Конституционному Суду РФ подведомственно разрешение не всех споров о компетенции, которые могут возникнуть между органами государственной власти, а лишь определенной их части. К ним относятся споры между: во-первых, федеральными органами государственной власти; во-вторых, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; в-третьих, высшими государственными органами субъектов РФ.
Использование законодателем термина «орган государственной власти» может привести к неоднозначному толкованию, поскольку в науке и законодательстве зачастую проводится разграничение между понятиями «орган государственной власти» и «государственный орган». Если признать, что некоторые государственные органы Российской Федерации или субъектов РФ не обладают статусом органа государственной власти, то их участие в спорах о компетенции не затрагивает полномочия Конституционного Суда РФ. Такие споры будут подведомственными судам общей юрисдикции.
|
|
Конституционному Суду РФ подведомственны споры между любыми органами государственной власти Российской Федерации, любыми органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Однако если спор возникает между государственными органами субъектов РФ, важным критерием подведомственности спора становится наличие или отсутствие статуса «высшего» государственного органа субъекта РФ. Более того, в пункте «в» ч. 3 ст. 125 Конституции РФ речь идет не об «органах государственной власти», а о «государственных органах» субъектов РФ. Данная норма не опровергает возможности дифференциации статуса органов государственной власти и государственных органов, если считать понятие «государственный орган» более широким. Вместе с тем, не следует исключать квалификации в качестве «высших» государственных органов субъектов РФ субъектов конституционных правоотношений, которые не обладают статусом органа государственной власти[20].
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов, установленными федеральным законом. Конституция РФ непосредственно не определяет, какие государственные органы субъектов РФ являются «высшими». Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[21] устанавливает статус «высшего» государственного органа в отношении законодательного (представительного) органа (ст. 4) и высшего исполнительного органа (ст. 17) субъекта РФ. Квалификация в качестве «высших» ряда других государственных органов субъектов РФ (избирательных комиссий, уполномоченных по правам человека, парламентских органов финансового контроля и т.п.) остается в сфере усмотрения законодателей субъектов РФ, что отрицательно сказывается на единстве института подведомственности споров о компетенции конституционному правосудию. Что касается исполнительных органов субъектов РФ специальной компетенции (министерств, агентств, служб, департаментов, управлений, комитетов и т.п.) – разрешение споров о компетенции с их участием, на наш взгляд, явно не подведомственно Конституционному Суду РФ.
|
|
Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из государственных органов, участвующих в соответствующем споре. Однако Президент РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разрешении спора, в котором глава государства не принимает участия. В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ глава государства может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Под «соответствующим судом», в числе прочего, понимается Конституционный Суд РФ, если спор о компетенции возникает между органами, указанными в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ.
Допустимость ходатайства органа государственной власти сопряжена с рядом юридических условий: во-первых, оспариваемая компетенция должна определяться Конституцией РФ; во-вторых, спор не может касаться вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности; в-третьих, необходимо, чтобы спор не был или не мог быть разрешен иным способом; в-четвертых, заявитель должен считать издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти; в-пятых, заявитель должен предварительно обратиться к соответствующим государственным органам с письменным заявлением о нарушении компетенции заявителя либо об уклонении от осуществления входящей в компетенцию обязанности. Если в течение месяца со дня получения указанного заявления нарушения не были устранены, ходатайство в Конституционный Суд РФ становится допустимым. Условием допустимости ходатайства Президента РФ о разрешении спора о компетенции, в котором глава государства не принимал участие, является факт использования Президентом РФ согласительных процедур.
Применительно к спорам о компетенции законодатель вводит весьма узкие пределы проверки. Споры о компетенции рассматриваются исключительно с точки зрения реализации конституционного принципа разделения властей, разграничения предметов ведения, компетенции и полномочий. Рассмотрение дел о соответствии нормативных актов Конституции РФ по содержанию норм, форме, порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.
По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный Суд РФ выносит решение, которое подтверждает или отрицает полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, которые послужили причиной возникновения спора о компетенции.