Структура процессов сертификации

На данный момент известно, что сертификация осуществляется в рамках определенной системы и по выбранной схеме. Порядок ее проведения устанавливается правилами конкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. В ней можно выделить пять основных этапов:

1. Заявка на сертификацию.

2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным
требованиям.

3. Анализ результатов оценки соответствия.

4. Решение по сертификации.

5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом.

Этап заявки на сертификацию заключается в выборе заяви­телем органа по сертификации, способного провести оценку соот­ветствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации. Если данную работу мо­гут провести несколько органов по сертификации, то заявитель может обратиться в любой из них. Заявка направляется по уста­новленной в системе сертификации форме. Орган по сертификации рассматри­вает ее и сообщает заявителю решение. Решение по заявке также имеет определенную форму. В ней указываются все основные условия сертификации, в том числе схема сертификации, наименование испытательной лаборатории для проведения испытаний (если они предусмотрены схемой сер­тификации) или их перечень для выбора заявителем, номенкла­тура нормативных документов, на соответствие которым будет проведена сертификация.

Этап оценки соответствия имеет особенности в зависимос­ти от объекта сертификации. Применительно к продукции он состоит из отбора и идентификации образцов изделий и их ис­пытаний. Образцы должны быть такими же, как и продукция, поставляемая потребителю. Образцы выбираются случайным об­разом по установленным правилам из готовой продукции. Ото­бранные образцы изолируют от основной продукции, упаковы­вают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. На всех стадиях хранения, транспортирования и подготовки, образцов к испыта­ниям, а также в процессе испытаний должны соблюдаться тре­бования, приведенные в нормативной документации на продук­цию. Все этапы движения образцов в ходе работ по сертифика­ции регистрируются в журнале и подтверждаются подписью ответственных лиц.

Испытательная лаборатория или орган по сертификации мо­жет включить в отбираемую выборку дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения в качестве контрольного экземпляра. Срок хранения последнего должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого образцы возвращаются заявителю.

Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компе­тентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с уча­стием испытательных лабораторий).

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используе­мых при сертификации данной продукции.

В случае отсутствия испытательной лаборатории, аккредито­ванной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, уве­личивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сро­ки, испытания с целью сертификации допускается проводить в испытательных лабораториях, аккредитованных только на ком­петентность, под контролем представителей органа по сертифи­кации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сер­тификации, поручивший ей их проведение. Протокол испыта­ний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хра­нению не менее срока действия сертификата. Конкретные сро­ки хранения копий протоколов (в том числе и в случае, когда заявителю не может быть выдан сертификат ввиду несоответ­ствия продукции требованиям) устанавливают в системе серти­фикации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.

Оценка соответствия услуг зависит от их вида. Услуги немате­риального характера (например, оценка движимого и недвижи­мого имущества) оцениваются экспертным или социологическим методом. Проверка материальных услуг (например, услуги по тех­ническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств) основана на испытаниях результата услуги, предусмот­ренных схемой 2. В настоящий момент это наиболее часто применяемая схема.

Испытания результата услуги проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке, или на базе заявителя экспертами органа по сертификации с использованием его испытательного и технологического обору­дования. Это оборудование должно быть проверено или откалибровано органами метрологической службы. При проведении ис­пытаний осуществляется выборочная проверка отремонтирован­ных изделий, если сертифицируются услуги по ремонту (например, автомобиль или швейная машинка). Если вид услуг подпадает под требования обязательной сертификации, то оце­ниваются показатели безопасности изделий после ремонта или обслуживания. При добровольной сертификации услуг в основ­ном оцениваются функциональные показатели. Количество про­веряемых изделий и порядок их отбора определяет орган по сертификации в соответствии с нормативными документами системы сертификации.

По результатам испытаний оформляется протокол, который направляется органу по сертификации, а копия — заявителю.

Подтверждение соответствия системы качества предприятия и ее элементов требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах, включает в себя предварительную оцен­ку степени готовности проверяемой организации и оценку систе­мы качества непосредственно на месте.

Предварительная оценка состоит в анализе описания системы качества в документах, присланных предприятием вместе с заяв­кой на сертификацию. Комплект этих исходных документов вклю­чает следующие сведения:

• политику организации (заявителя) в области качества;

• руководство по качеству;

• перечень документов системы качества;

• структурные схемы организации (заявителя) и ее службы качества;

• заполненные исходные данные для предварительной оцен­ки состояния производства.

Орган по сертификации вправе затребовать от проверяемой организации:

• стандарт предприятия (или другой документ), регламенти­рующий процессы управления документацией у заявителя;

• стандарт предприятия (или другой документ), регламенти­рующий проведение внутренних проверок системы качества за­казчика;

• документ (документы), описывающий технологию (проце­дуры) изготовления продукции и (или) проведения работ (выбо­рочно 1-5 документов в зависимости от масштабов и специфики предприятия по согласованию с органом по сертификации).

Орган по сертификации может затребовать от заявителя и другие дополнительные сведения, необходимые для сертифи­кации систем качества. При необходимости, по согласованию с заявителем, он может командировать своего представителя для проведения предварительного ознакомления с элементами сис­темы качества предприятия. Комиссия проводит анализ исход­ных документов и материалов, полученных от заявителя, для предварительной оценки его готовности к сертификации сис­тем качества.

Одновременно с анализом данных, поступивших от заявите­ля, комиссия может организовывать при необходимости сбор и анализ дополнительных сведений о качестве продукции, на ко­торую распространяются система качества, из независимых ис­точников — органов государственного надзора и контроля, тер­риториальных органов Госстандарта России, обществ потребите­лей, гарантийных мастерских и др. Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заклю­чения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества.

Заключение по результатам предварительной оценки системы качества подписывает главный эксперт и эксперты, проводившие экспертизу, и утверждает руководство органа по сертификации. При положительном заключении орган по сертификации направ­ляет заявителю «Заключение по результатам предварительной оценки системы качества» и проект договора на проведение про­верки и оценки системы качества в организации. В договоре оп­ределяют цель, объем и сроки проводимых работ, ответственность сторон, а также порядок оплаты работ по проверке и оценке сис­темы качества.

Этап оценки системы качества на предприятии начинается с подготовки в органе по сертификации. При подготовке к провер­ке и оценке системы качества выполняют следующие работы: составление программы проверки; распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой провер­ки; подготовку рабочих документов; согласование программы про­верки с проверяемой организацией.

Программу проверки разрабатывает главный эксперт. С про­граммой должны быть ознакомлены эксперты и консультанты комиссии и проверяемая организация. Возражения заявителя против каких-либо пунктов программы должны быть доведены до сведения главного эксперта. Разногласия между главным эк­спертом и представителем заявителя, имеющим соответствую­щие полномочия, разрешаются до начала проведения провер­ки. Конкретные детали программы проверки следует сообщать заявителю только в ходе проверки, если их преждевременное раскрытие мешает сбору объективной информации.

Программа проверки должна содержать следующие разделы:

• наименование организации (заявителя), место проведения
проверки;

• цели и область проверки;

• время проведения проверки;

• состав комиссии;

• перечень ссылочных документов (стандарт, на соответствие
которому проверяется система качества, руководство по качеству
проверяемой организации и др.);

• объекты проверки (деятельность по обеспечению и управле­нию качеством, производственная система, качество продукции);

• идентификация проверяемых подразделений организации;

• закрепление экспертов и представителей проверяемой орга­низации по объектам проверки;

• основные мероприятия по проверке и сроки их проведения;

• требования к конфиденциальности;

• указание на язык проверки;

• адреса рассылки акта.

Программа проверки должна быть гибкой, допускать измене­ния в приоритетности проверяемых элементов системы качества в зависимости от информации, полученной в ходе проверки. Она утверждается руководством органа по сертификации и согласо­вывается с проверяемой организацией.

При проведении проверки между членами экспертной комис­сии распределяются обязанности по проверке конкретных подразделений предприятия и элементов системы качества. Обязан­ности распределяет главный эксперт (в зарубежной практике его часто называют системным экспертом).

В своей работе эксперты применяют так называемые рабочие документы. В их число входят перечни контрольных вопросов для оценки элементов системы качества (чек-листы), формы для документирования вспомогательных данных, подтверждающие заключения экспертов, и др. Орган по сертификации обеспечива­ет надежную сохранность рабочих документов, содержащих кон­фиденциальную информацию, являющуюся собственностью про­веряемой организации или самого органа по сертификации. По окончании проверки и написания отчета все рабочие документы сдают главному эксперту, который в свою очередь сдает их упол­номоченному лицу проверяемой организации или, по согласова­нию с проверяемой организацией, уничтожает их. Рабочие доку­менты рассматриваются как вспомогательные и не должны огра­ничивать инициативы экспертов или проведение дополнительных проверок, необходимость которых может появиться на основании информации, полученной в ходе проверки.

Оценка системы качества на предприятии проводится по об­щепринятым процедурам: предварительное совещание, обследо­вание проверяемой организации, составление акта проверки и заключительное совещание.

На предварительном совещании присутствуют члены комис­сии, представитель высшего руководства проверяемой организа­ции, руководители структурных подразделений и ведущие спе­циалисты в области качества предприятия. Целями предвари­тельного совещания являются:

• представление членов комиссии представителям проверяе­мой организации;

• краткое сообщение о целях, области и программе проверки;

• краткое изложение методов и процедур, используемых при
проверке;

• установление официальных процедур взаимодействия меж­ду членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации;

• обсуждение и уточнение отдельных неясных деталей про­
граммы проверки, если таковые имеются;

• уточнение даты проведения заключительного совещания и,
при необходимости, назначение дат промежуточных совещаний
комиссии и руководства проверяемой организации.

Обследование проверяемой организации осуществляется пу­тем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится на основе опроса персонала, анализов используемых документов, процессов производства, деятельности функциональных подраз­делений и персонала, а также изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.

Если к продукции (услуге) предъявляют обязательные для со­блюдения требования, установленные в государственных стандар­тах или других нормативных документах, то при проверке и оцен­ке системы качества и ее отдельных элементов, включая систему испытаний, определяют способность организации обеспечивать соблюдение этих требований путем анализа: конструкторской, технологической, нормативной (ГОСТ, ТУ, СТП и др.), методи­ческой (методики проведения работ, инструкции и пр.), рабочей и аналитической (протоколы и отчеты испытаний, планы конт­роля, рабочие журналы, формы регистрации наблюдений и пр.) документации; соответствия и состояния средств технологичес­кого оснащения, контроля и измерений параметров процессов и продукции; соответствия персонала и др.

Все наблюдения должны быть документированы и иметь чет­кое и конкретное подтверждение объективными данными. Дан­ные, указывающие на наличие несоответствий, должны фикси­роваться.

После обследования объектов проверки члены комиссии под руководством главного эксперта рассматривают результаты сво­их наблюдений, чтобы решить, какие из них должны быть пред­ставлены как несоответствия. Все наблюдения, свидетельствую­щие о несоответствиях и подтвержденные объективными данны­ми, должны быть представлены проверяемой организации и обоснованы.

Наблюдения комиссии, как правило, дифференцируются. Так, «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества» пре­дусматривает такие формы результатов наблюдений, как «несо­ответствие» и «уведомление». Несоответствие — это невыпол­нение установленных требований. Категории несоответствия — значительное (категория 1), заключающееся в отсутствии, непри­менении или полном нарушении требований к элементам систе­мы качества, и малозначительное (категория 2) — единичное упу­щение в элементе системы качества. Уведомление — наблюдение, сделанное экспертом в целях предотвращения появления возмож­ного несоответствия.

Обнаруженные отклонения от требований стандарта должны быть тщательно рассмотрены группой экспертов, проводящих проверку, перед тем, как охарактеризовать их как несоответствия и отнести к той или иной категории. Окончательное решение принимает главный эксперт. Зарегистрированные несоответствия (уведомления) официально представляют руководству проверяе­мой организации. Главный эксперт дает соответствующие пояс­нения по каждому несоответствию (уведомлению). Каждое несо­ответствие должно быть подтверждено объективными доказатель­ствами. Уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках с несоответствиями (уведомлениями), чем подтверждает их принятие.

Критерии принятия решения об одобрении (неодобрении) сис­темы качества определяются правилами системы сертификации. В упомянутой «Системе сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества» решение о признании системы качества соответствую­щей стандартам серии ГОСТ Р ИСО 9000 принимают при отсут­ствии значительных несоответствий или наличии не более 10 малозначительных несоответствий. Отрицательное решение при­нимается в случае одного значительного несоответствия или бо­лее 10 малозначительных несоответствий. Наличие уведомлений не влияет на решение о сертификации.

Составление акта, где указываются результаты проверки, вы­воды и рекомендации комиссии, проводят по форме.

В акте комиссия указывает, соответствует или нет проверен­ная система качества заявленному стандарту, дает заключение о наличии в проверяемой организации системы испытаний, обес­печивающих контроль всех характеристик продукции, указыва­ет сроки устранения малозначительных несоответствий, если они имеются. Акт подписывают члены комиссии, главный эксперт и руководитель проверяемой организации. К нему прилагаются программа проверки, сведения о несоответствиях и уведомлени­ях. Акт издается в трех экземплярах: для проверяемой организа­ции, органа по сертификации и Технического центра регистра систем качества.

На заключительном совещании главный эксперт представля­ет руководству предприятия, главным и ведущим специалистам замечания комиссии в порядке их значимости, заключение ко­миссии о соответствии или несоответствии проверенной системы качества требованиям заявленного стандарта. Он также знако­мит их с рекомендациями комиссии органу по сертификации о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия системы качества.

На этом этап практической оценки соответствия при сертифи­кации систем качества заканчивается. Полная последовательность процедур сертификации систем качества приведена в приложе­нии А ГОСТ Р 40.003-96.

Оценка соответствия персонала как особого объекта сертифи­кации также имеет свои особенности. Этот вид сертификации предусмотрен схемой 1 сертификации услуг в Российской Феде­рации, а в последнее время развивается в виде самостоятельных систем сертификации, в частности сертификации специалистов в области неразрушающего контроля, оценки движимого и недви­жимого имущества.

После подачи заявки в орган по сертификации специалист получает комплект документов для заполнения. Они необходи­мы органу для предварительной оценки возможности сертифи­кации заявителя. В первую очередь последний должен соответ­ствовать установленным критериям, таким как: общее и профес­сиональное образование; опыт работы в специальной области; профессиональная этика; физическая пригодность.

Дополнительно к этому запрашиваются отчеты о работе в спе­циальной области, сделанные заявителем за последнее время (от­четы по оценке, протоколы проверки методами неразрушающего контроля). При положительном решении по предварительной эк­спертизе входных документов со специалистом, желающим пройти сертификацию, заключается договор. В нем указываются сроки и порядок проведения сертификационного экзамена, а также ус­ловия оплаты. Экзамен проводится в специальном аккредитован­ном испытательном (экзаменационном) центре. Он должен рас­полагать необходимыми площадями, оборудованием, документа­цией, персоналом и быть независимым от структур обучения и органа по сертификации. Экзамен, как правило, состоит из тео­ретической и практической частей. Теоретическая часть экзаме­на, например в Германии, при сертификации специалистов по неразрушающему контролю на соответствие DIN EN 473 прово­дится в письменной форме с разделением на общую и специаль­ную части. Специалисты по оценке, например автотранспорта, сдают теоретический экзамен в письменной и устной формах. Практический экзамен организуется таким образом, чтобы он ими­тировал деятельность сертифицируемого специалиста. Ход обеих частей экзамена и их оценка экзаменационной комиссией фиксируются в протоколе. Результаты экзамена сообщаются заявите­лю через некоторое время после обсуждения и утверждения про­токола экзамена в органе по сертификации. Обсуждение являет­ся тайным.

Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации установленным требованиям заключается в рас­смотрении результатов испытаний, экзамена или проверки сис­темы качества в органе по сертификации.

При сертификации продукции заявитель представляет в орган документы, указанные в решении по заявке, и протокол испыта­ний образцов продукции из испытательной лаборатории. Экспер­ты органа по сертификации проверяют соответствие результатов испытаний, отраженных в протоколе, действующей нормативной документации. После этого при­нимается реше­ние о выдаче сертификата со­ответствия или проведении не­достающих ис­пытаний. Ана­логичные дей­ствия произво­дятся органом по сертифика­ции услуг при проверке соот­ветствия резуль­тата услуги.

При сертифи­кации систем качества ана­лиз результатов оценки соответ­ствия проводит­ся на основании акта о проверке.

Выводы по акту сводятся к одно­му из трех вариантов:

1) система полностью соответствует заявленному стандарту;

2) система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам сис­темы качества;

3) система содержит значительные несоответствия.

Решение о сертификации или отказе в ней принимает руко­водство органа по сертификации совместно с главным экспертом комиссии. В системе сертификации ГОСТ Р окончательное реше­ние принимает Технический центр регистра систем качества.

При сертификации персонала протокол экзаменационной ко­миссии должен направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководства органа и экспертов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение данной комиссии по утверждению протокола экзамена является основанием для выдачи сертификата.

Решение по сертификации сопровождается выдачей серти­фиката соответ­ствия заявителю или отказом в нем. При поло­жительных ре­зультатах ис­пытаний (проверок), предусмот­ренных схемой сертификации, и экспертизы представленных документов ор­ган по сертифи­кации оформля­ет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака.

В графах сертификата соответствия на услугу указывается следующее:

Позиция 1 — наименование органа, выдавшего сертификат (прописными буквами) и адрес (строчными буквами).

Позиция 2 — регистрационный номер сертификата.

Позиция 3 — срок действия сертификата устанавливается ор­ганом по сертификации, выдавшим сертификат по правилам, из­ложенным в порядке сертификации однородных услуг. При этом дата пишется: число — двумя арабскими цифрами, месяц — про­писью, год — арабскими цифрами.

Позиция 4 — наименование исполнителя услуги и его адрес (предприятие, организация, гражданин-предприниматель и т.д.).

Позиция 5 — наименование, вид конкретной услуги (пропис­ными буквами) в соответствии с нормативным документом на услугу (номер стандарта или иного документа, устанавливающе­го требования к услуге). При выдаче сертификата на ряд услуг их перечень приводится в приложении к сертификату.

Позиция 6 — классификационная часть кода услуги — шесть разрядов по общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН). В случае выдачи сертификата на несколько конкретных услуг в сертификате проставляется соответствующее количество кодов или в приложении приводится перечень кодов.

Позиция 7 — требования, на соответствие которым сертифи­цирована услуга. При обязательной сертификации указываются свойства, на соответствие которым она проводится, например бе­зопасность (электробезопасность), экологичность.

Позиция 8 — обозначение нормативных документов, на соот­ветствие которым проведена сертификация.

Позиция 9 — основания, принятые органом по сертификации при выдаче сертификата: схема сертификации, акт оценки мас­терства исполнителя или протокол испытания результата услу­ги; акт оценки процесса оказания услуги; акт оценки системы качества; акт аттестации предприятия в целом. При наличии указывается регистрационный номер в Государственном реестре сертификата системы качества или производства со сроком дей­ствия.

Позиция 10 — подпись, инициалы, фамилия руководителя органа, выдавшего сертификат, гербовая печать организации, на базе которой образован орган, или органа по сертификации.

Позиция 11 — дата регистрации в Государственном реестре.

Позиция 12 - подпись, инициалы и фамилия руководителя органа по сертификации.

Позиция 13 - подпись, инициалы и фамилия эксперта, прово­дившего сертификацию.

Исправления, подчистки, поправки на сертификате не допус­каются.

Позиция 12 - подпись, инициалы и фамилия руководителя органа по сертификации.

Позиция 13 - подпись, инициалы и фамилия эксперта, прово­дившего сертификацию.

Исправления, подчистки, поправки на сертификате не допус­каются.

Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводится органом, выдавшим сертификат, если это предус­мотрено схемой сертификации. Он проводится в течение всего срока действия сертификата — обычно один раз в год в форме периодических проверок. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта России, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. Внеплановые проверки осуществляются в случаях наличия ин­формации о претензиях к качеству продукции и услуг, а так­же при существенных изменениях в конструкции сертифици­рованного изделия, технологии оказания услуг или организа­ционной структуре предприятия, влияющих на элементы системы качества.

Инспекционный контроль включает в себя анализ информа­ции о сертифицированном объекте и проведение выборочных про­верок образцов продукции, услуг или элементов системы каче­ства. При контроле сертифицированного специалиста проверя­ется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заклю­чение о возможности сохранения действия сертификата или при­остановлении его действия. Информация о приостановлении до­водится органом по сертификации до сведения заявителя, по­требителей, представителей Госстандарта России и других участников системы сертификации. Приостановление действия сертификата происходит при выявлении нарушений его исполь­зования, которые можно устранить в достаточно короткое вре­мя. В этом случае орган по сертификации предписывает заяви­телю выполнение корректирующих мероприятий и устанавли­вает срок их реализации.

Сертификация туристских услуг включает:

• подачу заявки на сертификацию;

• рассмотрение и принятие решения по заявке;

• оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;

• принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;

• выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответ­ствия;

• инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации. При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них.

Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одно­го месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заяв­ке, содержащее основные условия сертификации.

Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:

• оценку выполнения работ и оказания услуг;

• проверку, испытания результатов работ и услуг.

Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает:

• оценку мастерства исполнителя работ и услуг;

• оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;

• анализ состояния производства;

• оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг;

• оценку системы качества;

• рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми до­кументами.

Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации, а итоги оценки отражают в актах.

Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитован­ных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний от­ражают в протоколах.

Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг ус­тановленным требованиям, принимает решение о выдаче или отказе сертификата, оформляет его и регистрирует. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень кон­кретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.

При отрицательных итогах анализа орган по сертификации при­нимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертифика­ции с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: