Череповец
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии
Т.В. Сборцева
ПРОФОРИЕНТОЛОГИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Учебное пособие
Череповец
Оглавление
Введение
Раздел 1. Профориентация и профконсультирование в истории психологии
1.1.Профориентация и профконсультирование в истории зарубежной психологии
1.2.Профориентация и профконсультирование в истории отечественной психологии
1.3.Теоретические концепции профессионального развития личности
1.4.Выбор профессии. Факторы выбора профессии
Раздел 2. Психологические основы профессиональной ориентации
2.1.Профориентация. Структура профориентации.
2.2.Направления профориентационной работы
Раздел 3. Личность и современный рынок труда
3.1.Характеристика рынка труда с социально-психологической точки зрения
3.2.Стратегии поведения на рынке труда
|
|
Раздел 4. Личностное и профессиональное развитие личности в новых социально-экономических условиях
4.1.Основные направления исследования профессионального развития личности
4.2.Динамика профессионального функционирования специалиста
Раздел 5. Конкурентоспособность
5.1.Понятие конкурентоспособности. Характеристика конкурентоспособного специалиста
5.2. Успешность и карьера
Раздел 6. Профессиональная деформация личности
6.1.Понятие профессиональной деформации
6.2. Причины возникновения профессиональной деформации
Раздел 7. Профессиональное консультирование
7.1.Проблемы, возникающие при взаимодействии с миром профессий
7.2.Основные направления профконсультирования
7.3.Психотехнологии профконсультирования
Приложения
Введение
Одним из важнейших условий формирования готовности будущего психолога к практической деятельности является овладение специальными теоретическими знаниями по проблемам профориентологии, практическими умениями проведения профессионального консультирования и профессиональной диагностики.
Предлагаемое учебное пособие призвано оказать существенную помощь студентам в приобретении названных знаний, умений и навыков. Пособие предназначено, в первую очередь, для студентов – будущих специалистов в сфере практической профессиональной психологии.
Учебное пособие состоит из семи разделов и приложений.
В первом разделе рассматриваются профориентация и профконсультирование в истории зарубежной и отечественной психологии; анализируются различные теоретические концепции профессионального развития личности. Актуальный вопрос выбора профессии и факторов, оказывающих влияние на профессиональный выбор, также представлен в данном разделе.
|
|
Во втором разделе рассматриваются психологические основы профессиональной ориентации. Дается определение профориентации как системы, анализируются структура и основные направления профориентационной работы.
В третьем разделе предпринимается попытка охарактеризовать рынок труда с социально-психологической точки зрения. Приводится описание основных стратегий поведения на рынке труда.
В четвертом разделе внимание акцентируется на личностном и профессиональном развитии личности в новых социально- экономических условиях.
Пятый раздел посвящен проблеме конкурентоспособности. В разделе рассматривается понятие конкурентоспособности, а также характеристика конкурентоспособного специалиста. В данном разделе анализируются различные вопросы, посвященные построению карьеры, в том числе карьерное продвижение у женщин.
В шестом разделе особое внимание уделено профессиональной деформации личности, причинам возникновения профессиональной деформации.
В седьмом разделе предложен материал,способствующий анализупроблем, возникающих при взаимодействии с миром профессий; основных направлений профконсультирования, а также психотехнологий профконсультирования.