Тема 4. Типология и содержание форм воспитательной работы

Вопросы:

1.Понятие и классификация форм воспитания.

2.Общий алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия.

3.Методика проведения конкурса.

4.Организация театрализованной деятельности в начальных классах.

5.Методика проведения утренника в начальных классах.

1. Понятие и классификация форм воспитания

Форма воспитания – это внешнее выражение воспитательного процесса, совокупно отражающая цели, содержание, средства и методы воспитания, имеющая завершенную форму и определенные временные рамки.

Форма воспитательной работы – это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических), совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Во всем многообразии существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы можно выделить несколько их типов, которые должны различаться между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых, в свою очередь, может иметь, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое назначение и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания.

Исследователи выделяют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерным признаком этого типа форм является созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Существуют виды форм воспитательной работы, которые объективно могут быть отнесены к мероприятиям: беседы, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.).

Несмотря на то, что слово «мероприятие» приобрело некоторую негативную окраску и воспринимается многими почти как синоним формализма, заорганизованности, все же в целом ряде случаев те формы, в которых педагоги осуществляют воспитательную работу с детьми, по существу, являются именно мероприятиями, причем в самом положительном смысле слова. Мероприятия можно выбирать:

C когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо довольно сложную для них ценную информацию (скажем, из области гигиены, экологии, этики), познакомить с произведениями искусства (театра, кино, живописи, архитектуры) с культурной, политической жизнью общества (оказать прямое воспитательное воздействие);

C когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующему высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики, культуры и др. В этих случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов (встречи, экскурсии и т.д.);

C когда организаторские функции слишком сложны для детей (либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта). Например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности;

C когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо Например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям и т. п. В этом помогут занятия, практикумы, тренинги и др.;

C когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка и др.).

Мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называют делами.

Дело – это общая работа, важное событие, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:

P дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа. Например, посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т. п.;

P творческие дела, отличающиеся прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников;

P коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Понятие «игра» имеет множество значений. В своем основном значении оно означает развлечение. Игрой также называют воображаемую деятельность или действия в воображаемой ситуации, исполнение каких-либо ролей (актерская игра, деловая игра, имитационная игра и др.).

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения, развития (см. тему 13).

Выделяют и другие виды форм воспитательной работы:

· по продолжительности: продолжительные, кратковременные, традиционные;

· по субъекту организации: организуемые взрослыми для детей, на основе сотрудничества, организуемые самими учащимися;

· по числу участников: индивидуальные, групповые, массовые;

· по содержанию деятельности: познавательные, социально-ориентированные, трудовые, экологические, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, ценностно-ориентационные (примерную тематику воспитательных мероприятий для младших школьников см. в приложении 4).

Изучение воспитательной практики учителей начальных классов показывает, что значительное место в работе с учащимися занимают познавательные дела, что обусловлено возрастными психологическими особенностями младших школьников (методику проведения познавательных дел в начальных классах см. в приложении 5).

Педагоги-воспитатели, успешно работающие с учащимися, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой – в широком спектре деятельности выделяют какой-то один вид в качестве системообразующего и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность («лицо») классного коллектива. Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные дозы воспитания – тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты. Наиболее популярными вариантами реализации данного подхода являются:

C разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье» и т. д.;

C объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» и т. д.;

C систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический и т. д.;

C формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классно-урочного сообщества и воспитательные воздействия во временном пространстве.

2. Общий алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия

Выбор формы работы, целеполагание. Важно обращать внимание на название формы, так как в нем уже могут быть заложены некоторые методические идеи и подсказки. Например, педагог решил провести турнир эрудитов. Он должен хорошо себе представлять, чем турнир отличается от конкурса. Турнир – это соревнование (состязание) по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. А конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы.

Важное требование - учет уровня развития коллектива и воспитанности учащихся, интересов воспитанников, условий среды, объективных возможностей.

Формулировки воспитательных задач должны быть четкими, конкретными, нацеленными на результат, отражать стержневую идею, направленность на развитие сознания, чувств и поведения воспитанников.

Подготовительная работа. Создается инициативная группа, деятельность которой осуществляется на принципах педагогики сотрудничества. Позиция педагога зависит от уровня сформированности и организованности коллектива. На данном этапе важно создать психологический настрой – вызвать желание и готовность участвовать в предстоящем мероприятии.

Этап проведения воспитательного мероприятия. Начало должно активизировать внимание, настраивать воспитанников, вызывать интерес к предстоящему делу. Необходимое условие - логика и последовательность всех этапов мероприятия. Основная идея должна пронизывать все содержание. Особое значение имеет активность участников (как внешняя,так и внутренняя), проявление творчества. Важное методическое требование - организационная четкость проведения мероприятия.

Финальная часть. Здесь необходимо усилить положительные переживания воспитанников, мотивацию, вызвать чувства удовлетворения, сопричастности, содействовать развитию самооценки (рефлексия).

3. Методика проведения конкурса

Задачи конкурса: развитие коллективизма, индивидуальных способностей и интересов учащихся, воспитание адекватной самооценки, нравственных качеств.

Методика организации конкурса предполагает выбор вида деятельности, разработку Положения о конкурсе, проведение рекламной кампании, разработку критериев и формы оценивания результатов, организацию финальной части конкурса (по А.С. Афанасьеву).

С учетом возраста учащихся конкурсы в начальных классах зачастую носят комплексный характер, то есть включают разные виды деятельности, например, конкурсы «А ну-ка, девочки!», «Рыцарский турнир» и др. Они должны быть эмоционально окрашены, учить честно соревноваться, достойно проигрывать, радоваться успехам товарищей (более подробно методику проведения конкурса см. в приложении 6).

4. Организация театрализованной деятельности в начальных классах

Задачи театрализованной деятельности: развитие познавательных интересов, творческих способностей, выразительности речи, способности понимать внутреннее состояние другого человека и др. Формы организации театрализованной деятельности в школе: школьный театр, студия, конкурсы актерского мастерства, театрализованные праздники и представления, игры-драматизации, кукольный театр, инсценировки.

Педагогические условия организации театрализованной деятельности:

- четкое определение целей и задач деятельности;

- привлечение к сотрудничеству взрослых и старшеклассников;

- тщательный подбор литературного материала;

- учет эмоциональности детей, их индивидуальных особенностей;

- создание атмосферы, способствующей творческому самовыражению;

- организация специальных упражнений для выработки необходимых умений и навыков (импровизации, действия с воображаемыми предметами, чтение по ролям, работа над артикуляцией и др.) Подробнее методика организации театрализованной деятельности отражена в приложении 7.

5. Методика проведения утренника в начальных классах

Воспитательные задачи детского праздника: воспитание коллективизма; развитие творческих способностей; эмоциональная разгрузка.

Методика организации утренника в начальных классах предполагает выполнение следующих основных требований:

- выбор темы утренника; определение места и времени проведения;

- целеполагание;

- организация инициативной группы по подготовке утренника;

- разработка сценария с учетом стержневой идеи, задач, разнообразия видов деятельности; соблюдения законов сценического действия;

- подготовка необходимого оборудования;

- репетиции отдельных элементов праздника;

- проведение утренника;

-обсуждение результатов коллективной деятельности, эмоционального впечатления (см.приложение 8).

Тема 5. Методика составления плана воспитательной работы

Вопросы

1.Целеполагание в воспитании

2. Сущность, функции и принципы планирования воспитательной работы

3. Виды и структура плана воспитательной работы

4. Методика планирования

1.Целеполагание в воспитании

Целеполагание – деятельность педагога по формулированию целей и задач воспитания и проектированию путей их достижения. Это движущая сила организации воспитательного процесса, которая обеспечивает значимость цели воспитания для всех участников процесса. Структурно процесс целеполагания включает:

- обоснование и выдвижение целей;

-определение путей их достижения;

-проектирование ожидаемого результата.

Цели воспитания – явление многоуровневое. На одном уровне цели воспитания – это общие ценностные устремления, выражающие общественные, жизненные, педагогические идеалы воспитателя, педколлектива, общества. На другом уровне – это цели деятельности воспитателя как более конкретные устремления, содержащие не только представления о желаемых изменениях в школьниках в результате педагогических усилий (результативные цели), но и о желаемых качествах самого воспитательного процесса (процессуальные цели).

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. В теории и практике воспитания различают три основные цели:

C идеальная цель – это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;

C результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени;

C процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).

В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива и спецификой условий его жизнедеятельности.

Большинство педагогов избирают в качестве идеальной цели воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. В выборе результативной цели классные руководители опираются, как правило, на спроектированный в масштабе всего образовательного учреждения образ (модель) выпускника начальной, основной или средней школы, внося при этом необходимые коррективы, отражающие особенности состава класса.

Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, так как они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение воспитанниками желаемого образа выпускника (учащегося). При разработке результативной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности.Они должны быть:

j направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного; эстетического и физического потенциалов, овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной и природной действительности;

k сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности;

l обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации;

m конкретными, четко и ясно сформулированными;

n трудными, но реально достижимыми;

o гибкими, то есть обладать способностью к корректировке;

p диагностичными.

2. Сущность, функции и принципы планирования воспитательной работы

В самом общем представлении план – документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Функции планирования: направляющая, прогнозирующая, координирующая, контрольная, репродуктивная.

Принципы планирования воспитательной работы:

-целенаправленность (содержание и формы работы должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач воспитания);

-комплексность (разнообразие содержания и форм работы, включение воспитанников в разные виды деятельности);

-преемственность (исключение дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы);

- конкретность и целесообразность (учет особенностей ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, традиций);

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей учащихся;

- реалистичность и разумная насыщенность плана;

- план является результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

3. Виды и структура плана воспитательной работы

Выделяют разнообразные виды планов: план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день; план работы по одному из направлений воспитания; план работы с творческим или общественным объединением; перспективный, календарный и текущий план воспитательной работы; план подготовки и проведения конкретного мероприятия или дела.

В разделах плана, как правило, отражаются основные виды деятельности младших школьников.

В.П.Сергеева рекомендует следующую структуру плана воспитательной работы:

1)Характеристика классного коллектива (особенности состава класса, степень сплоченности учащихся, работоспособность, успеваемость, уровень сформированности классного коллектива, наличие детей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога).

2)Воспитательные задачи на данный период.

3)Жизнедеятельность классного коллектива.

4)Работа с родителями.

5)Индивидуальная работа с учащимися.

Существуют различные подходы к разделам и форме плана (см. приложение 9). Их выбор зависит от концептуальных подходов к воспитанию, возраста воспитанников, особенностей воспитательной системы школы, региональных особенностей.

4. Методика планирования

Планирование - процесс совместной деятельности классного руководителя и учащихся по определению содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения. Общий алгоритм планирования: целеполагание, определение временного периода, выбор формы плана, структурирование (выделение направлений и видов деятельности), коллективное планирование, выбор средств и форм воспитания, распределение событий во времени и оформление плана.

По М.А.Бесовой, можно выделить различные способы привлечения к планированию воспитанников: предложить выбрать формы из предложенных учителем; обсудить на классном собрании в микрогруппах, какие дела дети хотели бы провести; организовать конкурс на лучшее предложение, аукцион идей и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: