Резюме
Характеристика организации и товаров
Анализ рынка и основных конкурентов
6. Производственный план
План маркетинга
План по рискам
9. Финансовый план
10. Оформление и презентация бизнес-плана
Понятие бизнес-плана, его цели и задачи
“Экономить в расчетах, оценивающих громадное экономическое мероприятие,
все равно, что экономить на прицеливании
при выстреле”.
О. Антонов
Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь четко рассчитать эффективность использования этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности фирмы.
Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
|
|
Планирование является одним из важнейших составных элементов управления предприятием. Планирование - это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.
Бизнес-план - представляет собой рабочий документ как для вновь создаваемых, так и для действующих организаций, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово – хозяйственных задач.
Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса (см. рис. 1.):
- Каково текущее состояние бизнеса?
- Каково желаемое состояние?
- Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?
Рис. 1. Контуры бизнес-плана
Необходимой предпосылкой разработки эффективного бизнес-плана является анализ внутренней и внешней среды. Он нацелен на получение и обобщение объективной информации о состоянии предприятия, его соответствия требованиям внешней среды и внутренней организации. (Презентация 1)
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает:
- при подготовке заявок существующих и вновь создаваемых организаций на получение кредита,
- обосновании предложений по приватизации государственных организаций,
- открытии нового дела,
- определении профиля будущей организации и основных направлений ее коммерческой деятельности,
|
|
- перепрофилировании существующей организации,
- выборе новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций,
- составлении проспектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) приватизируемых и частных организаций,
- выходе на внешний рынок и привлечении иностранных инвестиций.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
- определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены организацией потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
- выявить соответствие изменения кадрового состава организации ее потребностям, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
- оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
- предусмотреть трудности, “подводные камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.
Типовые ошибки бизнес-планирования:
Содержательные ошибки:
- неконкурентоспособная идея.
- продукт не рыночный.
- не сегментированы клиенты.
- не проработаны конкуренты.
- оптимистичный план продаж.
- недостаточное знание технологии производства.
- ошибки в финансовых расчетах.
- непроработаны риски.
Форматные ошибки:
- ошибки романтизма.
- избыточность информации.
- непрезентабельное оформление.
Наиболее важным среди предшествующих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности (Презентация 2).
Структура бизнес-плана
Структурабизнес-плана и его детализация определяются направленностью и масштабом задуманного дела, т. е. спецификой объекта, сферой деятельности фирмы, организационным состоянием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.
В законодательстве нет пункта, касающегося бизнес-плана, благодаря чему мы наблюдаем такое разнообразие данного документа. А точнее - каждая фирма сама решает, какая будет структура, какие основные цели и так далее. И естественно бизнес-планы будут отличаться друг от друга.
Есть несколько возможных форматов: TACIS, Европейского Банка Реконструкции и Развития, UNIDO, постановления Правительства РФ от 22.11.97 №1470, Российского фонда технологического развития, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.
|
|
Есть прямая зависимость структуры от того, для чего бизнес-план составляют (Таблица №1):
Таблица №1
Разделы бизнес-плана
Разделы плана | Внешний заказчик | Внутренний заказчик | ||||
Конкурс (бюджетное финансирование) | Кредит (банковское финансирование) | Инвестиции (частные вложения) | Start-up (запуск нового предприятия) | Пересегментирование (резкие изменения на рынке) | Выпуск нового продукта (диверсификация) | |
Описание предприятия | + | +++ | + | |||
План маркетинга | + | + | + | +++ | + | + |
План производства | + | + | + | + | + | |
Организационный план | + | + | + | + | + | +++ |
Финансовый план | + | + | +++ | + | + | + |
Социальный эффект | +++ | |||||
Анализ рисков | + | + | +++ | |||
Перспективы | + | + | + | + | ||
Отзывы и экспертиза | + | + | + |
+++ особо важные разделы для данной группы заказчиков
Существует значительное число методических разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью и составом разделов. Рассмотрим содержание разделов бизнес-плана, в соответствии со структурой, приведенной ниже (Рис.2)