№ 1. Доминирующим этносом в нашей стране являются русские, в какой последовательности Вы поставите по отношению к ним по культурным характеристикам следующие этносы: татары, украинцы, немцы, белорусы, якуты, евреи? Объясните свое решение.
№ 2. Имеют ли место социальные конфликты на этнической почве в таких странах: Испания, Франция, США, Англия. Ответ изложить по этой форме:
Наименование страны | Какие этнические общности участвуют в конфликтах | Причины конфликтов | В каких формах они протекают | Периодичность конфликтов |
Испания | ||||
Франция | ||||
США | ||||
Англия |
№ 3. Обоснуйте, этносы каких стран можно характеризовать такими чертами, как: дисциплинированность, точность, трудолюбие, хитрость, гостеприимство, открытость, приверженность традициям, ориентация на силу.
№ 4. Опираясь на материалы курса лекций профессора из США Н. Смелзера «Социология»: пер. с англ. – М., 1994, постройте вертикальную иерархию неравенства в США по этническому происхождению:
|
|
- коренное население США;
- этнические группы белых выходцев из Европы;
- этнические группы китайского происхождения;
- этнические группы японского происхождения;
- этнические группы мексиканского происхождения.
Кто и почему займет верхний уровень (полочку), промежуточной и самый низкий уровень?
№ 5. Проведите сравнительный анализ понятий «этнос» и «национальность», что у них общего и что их различает? Проведите аналогичный анализ понятий «нация» и «народ». Обоснуйте ответ.
Тема 8. Социальные институты и их функции в обеспечении жизнедеятельности общества
Цель семинарского занятия: усвоить сущность социальных институтов, их основные признаки, функции в обеспечении жизнедеятельности общества, этапы процесса институционализации, причины отмирания некоторых социальных институтов и появления новых.
Основные понятия: социальный институт, главные и вспомогательные институты, функция и дисфункция института, явные и латентные функции, институционализация, символы, кодекс и идеология социальных институтов.
План семинара
1. Понятие социального института, основные признаки и функции.
2. Процесс институционализации социальных институтов. Совершенствование и перепрофилирование социальных институтов.
3. Социальные институты семьи и образование, их функции.