Существенное влияние на результат психодиагностической работы оказывают многочисленные субъективные факторы.
Профессиональное мировоззрение. Это первая группа субъективных факторов, влияющих на результаты диагностической работы. Профессиональное мировоззрение специалиста в свою очередь определяется особенностями полученного диагностом образования. Наличие базового психологического образования может свидетельствовать о глубоком понимании методологических основ прикладной психологии и усвоенных за годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах. Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает профессиональная среда.
Индивидуально-психологические особенности. Это вторая группа субъективных факторов, влияющих на работу кадрового психодиагноста. Существует оправданное мнение, что в профессиях типа “человек — человек” важнейшую роль играет личность специалиста. Можно обозначить некоторые индивидуально-психологические качества, повышающие профессиональную эффективность консультанта-психодиагноста.
|
|
1) Мотивационно-ценностные особенности:
· гуманистическая направленность;
· выраженный интерес к людям;
· ориентация на дальнейшее профессиональное и личностное развитие;
· отсутствие выраженного мотива власти.
2) Характерологические качества:
· устойчивая позитивная самооценка;
· развитые коммуникативные качества (гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способность к эмпатии, ориентация на построение конструктивных партнерских отношений с окружающими; богатство ролевого репертуара);
· повышенный уровень личной ответственности;
· устойчивость в отношении психологического давления;
· высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля;
· отсутствие предвзятости;
· доброжелательность;
· уверенность в себе и результатах своей деятельности.
3) Способности:
· высокий уровень интеллектуального развития (выраженные способности к анализу и обобщению информации, интеллектуальная гибкость);
· умение решать интеллектуальные (диагностические) задачи в условиях дефицита информации;
· развитое произвольное внимание;
· высокий уровень вербального развития (умение грамотно и понятно излагать свои мысли, составлять тексты).
4) Темперамент, особенности высшей нервной деятельности:
· скорость психических процессов — не ниже среднего.
· наличие определенного личностного и жизненного опыта.
Психологические противопоказания к профессии психодиагноста:
· заниженная самооценка;
|
|
· недостаточно высокий интеллектуальный уровень;
· сниженный культурный уровень;
· агрессивность.
Профессиональная роль. Это третья группа субъективных факторов, оказывающих влияние на результаты психодиагностики. Профессиональная роль определяется уровнем технологической оснащенности, т. е. уровнем владения психодиагностическими инструментами и их возможностями в предоставлении необходимой для эффективной кадровой работы информации.Дополнительные задачи и временные затраты на разные виды работ влияют на отношение к диагностической работе и понимание ее контекста. Если психодиагност совмещает свою основную работу с консультационным сопровождением организации, то создаются предпосылки для более тонкой, глубокой реализации критериев отбора.
В целом уровень профессиональной активности специалиста по кадровой психодиагностике имеет огромное значение. Его “надситуативная” активность (т.е. стремление выйти за рамки узкой задачи в соответствии с комплексным видением ситуации) не только расширяет контекст психодиагностики, но и создает предпосылки для формирования новых возможных направлений кадровой работы. Опрос руководителей кадровых служб и специалистов по оценке персонала позволил выделить ряд параметров, которые имеет смысл учитывать при подборе кандидата на должность психодиагноста.