Общие положения. Учреждение образования

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

Имени Максима Танка»

Факультет психологии

Методические рекомендации

По написанию курсовых работ

Для студентов 4-го курса

СпециальностЕЙ «психология» И

«пРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Минск, 2011

Составители:

Д.Г. Дьяков, заведующий кафедрой методологии и методов психологических исследований факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Н.П. Радчикова, доцент кафедры методологии и методов психологических исследований факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Утверждено научно-методическим Советом факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № _8_ от 05 мая 2011 г.)

Председатель

___________В.С. Волченков

Секретарь

___________ Н.А. Юркевич

Требования к содержанию, оформлению и объему курсовых работ, выполняемых студентами 4-го курса

Общие положения

Курсовая работа, выполняемая студентами факультета психологии на 4-м курсе (при заочной форме получения образования – на 5-м (предвыпускном) курсе), – это самостоятельное творческое исследование, предполагающее использование ранее сформированных навыков работы с теоретическим и эмпирическим материалом, а также проведение эмпирического исследования, в т.ч. анализ и интерпретацию полученных данных. Кроме расширения и углубления знаний, полученных в ходе написания и защиты курсовой работы на 3-ем курсе, курсовая работа на 4-ом курсе может иметь свою специфику, выражающуюся в методическом характере курсовой работы. Для студентов специальности «Психология» курсовая работа должна быть выполнена по специализации.

При написании курсовой работы на 4 курсе студент может использовать теоретические и эмпирические данные проведенного на 3-ем курсе научного исследования либо провести новое исследование.

Курсовая работа должна быть научной работой, имеющей внутреннее единство и свидетельствующей о личном вкладе автора в разработку заявленной проблематики, содержать обобщенное изложение результатов выполненного автором исследования. Сформулированные автором выводы должны быть аргументированы, критически оценены, определена их научная и практическая значимость.

Целью написания курсовой работы студентами является совершенствование у них знаний и умений, необходимых для осуществления эмпирического исследования и формирование навыков, необходимых для преподавания психологии.

В соответствии с целью можно выделить специфические особенности написания курсовых работ на 4-м курсе. Курсовые работы по данному предмету могут быть эмпирическими или теоретико-методическими.

Эмпирические работы могут представлять собой исследования различных аспектов развития личности обучаемого (школьника или студента) в процессе обучения его психологии. В отличие от курсовой работы, выполняемой на третьем курсе, на 4-ом курсе работа должна быть дополнена авторскими методическими разработками студентов, направленными на обучение, развитие или психологическую помощь испытуемым. Это могут быть психокоррекционные технологии, консультативные, тренинговые программы. Также эмпирические работы могут представлять собой продолжение работы, начатой на 3-ем курсе.

Задачами такой работы являются формирование:

· умения четко определить цель и задачи работы, объект и предмет исследования, обосновать его актуальность, сформулировать гипотезу, отметить научную и практическую значимость работы;

· навыков работы с профессиональными текстами (монографиями, статьями, материалами научных конференций);

· умения организации текста работы, логики ее построения;

· умения организации психодиагностической и экспериментальной работы;

· навыков изложения и интерпретации полученных эмпирических данных, осуществления математической и статистической обработки материалов исследования;

· умения разрабатывать учебно-методические материалы: например, курс лекций по теме курсовой работы; планы семинарских занятий (с учетом различных форм его проведения); контрольные вопросы и темы рефератов или устных сообщений; специальные задания для самостоятельной работы студентов, позволяющие активизировать их творческий потенциал; список литературы для подготовки к семинарскому занятию и выполнения самостоятельной работы по данной теме (не более 10 источников);

· умения включать в текст курсовой работы элементы авторского новаторства в виде собственного мнения, попытки самостоятельной интерпретации полученных данных либо их подтверждения мнением других авторитетных психологов;

· навыков ораторского искусства, необходимого для устного изложения основных результатов своей работы в ходе ее защиты.

Написание теоретико-методической работы преследует цели углубления знаний по курсам «Методика преподавания психологии», «Теория и методика психологического тренинга», «Психологическое консультирование» и т.д. и имеет своей целью ее практическое апробирование. Такие работы могут представлять собой разработку курса (или части курса) лекций или практических занятий по какой-либо дисциплине, специального тренинга, электронного учебника и т.д.

Задачами такой работы являются формирование:

· умения четко определить цель и задачи работы, объект и предмет исследования, обосновать его актуальность, отметить научную и практическую значимость работы;

· навыков работы с профессиональными текстами (монографиями, статьями, материалами научных конференций);

· умения организации текста работы, логики ее построения;

· умения разрабатывать учебно-методические материалы: например, курс лекций по теме курсовой работы; планы семинарских занятий (с учетом различных форм его проведения); контрольные вопросы и темы рефератов или устных сообщений; специальные задания для самостоятельной работы студентов, позволяющие активизировать их творческий потенциал; список литературы для подготовки к семинарскому занятию и выполнения самостоятельной работы по данной теме (не более 10 источников);

· навыков внедрения или апробации методических разработок либо разработки рекомендаций по дальнейшему их использованию (рекомендуемый контингент, база, предполагаемый научно-практический результат);

· навыков применения инновационных технологий в преподавании психологии;

· навыков разработки различных продуктов, связанных с внедрением инновационных технологий в преподавании психологии

· навыков изложения и интерпретации полученных при апробации эмпирических данных, осуществления математической и статистической обработки материалов исследования;

· умения включать в текст курсовой работы элементы авторского новаторства в виде собственного мнения, попытки самостоятельной интерпретации полученных данных либо их подтверждения мнением других авторитетных психологов;

· навыков ораторского искусства, необходимого для устного изложения основных результатов своей работы в ходе ее защиты.

Проблематика курсовых работ для студентов 4-го курса разрабатывается и периодически утверждается ведущими специалистами кафедр. Перечень тем утверждается постановлением кафедры. Студент может выбрать тему из списка имеющихся либо предложить свой вариант темы, обосновав целесообразность ее разработки и руководствуясь своими научными интересами.

Руководитель совместно со студентом составляет план работы и консультирует его в рамках отведенного учебным планом времени. Определяется цель, разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы выполнения и оформления курсовой работы. Каждый студент имеет право на три консультации по ходу написания работы, после чего она, в соответствии со сроками учебного плана, предоставляется научному руководителю на проверку. Студенту необходимо продумать рациональное использование времени консультаций с научным руководителем. Приходя на консультацию, целесообразно продумать заранее те вопросы, которые вызывают наибольшее затруднение.

В динамике выполнения студентом курсовой работы научным руководителем и соответствующей кафедрой осуществляется систематический контроль и оценивание научно-исследовательской деятельности студента. Такой контроль включает два основных этапа.

На первом этапе на кафедру до 10 декабря предоставляется проверенный и оцененный научным руководителем письменный отчет о проделанной работе, отражающий следующие результаты учебного исследования:

а) библиография по теме исследования с учетом новейшей научной литературы (см. Приложение 4);

б) реферативный обзор выбранной научной литературы по теме курсовой работы (не менее 20 источников);

в) обоснование методологической, методической и эмпирической базы исследования, ее краткая характеристика;

г) обоснование актуальности анализируемой проблемы;

д) развернутый план-проспект исследования, включающий: цель, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования, описание проблемного поля, основных логических этапов, обоснование методологии и методики исследования, определение основных понятий, план работы.

Средний объем отчета составляет 7–10 страниц машинописного текста.

На втором этапе студент предоставляет на кафедру за месяц до конкретного срока защиты:

1) готовый текст курсового проекта, выполненный в соответствии с установленными требованиями и методическими рекомендациями, в распечатанном и в электронном виде;

2) для эмпирических работ приложения, включающие базы данных и результаты статистической обработки материалов исследования, первичные материалы (бланки ответов).

Электронный текст проходит проверку на плагиат в специальной программе. Курсовая работа не допускается к защите, если процент плагиата превышает 40.

Объем курсовой работы студента 4-го курса составляет 30–35 страниц (без приложения).

Оценивание курсовой работы осуществляется на основании критериев оценивания, представленных в приложении 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: