости. Интервалы между родами будут также увеличиваться в соответствии с ситуацией на рынке труда и возможностями решения проблем с жильем.

Увеличение числа разводов. В традиционном обществе разводы являются редкостью, так как существующие законы и обычаи ограничивают свободу индивидуального выбора в супружеских отношениях. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы. Поэтому человек волен определять свое брачное состояние, что естественным образом увеличивает количество распавшихся семей. Эта тенденция характерна не только для индустриально развитых стран, но и для РФ. В начале ХХ в. число разводов было ничтожным, а затем оно стало быстро расти. С конца 1970-х гг. наметилась стабилизация разводимости, но на очень высокой точке – 4-4,5 % ежегодно: в 1980 г. – 4,2 %, в 2000 г. – 4,3 %. Эти показатели превышают показатели всех развитых стран, кроме США. Вероятность распада первого брака вследствие развода для современных поколений россиян составляет около 40 %, а для городских семей – 50 % и выше.

Вместе с тем для РФ характерно, что средняя продолжительность жизни в браке (несмотря на частые разводы) для женщин репродуктивного возраста составляет 23 года, что мало отличается от показателей для конца XIX в.

Утрата семьей некоторых своих функций. Увеличение числа разводов и внебрачных отношений приводит к росту неполных семей. Как правило, это материнская семья, в которой мама одна воспитывает детей. Так, в 1985 г. доля внебрачных рождений составляла 12 %, а в 1998 г. выросла до 27 %. Сейчас в России примерно 20 % семей с несовершеннолетними детьми являются неполными.

Кризис семьи, внебрачные роды нередко приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей, другие родители лишаются прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности. Многие дети сами бегут из своих семей из-за того, что в семье они не находят должной заботы, тепла и ласки. По данным различных источников, в России сейчас около 700 тыс. детей-сирот и примерно 2 млн. беспризорных и безнадзорных детей.

Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью. По данным статистики, лишь один из десяти воспитанников детского дома создает нормальную семью.

Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. Поэтому и во многих полных семьях материнское воспитание доминирует над отцовским. Кроме того, многие отцы, занятые решением проблем материального обеспечения семьи или личной карьеры, самоустраняются от семейных дел и забот, перекладывая свои родительские функции на женские плечи. Многие социологи считают, что в развитых странах наблюдается возрождение эпохи матриархата. О проблемах современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей. По сути это тупиковая ветвь в развитии семьи и общества.

Глубинные причины кризиса современной семьи носят цивилизационный характер. Информационная цивилизация весьма нестабильна (импульсивна) по всем своим параметрам. Эта нестабильность переносится и на брачно-семейные отношения. Кроме того, современные производственные отношения, образ жизни людей и рост индивидуального эгоизма не стимулируют репродуктивную мотивацию (потребность в детях).

В условиях России общий цивилизационный кризис семьи усугубляется социально-экономической и политической нестабильностью общества. Большая часть населения находится в условиях перманентной стрессовой ситуации, не способствующей созданию стабильных и прочных брачно-семейных отношений. Низкий уровень жизни, неуверенность в завтрашнем дне не позволяют российским семьям реализовывать даже весьма низкие (один - два ребенка) репродуктивные ориентиры. Кризис семьи и депопуляция в России представляют реальную угрозу самому существованию российского общества.

Вопросы для самоконтроля знания по теме:

1. Почему возникла семья? Какие функции она выполняет?

2. Что такое брак? Какие формы он может принимать?

3. Какие типы (виды) семей выделяет социология?

4. Подумайте, к какому типу семей относится Ваша семья. Обоснуйте свое мнение.

5. Какие проблемы существуют у современной семьи? Можно ли их решить? Каким образом?

ТЕМА 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: