Упражнения по освоению ритмики слова

1. Произнесение односложных слов: простых (да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сок, сук, суп, сыт, сам, нос, лес, лом, сон, сыр и т. д.), со стечением согласных (сто, сталь, сеет, страх, стук, стоп, старт, мост, лист, куст и т. д.);в струк­туре нераспространенных предложений (Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Снег скрипит. И т. д.).

2. Произнесение пар слов с гласными (У, Ы, Я), находя­щимися в ударной и безударной позиции:

— слова с гласным в ударном и предударном слогах (супсупы, листлисты, кусткусты, лислиса, зудзу­дит и т. д.);

— слова с гласными в ударном и заударном слогах (самсами, соксоки, сольсоли, зубзубы и т. д.);

— слова с различной слоговой структурой и местом рас­положения гласного по отношению к ударению в слове (ум­ный, устный, улицы; удар, урюк, уроки, изучать, музыкант; август, градус, выпуск и т. д.).

3. Произнесение пар слов с гласными (Э, О, А), находя­щимися в ударной или безударной позиции:

гласный (Э):

— в первом предударном слоге (цветцветы, смехсмешной, взглядглядеть, стеныстена, взялвзяла, связьсвязать и т. д.);

— во втором предударном слоге (серыйсеребро, белыйбелизна и т. д.);

— в других предударных слогах (перенести, перевести, переезжать и т. д.);

— в заударном слоге (занятьзанятый, девятыйде­вять, смотретьпросмотренный и т. д.);

— в различной структуре слов (веселый, зеленый, секрет, певец, светла, среда, месяц, палец, мастер, повесть, выве­сить, зверинец, земляника, путешественник и т. д.);

гласные (А, О):

— в первом предударном слоге (самсама, старста­рик, стол — столы, мостмосты, домдома и т. д.);

— во втором предударном слоге (самасамолет, со­здатьсоздавать, сказатьрассказать, балетба­лерина и т. д.);

— в других предударных слогах (сопровождать, прополос­кать, заболевание и т. д.);

— в заударных слогах (мороззаморозки, золотойзолото, словаслово, сказатьвысказать и т. д.).

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различ­ными комбинациями по месту ударения:

— с ударением на первом слоге (Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах и т. д.);

— с ударением на одном из средних слогов (Домашнее за­дание. Последняя остановка. Строительство завода и т. д.);

— с ударением на конечном слоге (Задать вопрос. Само­лет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин и т. д.);

— в различных комбинациях по ударению (Новый рас­сказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: