Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – это любая организованная преподавателем деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время (поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний и т.д.), предполагающая возможность консультации у преподавателя. СРСП выполняется в виде логической схемы или аналитического доклада по материалам лекций и практических (семинарских) занятий. Одной из форм занятий является лабораторные знанятия с использование тренинговых методов.
Последовательность действий при разработке логической схемы базы знаний может быть представлена следующим образом:
- просматривается тематический (научный) обзор и выписываются на отдельные листы заголовки разделов и подразделов;
- выписываются из каждого раздела основные понятия и категории;
- читается текст и осуществляется поиск взаимосвязи между понятиями и категориями внутри раздела, а затем выявляются в тексте или устанавливаются путем умозаключений обобщающие понятия и категории;
|
|
- выбираются наиболее общие понятия и категории, объединяющие содержание текста;
- строится логическая схема, включающая выбранные понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними.
При наличии обобщающих понятий и категорий эта схема будет представлять собой так называемое «дерево» (иерархическая структура), отдельные ветви которого - либо логические цепочки, когда установлены причинно-следственные связи между понятиями, либо хронологические последовательности, если понятия, категории и факты связаны хронологически.
Построенная, таким образом, логическая схема должна быть проанализирована на предмет дублирования понятий в различных ветвях и уточнена в соответствии с выводами, имеющимися в тексте обзора.
При составлении логических схем баз знаний следует руководствоваться следующими требованиями:
- простота схематического представления, выражающаяся в минимальном количестве элементов и их связей в схеме;
- целевая и смысловая значимость элементов схемы, связей, их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т.п.);
- согласование элементов и связей как внутри схемы, так и вне ее (взаимоувязка с подобного рода смежными схемами);
- наглядность представленных схем (графика, диаграммы, формы, цветовая гамма, табличный, цифровой, иллюстративный материал).
Основное требование при подготовке студента к СРСП - знание лекционного и практического (семинарского) материала. СРСП выполняется в виде логических схем в тетради для практических занятий.
|
|
Принципы организации лабораторных занятий:
1.Лабораторное занятия проводиться после лекционного и семинарского занятия по соответствующим темам.
2. Студенты должны владеть основными понятиями, принципами работы с техниками соответствующей коррекционной группы или этапа психокоррекции, навыками работы в тренинге.
1.Соблюдение преподавателем и студентами принципов профессиональной этики.
Материалы для проведения лабораторных занятий: ватман, бумага, краски, кисти, музыкальный центр, коврики.