Технология самоменеджмента

Многие выдающиеся люди добивались успеха благодаря четкой организации своего личного труда. Человек, естественно, не может управлять самим временем, но способен управлять своими делами с учетом данного фактора. Следует отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, т.е. способность планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать.

Персональный менеджмент (англ. selfmanagment – «самоменеджмент») – это целенаправленное и последовательное применение практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Система персонального менеджмента включает следующие шесть процедур:

– постановка цели – анализ и формирование личных целей, выбор количественных критериев их достижения;

– сбор и обработка информации – сбор первичной информации и ее обработка по выбранному плану действий;

– планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

– принятие решений по предстоящим делам для достижения критериев управления;

– реализация решений и организация их исполнения включают составление распорядка дня и организацию личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач;

– контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости – корректировка целей).

Сущность системы персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам человека, его способности управлять собой. Эта модель складывается из семи блоков.

1. Личная организованность, пунктуальность.

2. Самодисциплина. Постоянная целенаправленная деятельность.

3. Знание техники личной работы и научной организации труда.

4. Мотивация человеческого потенциала на реализацию жизненных целей.

5. Способность быть здоровым и работоспособным.

6. Способность сформулировать и реализовать жизненные цели.

7. Личный самоконтроль.

В табл. 4 представлена технология самоменеджмента.

Таблица 4

Технология самоменеджмента

№ п/п Процедуры Методические приемы и способы Достигаемый результат
  Постановка целей. Выбор критериев достижения Определение целей, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели Ориентация на конечный результат. Выбор количественных критериев. Устранение слабых сторон. Распознавание преимуществ. Концентрация усилий на узких местах. Фиксация сроков и мероприятий
  Сбор и обработка информации для планов Сбор первичной информации. Обеспечение полноты и своевременности поступления информации. Обработка информации по альтернативным вариантам Максимально необходимый объем информации для руководителя. Проработка трех вариантов (пессимистичного, реалистичного, оптимистичного)
  Планирование и разработка альтернативных вариантов решений Годовое и квартальное планирование, месячное и недельное. Планирование рабочего дня. Принципы персонального менеджмента. Менеджмент с помощью дневника времени Подготовка к реализации цели на основе планов. Распределение рабочего времени. Распределение имеющихся ресурсов. Анализ ограничений на решение задачи. Наличие трех альтернатив
  Принятие решений на основе альтернативных вариантов Установка приоритетов решений. Выбор экономически выгодного варианта по критерию «Время – стоимость». Выполнение принципа Парето: 80 % альтернативных решений бесполезны и только 20% дают нужный результат Первоочередное решение жизненно важных проблем. Приводящая к успеху организация труда. Упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности
  Реализация решений и организация их исполнения Четкий распорядок рабочего дня. Биоритм, график продуктивности. Четкая технология выполнения решений Концентрация на значительных задачах управления, использование пика производительности труда. Постепенная реализация принятых решений
  Контроль исполнения и самоконтроль Контролирование процесса работы. Контролирование достижения поставленных целей и промежуточных результатов. Обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) с точки зрения достижения критериев Обеспечение запланированных результатов (цель и критерии). Контроль выполнения цели по каждому количественному критерию. Вознаграждение за достигнутые результаты

Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Планировать собственную деятельность нужно поэтапно, выполняя следующие процедуры: 1) проанализировать бюджет времени; 2) определить содержание планируемых дел; 3) рассчитать время, необходимое для выполнения этих дел; 4) составить план перспективных дел на год; 5) разработать тематический список дел на месяц; 6) составить план действий на неделю; 7) записать текущие дела и составить рабочий план на день.

Существует ряд преимуществ письменной формы планирования: письменные планы дня обеспечивают разгрузку памяти; планы, которые держат в голове, легко отвергаются; письменно фиксируемый план имеет психологический эффект самомотивации к работе; вы меньше отвлекаетесь и больше занимаетесь только намеченными задачами; благодаря контролю результатов, невыполненные дела не теряются (переносятся на следующий день); последовательное планирование обусловливает совершенствование вашей личной техники и методов работы; существует ясность относительно того, что надо сделать в течение дня, вы стараетесь рационализировать свой труд и сознательно противодействовать помехам внутренней и внешней среды. Существует множество правил планирования, следуя которым вы должны значительно повысить эффективность планирования собственной деятельности: сначала нужно поставить себе цель – это необходимое условие начала любого планирования. Цель должна быть объективной и отвечать вашим возможностям; необходимо выбрать количественные критерии достижения поставленной цели; необходимо составить себе обзор возможных условий и факторов, могущих оказать на ваш план то или иное влияние; следует попытаться скомбинировать и адаптировать их таким образом, чтобы они в максимальной степени соответствовали поставленной вами цели; нужно дать оценку составленных вами комбинаций и выбрать наилучший вариант; при непосредственной разработке плана не следует сильно его детализировать – держите в голове весь план целиком.

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Постановка цели и планирование эффективны лишь настолько, насколько эффективны следующие за ними решения и контроль над их исполнением. Контроль очень важен при реализации жизненных целей: он служит для их улучшения. Контроль охватывает три задачи.

1. Осмысление физического состояния (что достигнуто к моменту осуществления контроля?).

2. Сравнение запланированного с достигнутым (в какой степени достигнута поставленная цель?).

3. Корректировка по установленным отношениям (какие отношения имеют место?).

Регулярно через равные промежутки времени необходимо проверять свои планы и организацию труда. Это поможет вам выявить «поглотителей времени», вредные привычки (длительные телефонные разговоры, неверные приоритеты, неприятные отвлечения от работы). Контроль над результатами труда должен проводиться после выполнения задачи (конечный контроль), а при реализации крупных проектов он должен осуществляться на промежуточных стадиях на всем протяжении процесса (промежуточный контроль). Следует осуществлять регулярную корректировку хода выполнения своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: