Схемы сертификации

Сертификация проводится по установленным в системе серти­фикации схемам. Схема сертификации — это состав и последо­вательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, систем качества и персонала. Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации одно­родных работ и услуг.

Как правило, система сертификации предусматривает несколько схем. При выборе схемы должны учитываться особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заяви­теля. Схема сертификации должна обеспечивать необходимую доказательность сертификации. Для этого рекомендуется использо­вать общепризнанные схемы, в том числе и в международной практике.

Большинство схем сертификации продукции, применяемые в РФ, признаны за рубежом и являются общепринятыми. Для сертификации продукции применяется 10 основных схем. Иногда применяются дополнительные схемы. Схемы 1а, 2а, За и 4а дополнительные. Они модифицируют соответственно схемы 1, 2, 3 и 4. Назначение указанных схем следующее.

Схема 1 предусматривает проведение испытаний типового образца (пробы) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (при схеме 1а с дополнительной аттестацией произ­водства).

Схема 2 предусматривает дополнение к схеме 1 (после выда­чи сертификата на продукцию) — последующий инспекционный контроль за сертифицированной продукцией путем испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории образца, взятого у продавца.

Схема 2а предусматривает дополнение к схеме 2 (до выда­чи сертификата на продукцию) — анализ состояния производ­ства сертифицируемой продукции.

Схема 3 предусматривает дополнение к схеме 1 (после вы­дачи сертификата на продукцию) — последующий инспекцион­ный контроль за сертифицированной продукцией путем испыта­ний, как правило, в аккредитованной испытательной лаборато­рии образца, взятого со склада готовой продукции изготовителя
перед отправкой его потребителю.

Схема За предусматривает дополнение к схеме 3 (до выда­чи сертификата на продукцию) — анализ состояния производ­ства сертифицируемой продукции. В случае, если это предусмот­рено правилами сертификации однородной продукции, в процес­се проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции у изготовителя может быть проведен контроль состо­яния производства.

Схема 4 основывается на проведении испытаний образца про­дукции (как в схемах 1-3) с последующим инспекционным конт­ролем за сертифицированной продукцией путем проведения испы­таний образцов, взятых как у продавца, так и у изготовителя.

Схема 4а предусматривает дополнение к схеме 4 (до выда­чи сертификата на продукцию) — анализ состояния производ­ства сертифицируемой продукции. Если это предусмотрено пра­вилами сертификации однородной продукции, в процессе инспек­ционного контроля сертифицированной продукции у изготовителя
может быть проведен контроль состояния производства.

Схема 5 основывается на проведении испытаний продук­ции и сертификации производства или сертификации системы качества изготовителя с последующим инспекционным контро­лем за сертифицированной продукцией путем осуществления ис­пытаний образцов, взятых у продавца и изготовителя, а также
контроля стабильности условий производства и функционирова­ния системы качества.

Схема 6 предусматривает сертификацию системы качества у изготовителя, которую выполняет аккредитованный орган. Для продукции, произведенной изготовителем, получившим сертифи­кат на систему качества применительно к производству данной продукции, основанием для выдачи сертификата может служить заявление-декларация изготовителя о/соответствии продукции установленным требованиям (если это Определено правилами сер­тификации однородной продукции).

Схема 7 предусматривает испытания выборки образцов, ото­бранных из партии изготовленной продукции, в аккредитован­ной испытательной лаборатории.

Схема 8 предусматривает испытания каждого изготовлен­ного образца в аккредитованной испытательной лаборатории.

Схемы сертификации 9, 9а, 10 и 10а основаны на рассмот­рении декларации о соответствии с прилагаемыми документами со стороны производителя.

При проведении сертификации услуг в силу их специфики применяются другие схемы.

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле. Данную схему при­меняют для работ и услуг, качество и безопасность которых обуслов­лено мастерством исполнителя (например, экскурсовода, парикмахе­ра, массажиста, педагога и т.д.). Схема включает проверку условий работы, знаний техно­логической, нормативной документации, опыта работы, сведе­ний о повышении квалификации и выборочную проверку ре­зультата услуги. Ее рекомендуется применять для сертификации услуг, оказывае­мых гражданами-предпринимателями и небольшими предприя­тиями.

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания ус­луг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контроли­руют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле. В зависимости от сложности, оценка процесса может осуществляться двумя способами:

а) проверкой технологического процесса, мастерства исполни­теля, условий обслуживания;

б) оценкой системы качества.

При проверке технологического процесса контролируют­ся: полнота технологической документации; соответствие обо­рудования требованиям выполняемого техпроцесса; соответ­ствие квалификации исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала, требованиям выполняемого технологического процесса; соблюдение технологической дисциплины; соответствие контрольно-измеритель­ных приборов и инструментов требованиям технологическо­го процесса.

При оценке системы качества проверяются: политика в обла­сти качества; руководство по качеству; соответствие элементов системы качества установленным требованиям; эффективность системы качества с точки зрения достижения целей, установлен­ных в областях качества.

Схему 2 применяют для оценки работ и услуг, качество и безопас­ность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслужи­ванию и ремонту автотранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

Схема 3 предусматривает сплошную проверку результата
услуги и может применяться для сертификации производственных и материальных
услуг (ремонта и изготовления изделий по индивидуальным за­казам). Инспекционный контроль осуществляется путем выбо­рочной проверки результата услуги.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполните­ля работ и услуг на соответствие установленным требованиям госу­дарственных стандартов. Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку: состояния его материально-технической базы; санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей; ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги; четкости и своевременности обслужива­ния; качества обслуживания (этика общения, комфортность, эс­тетичность, учет запросов потребителя и т.д.); профессионально­го мастерства обслуживающего персонала.

Эту схему рекомендуется применять при сертификации гости­ниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и др. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (звезда гости­ницы, класс ресторана, разряд ателье и др.).

Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования. Сертификация системы качества осуществ­ляется органом по сертификации услуг с привлечением экспер­тов по системам качества в соответствии с документами системы сертификации ГОСТ Р. Может применяться при сертификации всех видов услуг.

Схемы 6,7 основаны на использовании заявлении-декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.

В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответству­ют установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказывае­мых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендо­вавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполни­тели работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки систе­мы качества.

Эти схемы могут приме­няться для малых предприятий, предпринимателей и на срок до одного года для организаций, начинающих свою дея­тельность.

В странах ЕС применяются методы оценки соответствия, ана­логичные российским схемам сертификации. Они имеют модуль­ное построение и специфические особенности примене­ния. Это объясняется «глобальной концепцией» по сертифика­ции и аккредитации в Европе. Директивы ЕС по безопасности продукции предписывают исполь­зование определенного модуля для оценки соответствия ее на пред­приятии-изготовителе.

Если установлено, что продукция отвечает требованиям гармонизированных директив, изготови­тель осуществляет ее маркировку специальным знаком. Знак соответствия (Communautes Europeennes) требованиям директив по безопасности.

Модули оценки соответствия охва­тывают обе ста­дии создания про­дукции: проектиро­вание и производ­ство. Декларация изготовителя о соот­ветствии продукции и нанесение знака СЕ по итогам применения модулей не является знаком качества или разрешением входа на рынок. Это лишь гарантия свободной торговли в Европейском Союзе.

Для сертификации туристских услуг Правила предлагают не­сколько схем, которые рекомендуются для сертификации раз­личных услуг и видов туристских организаций.

№1 – оценка мастерства исполнителя работ и услуг;

№ 2 — оценка процесса выполнения работ, оказания услуг;

№ 4 — оценка организации (производства);

№ 5 — оценка системы качества.

Так, схема 1 предусматривает проверку мастерства исполнителя услуг, рекомендуется для экскурсий, походов выходного дня, турбюро; схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, ре­комендуется для туристских путешествий по маршрутам и тур­агентствам; схема 4 предусматривает аттестацию туристских организаций, рекомендуется для гостиниц, мотелей, кемпингов; схема 5 предусматривает сертификацию системы качества, ре­комендуется для всех видов туристских организаций.

Следует отметить, что за рубежом тысячи турфирм, гостиниц и ресто­ранов сертифицируют свои системы качества в национальных и международных системах сертификации, что дает им значитель­ные преимущества в конкурентной борьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: