О. Антонов

Резюме

Характеристика организации и товаров

Анализ рынка и основных конкурентов

6. Производственный план

План маркетинга

План по рискам

9. Финансовый план

10. Оформление и презентация бизнес-плана

Понятие бизнес-плана, его цели и задачи

“Экономить в расчетах, оценивающих громадное экономическое мероприятие,

все равно, что экономить на прицеливании

при выстреле”.

О. Антонов

Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспек­тиву в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь четко рассчитать эффективность использования этих ресурсов в процессе произ­водственно-хозяйственной деятельности фирмы.

Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Планирование является одним из важнейших составных элементов управления предприятием. Планирование - это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Бизнес-план - представляет собой рабочий документ как для вновь создаваемых, так и для действующих организаций, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово – хозяйственных задач.

Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса (см. рис. 1.):

- Каково текущее состояние бизнеса?

- Каково желаемое состояние?

- Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?

Рис. 1. Контуры бизнес-плана

Необходимой предпосылкой разработки эффективного бизнес-плана является анализ внутренней и внешней среды. Он нацелен на получение и обобщение объективной информации о состоянии предприятия, его соответствия требованиям внешней среды и внутренней организации. (Презентация 1)

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает:

- при подготовке заявок существующих и вновь создаваемых организаций на получение кредита,

- обосновании предложений по приватизации государственных организаций,

- открытии нового дела,

- определении профиля будущей организации и основных направлений ее коммерческой деятельности,

- перепрофилировании существующей организации,

- выборе новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций,

- составлении проспектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) приватизируемых и частных организаций,

- выходе на внешний рынок и привлечении иностранных инвестиций.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

- определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены организацией потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

- выявить соответствие изменения кадрового состава организации ее потребностям, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

- предусмотреть трудности, “подводные камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Типовые ошибки бизнес-планирования:

Содержательные ошибки:

- неконкурентоспособная идея.

- продукт не рыночный.

- не сегментированы клиенты.

- не проработаны конкуренты.

- оптимистичный план продаж.

- недостаточное знание технологии производства.

- ошибки в финансовых расчетах.

- непроработаны риски.

Форматные ошибки:

- ошибки романтизма.

- избыточность информации.

- непрезентабельное оформление.

Наиболее важным среди предшествующих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и опре­деление ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности (Презентация 2).

Структура бизнес-плана

Структурабизнес-плана и его детализация определяются направленностью и масштабом задуманного дела, т. е. спецификой объекта, сферой деятельности фирмы, организационным состо­янием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.

В законодательстве нет пункта, касающегося бизнес-плана, благодаря чему мы наблюдаем такое разнообразие данного документа. А точнее - каждая фирма сама решает, какая будет структура, какие основные цели и так далее. И естественно бизнес-планы будут отличаться друг от друга.

Есть несколько возможных форматов: TACIS, Европейского Банка Реконструкции и Развития, UNIDO, постановления Правительства РФ от 22.11.97 №1470, Российского фонда технологического развития, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.

Есть прямая зависимость структуры от того, для чего бизнес-план составляют (Таблица №1):

Таблица №1

Разделы бизнес-плана

Разделы плана Внешний заказчик Внутренний заказчик
Конкурс (бюджетное финансирование) Кредит (банковское финансирование) Инвестиции (частные вложения) Start-up (запуск нового предприятия) Пересегментирование (резкие изменения на рынке) Выпуск нового продукта (диверсификация)
Описание предприятия + +++ +      
План маркетинга + + + +++ + +
План производства + + + +   +
Организационный план + + + + + +++
Финансовый план + + +++ + + +
Социальный эффект +++          
Анализ рисков     + + +++  
Перспективы +   + +   +
Отзывы и экспертиза + +       +

+++ особо важные разделы для данной группы заказчиков

Существует значительное число методических разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью и составом разделов. Рассмотрим содержание разделов бизнес-плана, в соответствии со структурой, приведенной ниже (Рис.2)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: