Педагогические способности имеют возможности для интенсивного развития в специально созданных для этого условиях. Например, организаторские, коммуникативные, речевые способности можно развивать, систематически выполняя определенные упражнения или участвуя в специализированных тренингах. (см. Приложение № 4).
Вопросы для самоконтроля
1. Какое из этих качеств относится к доминантным?
А. целеустремленность и эрудиция;
Б. эрудиция и пристрастность;
В. доброжелательность и безответственность.
2. К негативным качествам относятся
А. рукоприкладство
Б. алкоголизм
В. рассеянность.
3. Способности проникать во внутренний мир человека - это
А. речевые способности
Б. коммуникативные способности
В. перцептивные способности.
4. К какому виду педагогических способностей относятся следующие характеристики: умение задавать вопросы, умение найти общий язык, эмпатия.
А. речевые способности
Б. коммуникативные
В. академические.
5. Социальная чувствительность – это
А. умение «подстроиться» под поведение другого человека
|
|
Б. умение понять и принять поведение другого человека
В. умение выслушать и понять другого человека.
План семинара
1. Качества личности, необходимые в психолого-педагогической профессии. Возможность их развития.
2. Качества личности, мешающие достичь высокого уровня результативности в психолого-педагогической деятельности. Способы их преодоления.
3. Диагностирование и развитие психолого-педагогических способностей.
Задания для самостоятельной работы
1. Письменно ответьте на вопросы: 1. Какое значение имеет процесс развития и формирования профессионально – значимых личностных качеств в профессиональном саморазвитии учителя? 2.Почему негативные качества личности тоже отнесены к профессионально значимым качествам?
2. Заполните анкету «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов». Проанализируйте полученные результаты и сформулируйте вывод. Обозначьте возможные пути профессионального развития. (см. Приложение № 3)
Литература
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей.- М.,1997.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия»,1998.
3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М., 2000.
4. Карельская А. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего педагога // Лучшие страницы педагогической прессы, 2003 № 3
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М., 2003
6. Косов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие: учеб-метод.пособие. - М.,2000.
|
|
7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Пед. общ-во России, 1999
8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара,1998.
9. Пупышева Е. Выявление ведущих факторов формирования профессионально значимых личностных качеств будущего учителя // Лучшие страницы педагогической прессы, 2003 № 3
10. Успенский В.Б, Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
11. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.,1998.