Вопрос 4. Опросы — метод сбора информации об изучаемых объектах, основанный на высказываниях и ответах отдельных участников исследуемой области на определенные вопросы

Опросы — метод сбора информации об изучаемых объектах, основанный на высказываниях и ответах отдельных участников исследуемой области на определенные вопросы (базирующихся на своем личном опыте, объективных первичных данных). Наиболее распространенными способами опросов являются: анкетирование; интервьюирование; опросы-беседы.

Анкетирование основано на сборе информации с помощью анкет со списком заранее подготовленных вопросов. В ряде случаев к каждому вопросу в анкете могут быть предложены возможные варианты ответов.

Основные требования к анкетам:

• целенаправленность;

• простота (четкость, понятность, краткость вопросов, по возможности предвидящими ответы «да» или «нет»);

• однозначность понимания вопросов, что предполагает однозначные на них ответы;

• рациональность числа вопросов и объема (одна — пять страниц);

• психологическая нейтральность вопросов (невозможность практического использования ответов против опрашиваемого);

• логическая последовательность вопросов.

После разработки анкеты ее следует проверить экспериментально.

Интервьюирование основано на опросе участников проведения исследовательских работ. В нем участвуют интервьюер и интервьюируемый. В отличие от анкетирования вопросы здесь менее стандартизованы и подготовлены. Само по себе интервьюирование может быть письменным, устным, телефонным и с использованием других технических средств. В качестве опрашиваемых выступают специалисты, а при социологическом исследовании — потребители идругие участники рыночных отношений.

В общем случае вопросы интервьюирования можно классифицировать так:

закрытые (да или нет),

открытые,

тематические, расширяющие тему и выясняющие или отражающие точку зрения,

словесные или письменные,

гипотетические,

повторяемые.

По форме различают интервью двух типов: формализованное и свободное.

При формализованном интервью интервьюируемый отвечает лишь на заранее подготовленные вопросы интервьюера.

Свободное интервью менее формализовано. При этом интервьюер не оказывает четкого влияния на направленность опроса, а только иногда задает интервьюируемому направляющие вопросы.

К основным положениям проведения свободного интервью следует отнести:

1) общий план интервью должен быть разработан заранее (за несколько дней до интервью);

2) интервьюер должен обеспечить максимально отсутствие помех, непринужденную, конфиденциальную и доверительную обстановку, включая соблюдение безопасности, интересов интервьюируемого и т.п.;

3) продолжительность интервью должна быть достаточной для сбора информации и составлять, как правило, около 2—3 ч;

4) ведение записей (письменных, аудио, видео и т.д.) целесообразно проводить с разрешения интервьюируемого;

5) интервьюер не должен вступать в спор с интервьюируемым или делать ему критические замечания;

6) интервью по широкому кругу вопросов целесообразно проводить в несколько этапов.

Беседы-опросы наименее формализованные способы сбора информации, мнений и суждений специалистов об исследуемом объекте, чем анкетирование или интервьюирование. Однако, как и в предыдущих способах опроса, предполагается тщательная подготовка опрашиваемого к беседе. В частности, следует заготовить наиболее важные, корневые вопросы, на которые хотелось бы получить от опрашиваемого откровенные, объективные ответы. При этом надо соблюдать все те правила, которые используются при интервьюировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: