Новая система государственного управления, сложившаяся к середине 1918 г., нашла юридическое оформление в Конституции РСФСР[5], принятой на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 г. Конституция торжественно декларировала, что власть «принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах», выдвигала как основную задачу «установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной всероссийской Советской власти».
Управленческие отношения в новом государстве Конституцией РСФСР были определены как федеративные, т.е. договорные. Первым разделом Конституции стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и Российская Советская Республика учреждалась «на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». Рабочим и крестьянам каждой нации предоставлялось право самим решать, «желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных учреждениях»[6]. Высшими органами власти и управления признавались Всероссийский съезд Советов, созываемый не реже двух раз в год, и избираемый съездом ВЦИК - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР.
|
|
Общее управление делами Республики и руководство отдельными отраслями народного хозяйства по Конституции предавалось Совету народных комиссаров, при этом и съезд Советов, и ВЦИК могли смещать и назначать как весь состав Совнаркома, так и его отдельных членов. Народный комиссар вправе был единолично принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции наркомата, и доводить их до сведения коллегии.
В Конституции была четко прописана организация власти на местах: в границах своего ведения съезды Советов (областные, губернские, уездные и волостные) были высшей на данной территории властью. В период между съездами такой властью являлся соответствующий исполнительный комитет, всецело ответственный перед избравшим его Советом. В сельских местностях, где это возможно, вопросы управления разрешались общим собранием избирателей.
В Конституции закреплялись основные принципы советской избирательной системы. При этом сохранялось неравенство в предоставлении избирательных прав (их получили только трудящиеся, т.е. рабочие, служащие, крестьяне, не пользовавшиеся наемным трудом и военнослужащие). Политических прав были лишены представители городской и сельской буржуазии, чиновники, служители церкви, бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки и члены царской фамилии. Особые статьи, введенные в Основной закон, устанавливали при выборах в Советы и Съезды Советов существенные преимущества для рабочего класса по сравнению с крестьянством (пролетарии могли послать в пять раз больше делегатов, чем сельские жители). Кроме того, вводилась многоступенчатая система выборов при открытом голосовании, что дополнительно создавало целый ряд фильтров на пути движения делегатов от низших до высших органов советской власти.
|
|
Вывод. В целом, к середине 1918 г. в общих чертах сложилась новая система управления, основанная на обобществлении средств производства, плановом хозяйстве, исключении частной собственности и рыночных отношений.