Образование в контексте культуры

Сегодня развитие общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. При центрированности на личность акценты смещаются: подчеркивается актуальность образования в мире личности, т.е. именно то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные устремления. Все это явилось побуждающим мотивом поворота к личностно-ориентированному образованию, важнейшими функциями которого являются культуросозидательная (культурообразующая), гуманитарная функция и функция социализации.

Культуросозидательная функция обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и одновременно культуры - в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации, т.е. установление глубинного единства между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.

Гуманитаризация образовательного процесса имеет как интернапные, так и экстернальные моменты. Во-первых, гуманитаризация образования должна быть направлена на развитие творческих способностей обучаемого, на развитие его эстетического мировосприятия и этического отношения к деятельности. Во-вторых, она призвана ориентировать обучаемого на необходимость понимания окружающей его социокультурной среды.

Третьей важнейшей функцией образования является социализация, т.е. обеспечение освоения и производства индивидом социального опыта, свидетельствующее о его безболезнен­ном вхождении в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде.

Таким образом, происходит осмысление сущностных функций образования, что и способствует выявлению системы его антропологических ценностей. Эта система и является основой личностно-ориентированного образования, главные базовые ценности которого - самореализация, жизнетворчество, куль­турная идентификация, индивидуализация и др. подтверждают тот факт, что истинной целью образования является его творческое развитие как субъекта культуры, социума. Цель личностно-ориентированного образования связана с ценностным отношением к ребенку, как к человеку, обладающему свойством субъективности: развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и другие, необходимые для становления самобытного образа личности, для диалогичного взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией. Эта цель созвучна с концепцией человека Н.А. Бердяева, И.О. Лосского, П.А. Флоренского, где он предстает как эпицентр культуры.

Культура в антропологическом аспекте есть способ и форма человеческого бытия, историческая мера и «границы» человеческого образа жизни, его доминирующий облик. В ней сконцентрирован опыт человечества в освоении природного, социального и собственно культурного мира. На основе его освоения формируются, сохраняются, совершенствуются от поколения к поколению формы человеческой ментальное. Культура включает в себя исторически конкретную совокупность знаково-символических систем, аккумулирующих опыт бытия в виде способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов, хранящих и воспроизводящих опыт собственно духовной деятельности в общественном и личном менталитете. Наконец, это техника и технология всех форм духовно-практической деятельности человека в мире, форм коммуникаций, взаимодействия и общения.

Перечисление всего многообразия «составляющих» культуры и ее функций по отношению к социуму и индивидууму столь же затруднительно, как и всего обилия ее определений. В этом отношении она сравнима лишь со сложностью и многогранностью человека и обилием его определений, как социо-функциональных, так и культурных.

Культура вне человека - это кладовая мертвых вещей или кладбище духа. Оживить его может только культурный субъект. Человек является сердцевиной культуры, ее «живым агентом», творцом-созидателем, хранителем, посредником и потребителем. Эта единая система и социально, и индивидуально неравнозначна, а зачастую и противоречиво развита. Культурное творчество может быть оторвано от культуры потребления, что лишает культуру ее среды, источников и ценителей. «Посредни­ком» и «потребителем» культуры является прежде всего сфера образования. Сотворить и прочитать культурный «текст» может только человек с развитыми культурными потребностями и способностями. Становление такого человека - важнейшая цель культуры и образования.

Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития человека есть одно из важнейших условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности. Само слово «культура» - латинского происхождения (возделывание, обрабатывание), но в немецкой классической философии смысл этого слова был максимально приближен к слову «образование» (Bildung). Связь культуры и образования подчеркивается и современными российскими философами. Если вспомнить классическое представление о культуре, как о возделывании, культивировании, то прямой задачей системы образования является эта идея культивирования, возделывания. Человек в процессе социализации и инкультурации должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым масси­вам информации. Современный человек должен быть ориентирован на общечеловеческий характер современной культуры.

Таким образом, функцией образовательной системы является воспроизводство культуры. Институт образования как феномен культуры есть посредник между индивидом и социумом в передаче, закреплении и сохранении значимых для культуры смыслов. Культурологический подход прослеживается также в трактовке целей и задач образования ведущими отечественными педагогами и философами на рубеже XIX-XX вв.

В соответствии с изложенным, можно определить образование как способ вхождения человека в целостное бытие культуры. Содержание образования должно носить поэтому культурообразующий характер и быть направлено на приобщение ученика к культуре. Личность обучающегося следует рассматривать в качестве субъекта культуры, являющегося не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей. Формируя задачи образования, необходимо наряду с другими аспектами учитывать, что оно призвано способствовать овладению учеником общей культурой, адекватной мировому уровню, и интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру.


Вопросы для самоконтроля

(к главе 1)

1. Раскройте суть теоретических взглядов на роль образования в социуме

2. Раскройте основные аспекты содержательной трактовки к рассмотрению образования

3. Какие основные подходы предполагает философский взгляд на образование?

4. Какие объекты попадают в сферу интересов философии образования?

5. Назовите основные функции философии образования

6. В чем суть социологического подхода к образованию?

7. В чем отличие социологического видения образования от педагогического?

8. Какие общественные функции выполняет социальный институт образования?

9. В чем проявляется особенность системного подхода к исследованиям феномена образования?

10. В чем суть личностно-ориентированного образования? Какие функции оно выполняет?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: