Феномена образования

Философский взгляд на образование предполагает пять основных подходов. Первый связан с определением места образования в жизни общества, т.е. это просто другое наименование прежних философских проблем образования. Второй – ассоциируется с определением роли образования в жизни индивида как субъекта собственной жизнедеятельности. Третий подход предполагает рассмотрение возможностей развития системы образования через последовательность образовательных инноваций организационно-структурного и содержательного плана. Сущность четвертого касается уяснения роли образования в развитии субъектов социально-экономической деятельности. В конечном счете, образование рассматривается как функция жизни. Аспектный подход к рассмотрению образования в отечественной науке предложил Б.С.Гершунский, который выделил «четыре аспекта его содержательной трактовки:

- образование как ценность;

- образование как система;

- образование как процесс;

- образование как результат» [22, с.34].

Такой подход представляется чрезвычайно плодотворным, поскольку, как справедливо отмечает исследователь, позволяет «акцентировать внимание на тех или иных сторонах функционирования образования по мере исследования его сущностных характеристик и их реализации в образовательной практике» (там же). В то же время нельзя не согласиться с Б.С.Гершунским и в том, что «понять и оценить истинную сущность образования как сложного, многопланового явления можно лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик» (там же), поскольку реально образование как феномен целостно, едино.

Более подробно образование как многомерное явление рассмотрено Г.Н.Штиновой, которая, на основе комплексного анализа, показала, что на современном этапе развития общества «образование онтологизировано в следующих ипостасях:

- образование как часть социальной сферы, выполняющая на профессиональной основе функции обучения и воспитания, а также просвещения людей;

- образование как система, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» [164, с.8];

- образование как процесс, с одной стороны, «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (там же, с.3), а с другой – усвоение, развитие, совершенствование обучающимся знаний, умений и навыков, а также способов их овладением с целью достижения более высокого образовательного уровня;

- образование как результат выражается в сформированной у индивида системе знаний, умений и навыков, а также способов их овладением в соответствии с образовательной программой определенного уровня и направленности» [174, с.103-104].

Как отдельный взгляд на проблему философии образования мы можем также выделить определения роли образования в аксиологической системе человеческого сообщества.

Исходя из этого, отметим основные смысловые нагрузки понятия «образование». Во-первых, понятие «образование» в современной культуре употребляется в контексте социального института общества, осуществляющего педагогическую деятельность в установленных рамках, со своими специфическими средствами и содержанием. Во-вторых, выступая в качестве идеала, современное образование соотносится с процессом формирования, раскрытия использования потенциальных внутренних резервов личности. Имеется в виду, что представление о человеке, его сущности, вытекающие из той или иной философской системы, в той или иной степени связывается с образованием.

Фундаментальная связь образования с другими социальными институтами, а также влияние его на все сферы жизни и культуры в целом имеет свою специфику. Она тесно связана как с исторически преемственными формами его развития, так и происходящими сегодня культурными инновациями. Философское осмысление образовательных проблем актуализирует тот факт, что они, как правило, связывают этапы развития образования с глобальными проблемами современной цивилизации. Не менее важен тот факт, что образование имеет прямое отношение к формированию ценностных ориентиров современной культуры. Это находит выражение в новом разделе философского знания – философии образования, хотя эта дисциплина еще не имеет устоявшегося, общепризнанного содержания. В последнее время идея философии образования вызывает все больший интерес в нашей стране, а также получает распространение за рубежом.

Таким образом, в современной философии образования можно выделить два основных подхода к образовательной сфере, в соответствии с указанными выше двумя основополагающими контекстами употребления понятия «образование». В первом подходе «образование» рассматривается с позиций его социальных функций в обществе. В исследованиях, посвященных образовательному институту, идеал образованного человека понимался как закономерное отражение ценностей данной эпохи. Основной упор, в этом случае делался на том, какие конкретные результаты были получены, посредством действия этого института в обществе или же на эффекте производимом педагогикой на те или иные стороны общественной жизни. Такое понимание образования в контексте общественного института характеризует определенную группу людей (учителей, педагогов-новаторов и т.д.), т.е. занимающихся, как правило, практической образовательной деятельностью, затрудняет возможность осуществить связь с современными тенденциями развития культуры, общества, человека.

Второй подход можно условно назвать антропологическим, поскольку образование в качестве идеала соотносится с процессом формирования, раскрытия и использования творческих способностей человека, внутренних резервов личности. Идеал образованности в этом случае заимствуется из философской концепции человека, и его пытаются осуществить в различных педагогических системах (школа «диалога культур», развивающее обучение, вальдорфская педагогика и т.д.). Влияние инноваций на реформу образования в целом пока незначительно, поэтому усилия по воплощению идеала в жизнь часто имеют нулевой результат. Ориентация на конкретную философскую систему оказывается неэффективной по причине отсутствия единой «картины мира» в современной социокультурной ситуации. В этих условиях единые онтологические основания, выступающие в качестве исходного принципа, задающего всю систему в целом, просто теряют реальный смысл.

Многие педагоги не до конца осознали свою принадлежность к той или иной мировоззренческой позиции. Это ведет к различным негативным последствиям:

а) непониманию между теоретиками и практиками педагогической деятельности, когда причины кризиса образования ищут только в неправильной установке педагога, не обращая внимания на то, что образование всегда включено в социокультурный контекст со сложившимися традициями и способами деятельности;

б) неправомерному расширению антропологического подхода за сферу его применения;

в) утопизму, имеющему следствием нереализуемость проектов и программ по развитию образования и т.д.

Необходимость различения культурного смысла понятия «образование» является фундаментальной проблемой, и актуальность решения ее несомненна как для теоретиков, так и для практиков образования. Указанная проблема имеет определенную специфику для наших педагогов, которая связана с историческим путем, пройденным нашим обществом. «В России довольно долго практиковалась не философия образования, а философские проблемы образования. Разница между этими подходами существенна, ведь последнее направление является, прежде всего, вспомогательным для существующей образовательной практики. Этой точке зрения противостоит другая: предмет философии образования определяется особой ее функцией, которая связана с необходимостью «размыкания» педагогического мышления. Она призвана произвести расшифровку классического предмета образования и обеспечить выход на новые образовательные ценности» [37, 13-14].

Именно второй подход берем мы за основу в нашем исследовании. Философия образования – это философия доказательства необходимости образования как функции жизни. Такое понимание значительно расширяет число субъектов, включенных в сферу исследования философии образования. Конечная цель такого рода деятельности – попытаться содействовать изменению отношения к вопросам выработки образовательной политики, поскольку в современных условиях таковая строится в основном путем проб и ошибок.

Философия образования, в любом случае, должна предполагать внедрение конкретной личности в данный образовательный процесс и его осмысление. Иными словами: образование должно включить человека в прошлое культуры, в ее настоящее и будущее.

В новой структуре образования мы имеем разные компоненты, в том числе пропедевтику, т.е. формирование способностей, предпосылок (пропедевтика понимается как особый способ овладения содержанием в рефлективном ключе).

Все большее признание получает также понимание, согласно которому в первую очередь необходимо осваивать принципы, методы, способы действия, а не знания и теории. «В слове «образование» светится слово «образ» – нечто отстраненное, закругленное, находящееся вне воспринимающего ученика, т.е. как бы воспитание образом…» [37, 17]. Господствующим пока остается, к сожалению, позиция, что ученик должен усвоить некую сумму знаний, то делается упор только на знания, а не ученика.

Исходя из вышеизложенного, мы вправе сделать вывод, что современная парадигма образования исчерпала себя и должна быть заменена новой.

Одна из проблем современной философии образования – это взаимоотношение образовательных и воспитательных функций образовательных учреждений, школы в широком смысле слова. Здесь также существует множество подходов и мнений, требующих более четкой определенности и классификации.

Философия образования в узком понимании – это взгляд философа на систему обучения. В этом отношении, представить себе философию образования – значит ответить на вопрос, «…каким образом в конкретных социокультурных ситуациях организована действительность. Это подразумевает ответы на вопросы о методах, содержании, способах взаимодействия, а также общее представление об этой действительности…Такой подход внутренне противоречив. Это, с одной стороны, позиция – я философ, я культуролог, а с другой – способ рассуждения, видения той действительности, с которой мы столкнулись» [37, 20].

Соединение этих двух сущностей не только возможно в принципе, но и является одним из основных направлений деятельности специалистов. Образование должно включить в себя весь механизм такого воспроизводства. Только в этом случае, оно в состоянии действительно обеспечить весь цикл воспроизводства культуры и деятельности.

Философское осмысление образовательной деятельности помогает выбрать оптимальный механизм, позволяющий индивидууму не только уточнить свои ценностные установки, но и гармонично сочетать их с общественными. В этом смысле философия образования – это система ценностно оформленных представлений об образовательной теории, политике и практике. Главное ее отличие от других наук, обслуживающих образовательную систему состоит в целостности, которую дает философия образования, ведь создание всесторонней, комплексной теории образования невозможно вне контекста философской перспективы, философского осмысления истории и современного состояния системы образования. Философия образования имеет смысл не только потому, что, благодаря ей, мы можем проецировать философский способ мышления на эту область деятельности. Она существует и потому, что сама сфера образования носит философский характер.

Новая философия образования нужна в связи с тем обстоятельством, что произошли качественные изменения в отношениях между человеком и природой. Изменение этих отношений означает необходимость обращения к проблемам этики, эстетики и т.д. Именно поэтому философия образования не может существовать в безвоздушном пространстве. Она должна распространяться на науки, которые имеют отношение к образованию: на психологию, педагогику, дидактику. В этом состоит, в частности, полезность философии образования, которая определяется мерой ее влияния на другие смежные науки.

Философия образования должна заниматься также разработкой целостного представления об образовании как социальном институте, виде духовного воспроизводства и сфере культуры. От философии образования должны идти идеи к построению некоторых гуманитарных, гуманистических практик и технологий. Таким образом, философия образования обязана быть разновидностью философии практики.

Образование представляет собой культурно-историческую категорию, существующую независимо от нашего сознания. Она всегда присутствовала, однако именно сейчас, на стыке тысячелетий, мы пытаемся определить место роль феномена образования в жизни человека и человечества. В последнее время достаточно определенно обозначились три основных подхода к определению статуса философии образования. Во-первых, философия образования – это особая прикладная философия, как и многие другие отрасли частного философского знания. Сторонники его подразумевают, что главное в этом случае – интерпретировать общефилософские положения в русле образовательной проблематики. Недостаток такого широкого понимания философии образования состоит в фактическом отождествлении ее с общей философией. Во-вторых, понимание статуса философии образования только в рамках методологии педагогики или общей педагогики. На таком подходе настаивают в первую очередь профессиональные педагоги, полагающие, что научная педагогика в состоянии решать и философские вопросы. Однако философия образования не сводится к методологии только одной науки – педагогики, а расширение объекта и предмета педагогики не всегда оправданы. В-третьих, сторонники мнения, что философия образования не является прикладной философией, а вполне самостоятельная область научных знаний. В основе такого понимания – попытка синтеза распространения общефилософских идей на образовательную сферу и индуктивной логики становления философии образования.

Проблема определения статуса философии образования осложняется еще и тем, что здесь необходимо соединить общефилософские знания с элементами психологии, педагогики, этики, культурологии и т.д. Вместе с тем понятно, что центральное место в проблематике философии образования должны занимать принципиальные вопросы, которые связаны с осмыслением исходных мировоззренческих ориентиров и определяющих ценностей культуры. «Смысл философии образования состоит в осуществлении продуктивной философской рефлексии над теми аспектами культуры, которые интерпретируются в категориях образования человека. Философия образования, интерпретируя и конкретизируя теоретико-методологический аппарат общей философии и используя знания, накопленные специальными науками, вырабатывает отношение к педагогической деятельности, ее проблемам и противоречиям, выдвигая возможные концептуальные варианты ее преобразования» [1, 16].

Философию образования можно рассматривать как относительно самостоятельную сферу философского знания в том смысле, что она выступает как философия человека, реализующего себя посредством образования. Отличительной чертой философии образования является также ее интегративный характер, потому что она ассимилирует данные различных наук (теория учебно-воспитательного процесса, теория содержания образования и др.), которые не должны рассматриваться только в чисто педагогическом аспекте. Вместе с тем, философия образования, при всей проблематичности ее статуса, остается и должна оставаться философской дисциплиной со своим категориальным аппаратом и рассмотрением всех вопросов через отношение человека к реальности. Поскольку знания человек получает осознанно или рефлекторно на протяжении всей своей жизни, то и философия образования дает представление об изменении аксиологической шкалы и идеалов, в связи с изменением исторической ситуации и самого человека, приобщающегося к знаниям.

Одна из основных функций философии образования – критическая. Она относится в первую очередь к существующим культурным парадигмам обучения и воспитания, поскольку мнимая незыблемость их порождает консерватизм образовательной системы. Большую роль призвана сыграть философия образования и в вопросе о распределении сфер влияния между методологией, методикой, историей предмета и т.п. На современном этапе это – один из самых запутанных вопросов, тем более что традиционные представления о схоластичности философского знания порождают иногда скептическое отношение к работоспособности этого знания на практике.

Впервые термином «философия образования» воспользовались в начале 50-х годов. Диапазон определений ее довольно широк: от отождествления этой философии с набором средств, призванных определить практику учителя средней школы, до попыток вычленить содержание этого понятия как особого предмета в образовании. В США, например, «философию образования» понимают не столько как тенденцию к становлению новой области знания, сколько – осознание определенной проблемы, с которой столкнулись ученые и практики в конкретной исторической ситуации.

Перспектива оформления новых областей философской мысли в образовании зависит от множества факторов: степени открытости данной социальной системы; исторически сложившихся культурных традиций; востребованности результатов деятельности духовной сферы; наличия заинтересованной интеллектуальной прослойки. В этой связи возникает насущная необходимость рассмотреть диалектику самого понятия «образование», поскольку традиционное определение образования как системы государственных и негосударственных образовательных учреждений, различающихся по своему уровню, не выдерживает критики из-за своей ограниченности. Система предполагает взаимосвязь отдельных элементов, и только на этом основании возникают и могут возникнуть принципиально новые качественные изменения. Кроме того, отказ от просветительской концепции образования, который произошел за последние годы в России, стимулировал рост интереса к проблемам философии образования, хотя фундаментальных работ в данной области пока мало. К наиболее основательным мы можем отнести исследования Б.Гершунского, А.Гендина, Н.Ладыжец, В.Розина, Н.Пахомова, Н.Розова, В.Шадрикова, В.Кудашова и некоторых других. Вместе с тем «…образование как общественный феномен в гносеологическом плане переживает этап, подобный тому, который в значительной степени уже пройден науковедением и связан с выявлением различных аспектов образования на основе сложившихся областей знания» [38, 12].

Как было отмечено, по самой своей сути философия образования может существовать только в роли науки интегративной, которая синтезирует знания различных научных направлений. «Философия образования, ассимилирующая все эти знания в их наиболее обобщенном концептуальном виде, и представляет по существу научно обоснованную и общественно признанную парадигму. Как интегративная наука, определяющая политику в сфере образования, дающая междисциплинарное знание о сущности объектов в данной сфере, об оптимальном управлении ими, оптимальных путях достижения своих целей, философия образования должна обосновать наиболее перспективные направления междисциплинарных исследований, наметить пути координации их результатов, их временной синхронизации, совместимости и, в конечном счете, их практического использования в педагогической науке» [37, 28].

В сферу интересов философии образования попадают различные объекты: а) человек; б) социально-экономическая среда; в) сфера культуры и духовной жизни общества; г) система и процесс воспитания, обучения и развития человека; д) педагогическая наука, рассматриваемая в системе междисциплинарного научного знания. Особое место в данной системе занимает, безусловно, учитель как главный носитель нового знания. В данном определении концентрируется многоаспектность самого понятия «образование» как: система образовательных учреждений; процесс; ценность; результат и т.д. Однако подобные взгляды ученых, например, Гершунского, на эту проблему оспаривают другие ученые. О.В.Долженко, в частности, ставит под сомнение аспект, связанный с пониманием философии образования как инструментального средства. По нашему мнению, сегодняшняя ситуация в России ставит насущный вопрос о необходимости перенести акцент с запоминания информации, характерный для традиционной школы, на формы и методы работы с информацией, развитие мышления, становление сознания.

Современная система образования сложилась именно под решающим влиянием высших учебных заведений, которые ориентируются на потребности общества в квалифицированных специалистах. Такой подход характерен для системы образования Запада и, в какой-то степени, для традиций дореволюционной России. Сущность его состоит в том, что в философии образования рассматривается как набор ценностей и идеалов, который содействует становлению философско-методологических оснований образовательной политики и практики. С таким подходом мы можем согласиться, учитывая определенные оговорки. Проблема состоит в том, что сам статус методологии не имеет четкого определения в современной науке и нуждается в серьёзном уточнении. Многие ученые настаивают, в первую очередь, на той специфика философии образования, которая состоит в попытке объединения теоретической рефлексии и рефлексии практической. Кроме того, считает эта часть специалистов, философия образования принципиально ориентирует мышление на основополагающие проблемы, связанные с идеалами, ценностями, средствами и т.п. В конечном счете, сторонники подобной точки зрения фактически соотносят философию образования как таковую с философией конкретной образовательной системы, например, университета, средней школы и т.д. Это означает, что потребителями такой философии образования потенциально могут стать администраторы образовательных учреждений, что, безусловно, несколько сужает наполняемость данного термина.

В узком смысле слова философия образования – это взгляд философа на систему обучения. Возможность существования философии образования определяется тем, что сама сфера образования является источником универсальных философских проблем. В свою очередь и философия образования должна распространить свое влияние на науки, которые имеют отношение к образованию. От нее должны идти идеи к построению некоторых гуманитарных, гуманистических практик и технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: