Глоссарий. 1. Бизнес-план – это экономически обоснованный документ, показывающий реальность планируемого проекта

1. Бизнес-план – это экономически обоснованный документ, показывающий реальность планируемого проекта.

2. Бухгалтерский учёт – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах организации и их изменениях путём сплошного непрерывного документального учёта всех хозяйственных операций.

3. Бюджетное планирование – планирование через составление бюджета, то есть плана, основанного на сбалансированности расходов и доходов, затрат и выпуска, ресурсов и конечных результатов.

4. Генерирование предпринимательской идеи – целенаправленный поиск (интуитивный или по специальным алгоритмам) места или процесса, где удаётся найти (увидеть, выявить) предпринимательскую идею.

5. Государственная регистрация предпринимательской фирмы – подготовка стандартного пакета документов и представление его в соответствующий орган государственной власти (как правило, налоговую инспекцию) для получения разрешения на открытие счёта в банке, изготовление собственной печати и официальное начало своей деятельности.

6. Идея предпринимательская – интерес предпринимателя, облечённый в некую конкретную форму (техническую, экономическую, социальную и т.п.), на основе совмещения его возможностей с потребностями рынка.

7. Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода.

8. Источник обязанностей предпринимателя – 1) совокупность всех действующих в стране и регионе законодательных и подзаконных актов; 2) совокупность сложившихся в данной стране и регионе обычаев делового оборота.

9. Источник прав предпринимателя – 1) совокупность всех действующих в стране и регионе законодательных и подзаконных актов; 2) совокупность сложившихся в данной стране и регионе обычаев делового оборота.

10. Капитал предпринимательской фирмы – это всё то, чем она владеет.

11. Лицензирование предпринимательской деятельности – подготовка стандартного пакета документов и представление его в лицензирующий государственный или муниципальный орган (по принадлежности вида деятельности) для получения разрешения на ведение деятельности или совершения действия, включённых в список лицензируемых видов.

12. Механизмы защиты предпринимательской тайны – физические и организационные механизмы, препятствующие нежелательному распространению информации.

13. Налоги – обязательные платежи в бюджеты разных уровней, взимаемые с физических и юридических лиц.

14. Обычаи делового оборота – совокупность сложившихся в стране, регионе, отрасли, рынке «неписанных» правил поведения в предпринимательской среде.

15. Планирование внутрифирменное – способ эффективной организации деятельности фирмы на основе системы взаимосогласованных планов.

16. Предпринимательская культура – это сложившаяся, устоявшаяся система принципов, приёмов, методов предпринимательской деятельности субъектов предпринимательства в соответствии с действующими в обществе правовыми нормами, обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами.

17. Предпринимательская среда в стране/регионе – это сложившаяся социально-экономическая, политическая и гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экономическую свободу дееспособным гражданам для занятий предпринимательской деятельностью.

18. Предпринимательская тайна – набор сведений о деятельности предпринимателя, распространение которых он считает нежелательным.

19. Предпринимательская этика – это часть предпринимательской культуры, опирающаяся на такие категории, как честность. совесть, вежливость, авторитетность, благородство и т.п.

20. Предпринимательство: 1) нет чёткого определения, есть только общепризнанный набор признаков подобной деятельности: организация, инициатива, риск, новизна, финансовая, моральная и социальная ответственность; 2) Пр-во как явление отражает всю совокупность отношений, связанных с организацией производства и реализации товаров/услуг и получения желаемых результатов (прибыли); 3) Пр-во как процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий по прохождению всего пути от зарождения предпринимательской идеи до получения прибыли (Й. Шумпетер).

21. Предпринимательство коммерческое – деятельность предпринимателей по закупу и реализации товаров/услуг.

22. Предпринимательство консультационное – деятельность предпринимателей по оказанию консультационных услуг (юридических, управленческих, технических, информационных, медицинских и т.п.).

23. Предпринимательство производственное – деятельность предпринимателей по производству конкретных товаров/услуг; носит, как правило, отраслевой характер (металлообработка, пошив одежды, транспорт, выращивание овощей и т.п.);

24. Предпринимательство финансовое – деятельность предпринимателей по оказанию различных финансовых услуг.

25. Рынок (с позиций предпринимательства) – организованная и относительно сбалансированная система, обеспечивающая предпринимателям свободу при выборе производимых товаров и услуг, а также способов их производства и продажи.

26. Себестоимость товара – совокупность всех затрат, которые понёс предприниматель для его производства.

27. Среда предпринимательская внешняя – совокупность большого числа факторов, воздействующих на предпринимателя извне независимо от его желания и не регулируемых им.

28. Среда предпринимательская внутренняя – совокупность факторов, механизмов, процессов, действующих внутри предпринимательской организации и обеспечивающих её функционирование.

29. Товарный знак (марка, бренд) – это словесные, изобразительные символы или их комбинация, которые регистрируются в соответствующих государственных органах и служат для идентификации товаров конкретного производителя (реже – конкретного продавца).

30. Физическое лицо как предприниматель (в РФ) – в соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом РФ это любое дееспособное лицо, достигшее 18-ти лет.

31. Финансовый менеджмент – управление денежными потоками предприятия с целью обеспечения текущей платёжеспособности фирмы и получения прибыли в перспективе.

32. Финансы предпринимательской фирмы – это её ресурсы в денежном выражении.

33. Функция предпринимательства общеэкономическая обусловлена ролью, которую играют предприниматели, закупая ресурсы, производя из них товары/услуги и реализуя их на рынке.

34. Функция предпринимательства ресурсная обусловлена высокоэффективным использованием всех доступных ресурсов.

35. Функция предпринимательства творческо-поисковая (инновационная) обусловлена выработкой новых идей, средств, факторов и т.п., используемых в процессах производства и торговли.

36. Функция предпринимательства социальная проявляется в том, что любой дееспособный индивид может проявить свои способности, таланты, знания, умения, организовав собственное дело.

37. Функция предпринимательства организационная обусловлена самостоятельным принятием всех решений, касающихся организации и ведения собственного дела.

38. Экономическая свобода – юридическая норма, принятая в стране/регионе, устанавливающая гарантию прав всем физическим и юридическим лицам при ведении предпринимательской деятельности.

39. Экономический эффект от реализации предпринимательской идей – это прибыль предпринимателя.

40. Экспертная оценка предпринимательской идеи – это попытка, используя знания специалистов-экспертов, совместить расчётными и логическими методами требования, предъявляемые рынком к характеру и качеству идеи, с возможностями предпринимателя.

41. Юридическое лицо как предприниматель (в РФ) – это любая организация (фирма), зарегистрированная в соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) Основная литература:

1. *Лапуста, М. Г. Предпринимательство: учебник для вузов / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 608 с.

2. *Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 480 с.

3. *Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 348 с.

4. Наумов В. Н. Организация предпринимательства: Учебное пособие / В. Н. Наумов. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.

5. *Морозов, М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для вузов / М. А. Морозов. – М.: Академия, 2009. – 288 с.

б) Дополнительная литература:

6. Бараненко С. П. Основы предпринимательства: Учебное пособие / С. П. Бараненко, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников. – М.: Центрполиграф, 2010. – 191 с.

7. Чапек В. Н. Экономика малого предпринимательства: Учебное пособие / В. Н. Чапек, М. К. Атаев, Ю. Т. Елоев. – М.: Феникс, 2009. – 192 с.

8. Маршак А. Л. Социология предпринимательства: Учебное пособие / А. Л. Маршак. – М.: Российская Академия предпринимательства, АП «Наука и образование», 2008. – 173 с.

9. Крутик А. Б. Теория и методика обучения предпринимательству: Учебное пособие / А. Б. Крутик, М. В. Решетова. – М.: Академия, 2011. – 336 с.

10. Одинцов А. А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 336 с.

11. Воробьёв С. Н. Системный анализ и управление рисками в предпринимательстве: Учебное пособие / С. Н. Воробьёв, К. В. Балдин. – М.: МСПИ, МОДЭК, 2009. – 760 с.

12. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие / Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

13. Самарина В. П. Основы предпринимательства: Учебное пособие / В. П. Самарина. – М.: Кнорус, 2010. – 224 с.

14. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. Учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. – М.: Норма, 2008. – 480 с.

15. Публикации Р. Кийосаки (9 книг) и Д. Трампа (4 книги).

Можно в качестве дополнительной литературы по предпринимательству порекомендовать различные журналы:

· общепредпринимательское направление: «Business Excellens» («Деловое совершенство» на русском языке), «Инвестиции & Управление», «Биржа интеллектуальной собственности», «Инновации», «Карьера» и т.д.

· межотраслевое направление: «Директор», «Главный инженер», «Главный бухгалтер», «Главный метролог», «Управление персоналом» и т.д.

· многочисленные журналы, освещающие процессы в конкретных отраслях: металлургия, машиностроение, транспорт, связь, строительство, торговля, сельское хозяйство, энергетика, лесная промышленность и т.д.

Примечание: * – издание есть в библиотеке ЧелГУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: