Методы исследования, применяемые при выполнении выпускных квалификационных работ

При написании ВКР используются как педагогические, так и медико-биологические, психологические, социологические, математико-статистические методы исследования.

Из педагогических методов чаще всего используют научный эксперимент, педагогическое наблюдение, хронометрирование, тестирование, анкетирование.

ЭКСПЕРИМЕНТ — это одна из сфер человеческой практики, в которой научные факты добываются путем преднамеренного создания необходимых условий, исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путем повторного воспроизведения изучаемого явления.

Проведение эксперимента должно отвечать обязательному правилу: его содержание и методы проведения не должны противоречить общим принципам обучения и воспитания. Например, недопустимо изучать методы тренировки, которые могут нанести вред здоровью испытуемых. Эффективность экспериментальной методики определяется по разнице показателей, полученных в ходе исследований.

Эксперимент может строиться по следующей схеме:

начальное исследование — проведение занятий — конечное исследование.

По степени изменения условий проведения эксперимента их принято подразделять на естественные, модельные и лабораторные.

По своей направленности и схеме проведения эксперименты могут быть абсолютными и сравнительными, прямыми и перекрестными.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ представляет собой целенаправленное восприятие отдельных сторон процесса обучения и воспитания и проводится на основе заранее разработанного плана. Наблюдение должно быть избирательным и конкретным. Получаемые в результате наблюдений факты должны регистрироваться в заранее разработанных протоколах. Объектом наблюдения могут быть: средства и методы обучения, поведение и взаимоотношения занимающихся и преподавателя, характер и величина нагрузки, техника физических упражнений, тактические действия, продолжительность выполнения упражнений и т. д.

Для проведения наблюдения используются следующие способы:

- словесное описание;

- графическая фиксация с использованием различных условных обозначений;

- стенографирование;

- фотографирование, киносъемка, видеозапись;

- звукозапись.

Для объективизаций результатов педагогического наблюдения применяют метод экспертных оценок, когда несколько квалифицированных специалистов независимо друг от друга дают оценку наблюдаемому действию по заранее разработанной шкале оценок (так, например, оценивается техника выполнения любых физических упражнений).

ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ — это определение времени, затраченного на выполнение каких-либо действий и его графическое изображение (хронографирование). Измерение и фиксация времени производятся с помощью секундомера. Также с помощью хронометрирования определяют общую и моторную плотность урока.

ТЕСТИРОВАНИЕ — это процесс измерения, проводимый с целью определения состояния или способностейчеловека. Полученное в итоге измерения числовое значение называется результатом тестирования. Наиболее типичной формой тестирования является выполнение контрольных упражнений. Тесты помогают выявить уровень развития отдельных физических качеств, технической и тактической подготовленности, а также их изменения под влиянием тренировочного процесса.

Тестирование также используется при отборе одаренных детей для занятий различными видами спорта.

В исследованиях, как правило, применяют не одно контрольное упражнение, а несколько.

Используемые тесты должны быть информативны, доступны для выполнения каждым испытуемым и выполняются с максимальной отдачей, что возможно в соревновательной обстановке.

АНКЕТИРОВАНИЕ — это беседа в письменной форме для получения ответов на предварительно подготовленные вопросы, отражающие задачи исследования. Так, исследуя проблему «Особенности силовой подготовки лыжниц», можно провести анкетирование тренеров, работающих с женским контингентом, и узнать, какие силовые упражнения применяются, с какими отягощениями, используются ли упражнения со штангой и т. д. С помощью анкетирования можно выяснить спортивные интересы и мотивы занятий различными видами спорта. Анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении эффективности какой-либо методики занятий, но в совокупности с другими данными исследований они могут иметь важное значение для установления истины. Вопросы анкеты желательно формулировать так, чтобы ответы на них выражались словами «да» и «нет» или цифровыми показателями. Можно использовать программированное анкетирование, где на каждый вопрос дается несколько ответов на выбор.

При выполнении ВКР можно использовать методы из других научных дисциплин.

Так, методы врачебного контроля дают возможность определить уровень физического развития и состояния здоровья исследуемых.

Уровень физического развития определяется по антропометрическим показателям: длине тела (l), массе (m), окружности грудной клетки (ОГК) и функциональному состоянию (ЧСС, ЖЕЛ и др.).

Уровень физической подготовленности определяется по показателям развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Следует помнить при этом, что исследуемых показателей для определения уровня физической подготовленности, как и уровня физического развития, должно быть не менее трех. Например, для оценки уровня физической подготовленности можно провести следующее тестирование: бег на 30 м, подтягивание, прыжок в длину с места.

Для оценки функциональных возможностей организма, исследования деятельности различных систем организма используются различные приборы: спирометр, кардиограф, миотонометр; в лабораторных условиях делают биохимические анализы крови, мочи, слюны и т. д.

Для изучения движений используются биомеханические методы (определение скорости, темпа, длины шага и т. д.).

Полученные с помощью различных методов исследования данные подвергаются обработке и анализу. В этих целях целесообразно использовать математико-статистические методы.

При этом чаще всего вычисляются следующие статистические показатели:

- среднее арифметическое (х);

- среднее квадратическое отклонение (s);

- ошибка средней величины (mх);

- коэффициент вариации (V);

- достоверность различий (t);

- коэффициент корреляции (r).

Среднее арифметическое отражает наиболее характерные свойства изучаемых явлений. Среднее арифметическое определяется путем деления суммы отдельных показателей на их количество (n):

.

Среднее квадратичное отклонение вычисляется по формуле:

σ ,

или по более удобной для вычисления, но менее точной формуле:

σ ,

где k – табличный коэффициент.

Ошибка средней величины находится по формуле:

.

Для сравнения изменчивости признаков и оценки однородности групп

применяют коэффициент вариации, который вычисляется по формуле:

.

Исследуемая группа будет считаться однородной, если V < 10 %.

Достоверность различий показателей определяется по t-критерию Стьюдента по формуле:

t = ,

где D – разница = |x1-x2|,

md – ошибка разницы = .

Затем t полученное сравнивается с tst табличным. Если t > tst, то различия считаются достоверными. При этом учитывается, что в спортивной практике достаточным является 5 % уровень значимости (Ро = 0,05).

Степень взаимосвязи изучаемых признаков определяется с помощью коэффициента корреляции Бравэ - Пирсона. Он вычисляется по формуле:

.

Абсолютное значение его лежит в пределах от 0 до 1.

Если r = 1, то это будет функциональная взаимосвязь.

При 0,7 < | r | < 0,99 взаимосвязь считается сильной (тесной).

При 0,5 < | r | < 0,69 средняя взаимосвязь.

При 0,2 < | r | < 0,49 слабая взаимосвязь.

При 0,09 < | r | < 0,19 очень слабая взаимосвязь.

Если r = 0, то говорят, что корреляции (взаимосвязи) нет.

Можно вычислить ранговый коэффициент корреляции Спирмена по формуле:

6åd2

rs= 1-,

n(n2-1)

где d — разница рангов показателей, ранг — место показателя в выборке.

Ранговый коэффициент корреляции, так же, как и линейный, колеблется в пределах:

-1 < r < 1.

Чем ближе абсолютное значение «r» к единице, тем теснее связь между отдельными признаками. Полное отсутствие связи равно 0.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: