Тема 2. Банки и кредитно-денежная политика

План

1. Банковская система Украины. Функции Национального банка Украины и коммерческих банков.

2. Банковская система частичных резервов. Финансовая паника и страхование вкладов.

3. Как банки создают деньги? Денежный мультипликатор.

4. Национальный банк Украины и его операции. Кому должен подчиняться Центральный банк?

5. Инструменты кредитно-денежной политики Национального банка. Политика дешевых и дорогих денег.

· Литература, тесты, упражнения, контрольные вопросы.

Если существуют деньги, то должны быть и учреждения, специализирующиеся на работе с деньгами. Такими учреждениями являются банки.

1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Современные банки – это финансовые посредники, извлекающие прибыль на денежном рынке. Во всех странах с рыночной экономикой утвердилась двухуровневая система банков. Это Центральный банк с его отделениями на местах (в США Федеральная резервная система) и система коммерческих банков. Центральный банк организуется правительством. Главными его функциями являются:

а) ведение операций правительства (банкир правительства);

б) эмиссия денег;

в) контроль за деятельностью коммерческих банков, хранение резервов коммерческих банков (банк банков);

г) недопущение финансовой паники и финансового краха коммерческих банков;

д) регулирование количества денег в стране (как наличных, так и кредитных, банковских);

е) поддержание стабильности национальной валюты.

Национальный банк Украины (НБУ) – это «банк банков». Он имеет дело не с населением, а с коммерческими банками. Основная функция НБУ – предохранять банковскую систему от крушения, регулировать через предложение денег общую экономическую ситуацию в стране. Следует подчеркнуть, что Центральный банк не руководствуется стремлением к прибыли, он следует политике, которая улучшает состояние экономики в целом. В арсенале мер НБУ определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в НБУ, порядок формирования страховых фондов, предоставление кредитов коммерческим банкам по определенной процентной ставке (учетной ставке).

Помимо регулирующих мер НБУ осуществляет прямой надзор за деятельностью коммерческих банков. Проводятся периодические проверки с целью определить прибыльность банков, убедиться в выполнении банками предписанных им правил, выявить сомнительные операции или мошенничество, заставить отказаться от «плохих займов» и избавиться от «плохих ценных бумаг» в интересах сохранения средств вкладчиков.

Коммерческие банки – это финансовые институты, получившие специальную лицензию от НБУ, которая позволяет им принимать вклады от населения и предприятий, а также предоставлять кредиты. Они обслуживают население и предприятия; занимая деньги от своего имени, они затем ссужают эти средства своим заемщикам.

Представим себе, что группа людей открывает свой банк. Банк – это компания. Как и во всех других компаниях, владельцы банка ставят своей целью максимизировать прибыль. Чтобы банк начал функционировать, они вкладывают определенное количество своих собственных средств, которые называются уставным капиталом банка. Этот капитал предназначен для возмещения издержек по учреждению банка, а затем выполняет роль минимального страхового запаса для вкладчиков банка на случай, если некоторые из банковских ссуд не будут возвращены. Собственный капитал банка может быть и небольшим. Соотношение заемного капитала к собственному может быть 1:10,1:20.

Главная цель коммерческого банка – получать прибыль.

Каким образом банк может максимизировать свои прибыли? Прежде всего, владельцы банка должны убедить людей дать им деньги взаймы. Поскольку обычно начинающему банку приходится конкурировать с другими, уже существующими банками, то он должен предложить потенциальным вкладчикам наиболее благоприятные условия; например, повышенные проценты ставки, разного рода премии первым вкладчикам. Заемные средства во много раз превышают собственный капитал банка. Следующим шагом будет поиск наиболее прибыльных вариантов предоставления кредитов из средств вкладчиков. Банки во всем мире предоставляют кредиты фирмам, которые хотят купить новое оборудование, студентам, которые берут кредиты для продолжения образования, людям, нуждающимся в ипотечном кредите для того, чтобы приобрести собственный дом, покупателям, которые хотят приобрести автомобили и другое драгоценное имущество. (В условиях инфляции деятельность по предоставлению долгосрочных займов затруднена). Некоторая часть денег используется для покупки ценных бумаг, например, государственных облигаций, казначейских обязательств.

Если руководство банка осуществляет правильный выбор клиентов, которым банк предоставляет ссуды, или удачно выбирает для покупки ценные бумаги, то банк будет иметь высокие прибыли.

