Этот раздел бизнес-плана, несмотря на то, что он идёт первым, реально прописывается в последнюю очередь, когда уже прояснятся многие детали плана. При этом он обычно содержит:
· основные цели фирмы;
· основные стратегии, используемые фирмой для достижения своих целей;
· перечень конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках принятых стратегий;
· конкретная сфера деятельности фирмы в планируемый период;
· какие средства нужны для планируемой деятельности фирмы и где их предполагается изыскивать;
· чем производимые фирмой товары/услуги лучше подобной продукции, производимой конкурентами, и почему покупатели будут приобретать именно их;
· какие объёмы продаж прогнозируются в ближайшие годы;
· какова ожидаемая выручка от этих продаж;
· каков средний уровень прибыльности инвестиций/капитала в данной сфере;
· по истечении какого срока будут полностью возвращены заёмные средства;
· характерные и особые условия работы фирмы;
· контактная информация руководителей фирмы.
|
|
Характеристика товара/услуги
Написанию данного раздела бизнес-плана обычно предшествуют значительные работы по выбору товаров/услуг, которые планируется сделать основой деятельности фирмы. В результате в бизнес-плане должны появиться ответы на вопросы:
· какие товары/услуги будут производиться фирмой, каковы их характеристики;
· какие выбраны наименования для планируемых товаров/услуг и их внешний вид (фото, образцы, модели);
· какие потребности (настоящие и потенциальные) данный товар будет удовлетворять;
· как часто этот товар/услуга будет приобретаться потребителями (регулярно, периодически, эпизодически, случайно);
· к какой ценовой категории относятся выпускаемый товар/услуга (дешёвые, средние, дорогие);
· насколько данные товары/услуги отвечают требованиям стандартизации и сертификации;
· как долго предполагается продавать данный товар/услугу на рынке;
· на каких рынках и каким способом предполагается продавать данный товар/услугу;
· что в данных товарах/услугах составляет конкурентное преимущество перед другими аналогичными товарами и товарами-заменителями.
Поиск ответов на поставленные вопросы связан с проработкой большого объёма информации, поиск которой иногда сам по себе превращается в проблему.