Психолог в своей деятельности реализует специфические нравственные требования, нормы поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. Особую значимость в психолого-педагогической деятельности имеют вопросы этики и нравственности, так как педагог-психолог работает с личностью, часто с формирующейся личностью. Профессиональное кредо педагога-психолога должно включать
- научную честность и корректность при сборе экспериментальных данных;
- отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;
- отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;
- отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами;
- при проведении исследований не использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;
- строго соблюдать гарантии конфиденциальности;
- информировать испытуемых о целях проводимого исследования.
|
|
Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.
Вопросы для самоконтроля
1. Педагог-психолог, работающий в центре детского творчества относится к
А. первому уровню психологического обеспечения системы образования
Б. второму уровню психологического обеспечения системы образования
В. третьему уровню психологического обеспечения системы образования
2. Специалисты какого профиля участвуют в психологическом обеспечении образовательного процесса
А. только психологи
Б. психологи и социальные педагоги
В. психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты
3. В нашей стране профессия педагога-психолога появилась на уровне законодательства в
А. 30-е годы XX века
Б. 80-е годы XX века
В. 90-е годы XX века
4. Целью психологического обеспечения образовательного процесса является
А. оптимизация условий образовательного процесса
Б. решение психолого-педагогических проблем
В. благополучие всех субъектов образовательного процесса
5. Психологическая служба образования в России на современном этапе
А. активно развивается
Б. достигла наивысшего развития
В. сложилась по всем важным аспектам.
План семинара
1.Культурно-историческая роль педагога-психолога.
2.Педагог, психолог, педагог-психолог, их образы в различные эпохи.