Банки не ограничиваются прибылями от предоставления кредитов и покупки ценных бумаг. Они стремятся расширить спектр услуг, приносящих прибыль. Банки берут плату за чековое обслуживание, открытие счетов под пластиковые карточки. Помимо перечисленного банки занимаются обменом иностранной валюты, выпуском кредитных карточек, сдачей в аренду сейфов. Некоторые коммерческие банки открывают отделы доверительных (трастовых) операций, проводят операции лизинга и факторинга, предлагают коммерческие услуги. За все услуги и операции банк взимает определенную плату, что пополняет прибыль банка. Но основная функция банков – это прием вкладов и предоставление ссуд, а основной источник прибыли – разница между получаемым и взимаемым процентом.

Банки в Украине. В годы централизованного планирования в России не было коммерческих банков. Действовал только ЦБ и несколько специализированных государственных банков, которые занимались финансовым обеспечением плановых заданий. В настоящее время в Украине сформировалась и действует двухуровневая банковская система. Функционирует Национальный банк Украины с его местными подразделениями (управлениями) и сеть коммерческих банков.

Таблица 0.0*

Некоторые характеристики собственного капитала коммерческих банков Украины

Банк Собствен-ный капитал, млн. грн. Пассивы, млн. грн. Доля собствен-ного капитала в пассивах, % Доля банка в собствен-ном капитале всех банков, % Доля банков в пассивах всех банков, %
           
Аваль 1745,5 19258,8 9,1 6,9 9,0
Укрсоцбанк 1027,2 10763,0 9,9 4,0 5,0
УкрСиббанк 947,7 10669,2 8,9 3,7 5,0
Райффайзенбанк Украина 626,5 7049,0 8,9 2,5 3,3
ИНГ Банк Украина 220,1 2587,0 8,5 0,9 1,2
ВАБанк 295,7 2351,2 12,6 1,2 1,1
Альфа Банк Украина 202,9 2132,5 9,5 0,8 1,0
Кредит Банк Украина 158,8 2028,4 7,8 0,6 0,9
Мрія 225,0 1927,9 11,7 0,9 0,9
Ситибанк Украина 198,8 1573,3 12,6 0,8 0,7
ХФБ Банк Украина 182,3 1520,8 12,0 0,7 0,7
ПроКредит Банк Украина 112,8 1073,6 10,5 0,4 0,5
           
      Продолжение таблицы 0.0
           
Калион Банк Украина 83,4 948,3 8,8 0,3 0,4
АЖІО 109,8 613,7 17,9 0,4 0,3
Петрокоммерц – Украина 40,6 551,8 7,4 0,2 0,3
Внешторгбанк Украина 80,6 562,9 14,3 0,3 0,3
Пекао Украина 52,3 214,2 24,4 0,2 0,1
Всего 6415,7 66728,0 9,6 25,2 31,2
Всего в банковском секторе 25450,9 213878,0 11,9 - -

* Рассчитано по данным ежегодной отчетности НБУ о работе банков, www.bank.gov.ua.

Примерно треть банков – это крупные банки со значительным участием государственного капитала.

Для сравнения: в США действуют примерно 13 тысяч коммерческих банков. Активы крупнейших свыше 5 млрд. долл., активы среднего банка 30 – 50 млн. долл. 0,9% банков владеют 48% активов. 5 тысяч банков концентрируют 80 % вкладов.

К 1993 г. сложилась ситуация, когда банковские учреждения в России действовали исключительно как универсальные банки без специализации. В дальнейшем предусматривается специализация кредитных учреждений по направлениям привлечения и размещения средств: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и др. кредитные учреждения. Слабым местом является инвестиционная деятельность: основная масса кредитов краткосрочные и направляются в посредническую и спекулятивную деятельность. Ни один из российских банков не попал в категорию ААА (в высшей степени надежен) в плане долгосрочного кредитования по рейтингу Thomson Bank Waith. Последнее время принимаются меры по привлечению банков к инвестиционной деятельности. Так, президент РФ издал указ «О создании Российского финансово банковского союза», который предусматривает объединение банков с государственной долей капитала для финансирования федеральных программ. Предусматривается участие банков в денежной приватизации предприятий.

Банковская система может быть использована для регулирования экономической ситуации в стране. Регулирование денежного предложения, деловой активности осуществляется через банковскую систему путем определенной кредитно-денежной политики Центрального банка. Чтобы разобраться в механизме управления денежной массой, надо освоить такие понятия, как банковские резервы, денежный мультипликатор.

2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ЧАСТИЧНЫХ РЕЗЕРВОВ. ФИНАНСОВАЯ ПАНИКА И СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ

Считают, что коммерческое банковское дело начали старинные золотых дел мастера, которые стали практиковать хранение у себя золота и других ценностей населения. Вкладчик оставлял свое золото на хранение, получал расписку, позднее предъявлял эту расписку, платил небольшое вознаграждение и получал назад свое золото. Вскоре квитанции стали использоваться для оплаты товаров и превратились в одну из форм бумажных денег.

Сначала золотых дел мастера, предшественники банкиров, использовали 100 % резервной системы, то есть их бумажные деньги (квитанции), находящиеся в сбережении, полностью обеспечивались золотом.

Вскоре выяснилось, что хранимое золото редко востребуется и выпуск бумажных денег может превышать количество имеющегося золота. Избыточные бумажные деньги отдавались в ссуду под проценты торговцам, фабрикантам. Так родилась идея частичного резервирования.

В настоящее время существует обязательная норма резервов, устанавливаемая Центральным банком.

обязательные резервы банка

Резервная норма = ----------------------------------------------------

обязательства коммерческого банка

по бессрочным вкладам

Следовательно, если при резервной норме 1/10, или 10%, банк принимает вклады населения на сумму 200 тыс. ед., то он обязан держать в резерве 20 тыс. При 1/5, или 20%, требуются резервы в 40 тыс.

В США резервная норма, как правило, от 13 до 19%.

В России требования к норме резервов – от 15 до 20% в зависимости от срока депозита. Эта часть рублевых депозитов должна размещаться на бессрочном вкладе в ЦБ.

Итак, для оплаты возможных требований по депозитам банки держат определенное количество резервов в сейфах и на счетах Центрального банка (наличность в сейфах и депозиты ЦБ). Избыток средств над необходимыми резервами банки отдают в ссуду. Размеры резервов определяются требованием Центрального банка. У коммерческих банков нет заинтересованности держать резервы выше требуемого уровня, так как эта часть активов не приносит прибыли. Поэтому избыточные резервы отдают в ссуду.

Финансовая паника и страхование вкладов. Резервы не могут предотвратить массового изъятия вкладов из банков, что может привести к финансовой панике.

Финансовая паника – это процесс, в ходе которого люди пытаются получить деньги, которые им должны, но которых у их должников нет в наличии в настоящий момент. Это может явиться причиной банкротства как банков, так и других компаний. Раньше финансовые паники были весьма обычным явлением. Наплыв требований в банк может возникнуть, если вдруг становится известным, что некоторые из заемщиков банка имеют затруднения с возвращением полученных ими кредитов. Это означает, что банк может оказаться не в состоянии выплатить деньги всем своим вкладчикам, когда они того потребуют. В такой ситуации каждый вкладчик устремляется в банк, пытаясь получить свои деньги, пока они еще там есть. И банк рано или поздно будет вынужден вывесить объявление: «Платежи приостановлены». П.Хейне пишет: «Но разве банку не нужны резервы на случай «натиска» вкладчиков? Если бы большое число вкладчиков по какой-либо причине внезапно потеряло доверие к банку и попыталось забрать свои вклады наличными деньгами, банк был бы не в состоянии удовлетворить все требования. В таком случае потеря доверия могла бы распространиться на другие банки и привести к краху значительной части банковской системы. В действительности такой финансовой паники не было в Соединенных Штатах уже в течение 50 лет. Однако причина этого почти никак не связана с уровнем банковских резервов. Клиенты банков больше не бросаются изымать свои вклады при малейшем слухе о финансовых неприятностях, потому что теперь их вклады застрахованы Федеральной корпорацией по страхованию депозитов. Если банк по какой-либо причине закрывается, его вкладчики могут рассчитывать на компенсацию в течение нескольких дней». В случае, если страхового фонда для выплаты по вкладам не хватит, правительство напечатает необходимые деньги.

Страховой фонд банков США на 1990 год составлял 10 млрд. долларов. Он пополняется за счет ежегодных взносов страховых платежей в размере 23 центов за каждые 100 долларов депозитов.

