СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СКС
Учебно-методическое пособие для студентов
Орел - 2009
Глава 1. Обеспечение безопасности и качества туристских услуг.
Государственная политика в области обеспечения безопасности потребителя туристских услуг.
Для туристской деятельности важное значение имеют вопросы безопасности.
В ст. 14 Закона об основах туристской деятельности указывается, что под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий.
Первым и основным аспектом обеспечения безопасности туриста является наличие договора на все предоставляемые услуги между туристским предприятием и туристом, в котором туристская организация обязуется качественно и безопасно организовать отдых клиента на основании своих договоров с перевозчиком, принимающей стороной, туроператором, гостиницами, экскурсионными бюро, пунктами питания и другими организациями индустрии туризма. Кроме того, безопасность в туризме для активных видов туризма, такого как пешеходного, велосипедного, горного, лыжного и для всех видов самодеятельного туризма это не только выполнение такого договора, но и донесение полной и достоверной информации о предлагаемых услугах, о мерах личной безопасности до каждого клиента.
Основой государственной политики в области обеспечения безопасности является Закон РФ «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г.) от 5 марта 1992 г. № 2446-1.
Законом закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества, государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
В раздел I «Общие положения» входят следующие статьи:
ст. 1. Понятие безопасности и ее объекты;
ст. 2. Субъекты обеспечения безопасности;
ст. 3. Угроза безопасности;
ст. 4. Обеспечение безопасности;
ст. 5. Принципы обеспечения безопасности;
ст. 6. Законодательные основы обеспечения безопасности;
ст. 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности.
Само понятие безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства. На их защиту и направлены рассматриваемые нами в дальнейшем законодательные акты.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности и государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность как основа обеспечения безопасности личности и общества.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Оно в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РФ. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, реальную и потенциальную угрозу. Источники опасности внешние или внутренние определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического и организационного характера.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
• законность;
• соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;
• взаимная ответственность личности, общества и государства.
• интеграция с международными системами безопасности.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане имеют право получать разъяснения по поводу их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность.
Все отмеченные пункты, включены в основной обеспечивающий безопасность клиента документ - договор на предоставляемые туристские услуги.
В разделе II Закона рассмотрены основные элементы и функции системы безопасности
Основными элементами системы безопасности являются:
• органы законодательной, исполнительной и судебной властей;
• государственные, общественные и иные организации и объединения;
• граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;
• законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основными функциями системы безопасности являются:
• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;
• создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
• управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
• осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ, в соответствии с международными договорами и соглашениями.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.
При этом органы исполнительной власти:
• обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
• организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
• осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
• в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности. Судебные органы со своей стороны:
• обеспечивают защиту конституционного строя в РФ, руководствуясь Конституцией и законами РФ;
• осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
• обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации;
• возглавляет Совет безопасности РФ;
• контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
• в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Правительство Российской Федерации:
• в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;
• организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации.
Контроль над деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности осуществляется органами государственной власти и управления РФ в пределах своей компетенции. Общественные и иные объединения и организации, граждане РФ имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности.
Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор РФ.
В Законе РФ «О безопасности» провозглашены общие положения по безопасности в туризме.
Также вопросы обеспечения безопасности в туризме рассмотрены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996г. В данном законе определены принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, отрегулирован механизм отношений, возникающих при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определен порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:
• содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
• определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
• формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
• осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
• обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
• охрана окружающей природной среды;
• развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
-создания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере туристской индустрии;
-содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
-лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта.
• развития научных исследований в сфере туристской индустрии.
Для обеспечения безопасности туристов Закон возлагает на туроператоров и турагентов обязанность:
• предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий и обеспечивать безопасность туристов;
• информировать органы исполнительной власти о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также
о невозвратившихся из путешествия туристах.
В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» также закреплены права туристов при подготовке к путешествию и во время его совершения:
• на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
• на свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер;
• на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
• на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ;
• на содействие органов власти страны временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
• на беспрепятственный доступ к средствам связи.
Туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном российским законодательством.
Можно назвать ряд существующих объединений: Российская ассоциация турагентств, Национальная ассоциация турагентств, Московская ассоциация турагентств. Туроператоры объединяются также по направлениям предоставляемых услуг: Китайский клуб, Израильский клуб, Ассоциация делового туризма. Ассоциация детско-юношеского туризма и др.
Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном российским законодательством.
В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация объектов туристской индустрии и сертификация туристского продукта.
Важнейшими способами государственного регулирования сферы туризма являются:
а) лицензирование туристской деятельности;
б) стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии;
в) сертификация туристского продукта.
Все эти способы осуществляются в целях защиты прав и интересов туристов.
1.2 Право потребителя на качественную и безопасную услугу.
Туристская деятельность направлена на создание, реализацию и продвижение туристского продукта. Турпродукт состоит из множества взаимосвязанных составляющих – туристских услуг. Согласно ГОСТу 28681 - туристская услуга это результат деятельности тур.предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов. Следовательно, главное это качество туристкой услуги.
Право потребителя на получение качественной и безопасной услуги обеспечивается законодательными актами РФ. Термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению, определяются ГОСТ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».
Термины, установленные этим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации, входящих в сферу работ по стандартизации.
Стандарт определяет следующие понятия и термины в области оказания услуг:
• услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные;
-материальная услуга — услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг
-социально-культурная услуга - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.;
• сфера обслуживания населения - совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению;
• обслуживание - деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги;
• исполнитель - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услуги потребителю;
• потребитель - гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд;
• предоставление услуги - деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги. Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы (обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания);
• технологический процесс исполнения услуги — основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги;
• заказ на услугу - договор между потребителем и исполнителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон;
• время обслуживания - период времени, в течение которого потребитель взаимодействует с исполнителем услуги;
• время исполнения услуги — установленный норматив времени на исполнение услуги;
• правила обслуживания - документ, содержащий требования и нормы, регламентирующие порядок и условия обслуживания;
• условия обслуживания — совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания;
• объект стандартизации - услуга, процесс оказания услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации;
• группа однородных услуг - совокупность услуг, характеризующихся общим целевым или функциональным назначением;
• стандарт на услугу - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие ее назначению;
• технический документ на услугу — документ, устанавливающий технические и другие характеристики услуги. К техническим документам относят технические условия, технические описания, инструкции, и др.
В отдельных разделах определяются термины и понятия, относящиеся к сертификации услуг и области управления качеством услуг, такие, как:
• система сертификации услуг - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия услуг;
• система сертификации группы однородных услуг -система сертификации, относящаяся к услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура;
• орган по сертификации услуг - орган, проводящий сертификацию услуг;
• аккредитация органа по сертификации услуг - процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает правомочность органа по сертификации услуг выполнять конкретные работы;
• сертификация услуг - деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах требованиям;
• объект сертификации в сфере услуг - услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги, подлежащие сертификации;
• сертифицируемая услуга - услуга, предусмотренная к сертификации;
• сертифицированная услуга-услуга, прошедшая сертификацию;
• знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им услуги установленным в стандартах требованиям;
• качество услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя;
• качество обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя;
• свойство услуги (обслуживания) - объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлении);
• показатель качества услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество;
• уровень качества услуги (обслуживания) - относительная характеристика качества услуги (обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными значениями этих показателей;
• контроль качества услуги (обслуживания) - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравнения полученных результатов с установленными требованиями;