В последнее время Конгресс США рассматривает предложения по значительному увеличению сумм страховых платежей в фонд ФНСД. По сравнению с общей суммой застрахованных депозитов – 2 триллиона долларов – фонд ФНСД в 10 млрд. долларов невелик. Поэтому в случае единовременного банкротства большого количества банков ФНСД будет не в состоянии произвести выплаты всем застрахованным клиентам. Почему же население сохраняет уверенность, что их депозиты достаточно надежны? Потому, что население осведомлено, что их депозиты полностью гарантируются ФРС, выполняющей функции ЦБ страны, а также американским казначейством. В 1986 году, например, в США обанкротилось 206 банков. Но все вкладчики получили назад свои деньги.

В России коммерческие банки с 1991 года отчисляют Центральному банку 2% от прибыли в фонды страхования депозитов. Однако полную государственную гарантию имеют только вкладчики Сбербанка Российской Федерации. При таком положении дел в 1994 – 1995 гг. прекратили свою деятельность, не рассчитавшись с вкладчиками, около 100 банков и несколько десятков финансовых компаний. Население потеряло 20 трлн. руб. Пострадали десятки млн. человек.

Помимо страхования банковских вкладов, которое является обязательным в ряде стран, есть и другие способы защиты вкладов: государственные ревизии финансового состояния банков, определенные установки в банковском законодательстве, например, необходимость публикации банками своих годовых отчетов. ЦБ может приостановить операции банка или же предоставить стабилизационный кредит такому банку либо способствовать слиянию слабого банка с сильным.

В настоящее время департамент банковского надзора ЦБ РФ существенно ужесточил требования, предъявляемые к учредителям банков, чтобы уже на первоначальном этапе отсечь недобросовестных организаторов и непрофессиональных руководителей. В ближайшее время ЦБ РФ намерен выработать механизм защиты вкладов населения. Будет создан федеральный фонд страхования частных вкладов, деятельность которого будет регламентироваться специальным законом об обязательном страховании вкладов граждан. ЦБ разработало также систему раннего выявления близких к банкротству банков. Кроме того, в настоящее время в ЦБ РФ разрабатывается проект «Положения о порядке предоставления краткосрочного чрезвычайного кредита надежным коммерческим банкам, испытывающим временные финансовые затруднения, для поддержания их текущей ликвидности, а также о порядке предоставления стабилизационного кредита банкам, испытывающим серьезные финансовые затруднения, в которые в соответствии с приказом ЦБ РФ назначена временная администрация». Все указанные направления соответствуют практике стран с развитой рыночной экономикой.

Известный экономист и предприниматель Павел Бунич, анализируя пройденный этап развития банковского дела и меры по обеспечению сохранности вкладов населения, выделяет следующие моменты. «Сначала мы выпустили банки в свободное плавание. И только после катастрофических ударов по карманам вкладчиков и баснословных барышей аферистов были приняты соответствующие законы и нормативные акты. Теперь банку, желающему иметь дело с деньгами населения, нужен 2-летний стаж банковской работы. Банки должны регулярно, не реже чем раз в квартал, составлять отчеты о своей деятельности и по вкладам физических лиц. Определено, что сумма вкладов должна быть не больше суммы активов, чтобы в случае необходимости их можно было бы продать и поделить.

Банкам теперь велено создавать резервы на рисковые ссуды и рисковые ценные бумаги. Увеличены их обязательные отчисления в Центральный банк, которые в случае провала коммерческих банков частично гасят их долги вкладчикам.

В проекте нового Уголовного кодекса появилась ответственность за предумышленное и фиктивное банкротство. Введены нормативы на ссуды одному заемщику, на суммарную долю всех крупных заемщиков.

Установлены пределы «беспределу» учредителей и акционеров, стремящихся использовать собранный капитал для себя на исключительно льготных условиях. ЦБ обязан контролировать появление владельцев крупных пакетов акций. Акционерным обществам при банкротствах запрещено в привилегированном порядке возвращать долги «своим» людям, подрывая позиции мелких акционеров. Старым акционерам, чтобы они не утратили своей доли в капитале, предоставлено право «первой ночи» в отношении скупки новых акций.

К сожалению, в документах не установлено, что при разорении банков вклады населения погашаются в первую очередь, а не в последнюю, как сейчас.

Следовало бы ввести строгую ответственность, вплоть до уголовной, за разорение банков со стороны учредителей и других виновных в этом лиц. Назрела необходимость повысить роль ЦБ, чтобы его представители проводили инспекционные проверки. Целесообразен поиск и обнаружение всех «исчезнувших» капиталов с помощью Интерпола.

…Если бы такие меры были бы реализованы, то средства населения не пропадали бы, а приумножались в соответствии с предназначением банков.» (Еженедельник «Аргументы и факты»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: